Измайлово. Дом с лампочкой
Анастасия Соловьёва
Есть в Москве районы, которые не то чтоб не исхожены, но совершенно не изучены. О них не написаны книги, практически нет публикаций, никто не делал планы исторической застройки, не выявлены архитектурные проекты и зачастую неизвестны даже архитекторы. Одной из таких terra incognita является Измайлово. Почти 85 лет этот район полноценная часть Москвы, но до сих пор не определено его значение в послевоенной истории города, не дана оценка его уникальному архитектурному облику, нет осмысления роли малоэтажной застройки, определившей характер Измайлова. И так же, как и вся Москва, Измайлово несет потери чуть ли не каждый день. Очевидно, что исследователю надо торопиться. Данная публикация призвана открыть цикл материалов по истории и архитектуре Измайлова.
Как гласит советская легенда, проезжал как-то Ленин по Генеральной улице (ныне Электрозаводская) и увидел недостроенный замок – здание бывшего завода «Проводник». И как раз в это время работал он над планом ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России). И решил он превратить этот «замок» в электротехнический завод. В 1928 году здесь был открыт первый и единственный на всю страну Московский электрозавод.
Очень быстро предприятие стало мощнейшим комбинатом, и перед дирекцией остро встал жилищный вопрос: где селить рабочих и их семьи. Недалеко, тогда еще за чертой города, находились земли Измайлова. И в 1930-е годы на пустырях за речкой Серебрянкой вырос поселок Электрозавода. Это были деревянные двухэтажные бараки, которые занимали территорию современных Первомайской и Парковых улиц. Не только Электрозавод устроил здесь рабочий поселок, многие предприятия Москвы поселили в Измайлове своих рабочих.
В 1935 году, 10 июля вышло постановление Совета народных комиссаров и ЦК КПСС «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Территория города увеличилась более чем вдвое, а Измайлово со своими барачными поселками стало районом Москвы. Затем началась война, и уже после войны Измайлово вступило в пору расцвета.
Совсем небольшой отрезок времени, до конца 1940-х годов, градостроительная политика страны была удивительно и неожиданно человечной. Острый жилищный кризис вынуждал строить быстро, поэтому был взят курс на малоэтажное строительство.
С 1946 года почти одновременно в разных местах Измайлова на месте прежних бараков началось строительство нескольких самостоятельных микрорайонов. Они назывались поселками, потому что строились чаще всего для какого-нибудь предприятия, учреждения: для нефтяников, геологов, подводников и т. д. Эти малоэтажные ансамбли спроектировали разные архитекторы. Не все удалось воплотить, политика градостроительства менялась в те годы стремительно. Но в результате получился уникальный, очень удобный, камерный мир Измайлова. Мир, до сих пор не исследованный.
Московский электрозавод, вернее, один из его цехов электрических ламп, ставший с 1939 года отдельным Электроламповым заводом (МЭЛЗ), также принялся за строительство жилья для своих сотрудников. Их дома заняли территорию одного квартала, правую сторону Первомайской улицы между 2-й и 3-й Парковыми. К середине 1950-х годов было построено десять зданий, включая детский сад и трансформаторные подстанции.
Работники завода строили дома собственными силами, зачастую они же и были будущими жильцами этих домов. Представить только, после работы встречаешься у проходной со своими будущими соседями и идешь вместе с ними строить свой дом!
На стройке люди овладевали новыми для себя специальностями, начиная от закладки фундамента и заканчивая отделочными работами. Известны даже имена строителей-жильцов. Григорий Семин начинал как бригадир чернорабочих, к концу стройки стал начальником строительного участка. Слесарь завода Николай Бушуев стал каменщиком. Более того, за перевыполнение нормы он был награжден орденом «Знак почета». Сложилась и молодежная бригада: конструктор Лев Орлов, испытатель Раиса Комарова, инженер Николай Молчанов, стеклодув Анатолий Антипов.
Разумеется, работала и строительная техника, но когда строился самый первый дом, ее еще не было, и здание практически возводили вручную. Этот первый дом скрыт внутри квартала, его современный адрес: 2-я Парковая улица, д. 18. Он был закончен в 1951 году, в самом конце эпохи малоэтажного строительства. Это единственный трехэтажный дом в этом квартале и один из самых примечательных во всем Измайлове.
Дом расположен покоем, то есть в плане похож на букву «П», образуя обширный внутренний двор с некогда работавшим фонтаном. У здания невысокий цоколь, первый этаж рустован и отделен межэтажным карнизом. Композиционный центр дома отмечен четырехэтажным ризалитом с фронтоном, украшенным полуциркульным окном и вазонами на крыше. А над подъездом в картуше с датой постройки дома помещено изображение лампочки – символ родного предприятия.
Всего во двор выходит девять подъездов, по три в каждой перекладине. Их оформление идентично: мощные пилоны венчает карниз, над ним полуциркульное окно со стилизованным листом аканта. Дверь обрамлена орнаментом в виде витого шнура. В пространстве между карнизом и дверью картуш, где были написаны номера квартир. Сейчас картуш скрыт за уродливой трубой газопровода. Небольшой уклон местности обусловил наличие ступеней перед несколькими подъездами.
В конце 1940-х – начале 1950-х годов жилой дом, как правило, имел парадный подъезд и черный ход. Подъезды, выходящие во двор, были как раз таким черным ходом, а парадные выходили на другую часть фасада. В какой-то степени этот принцип сохранен и здесь. С той разницей, что парадных подъездов всего три, по одному на каждую перекладину, в ее середине. Каждый из них имеет свой неповторимый характер оформления.
Самым простым стал подъезд в центральном корпусе, он обращен на восток. И весь восточный фасад выглядит значительно строже остальных. Его дворовый аналог гораздо представительней.
Южное парадное украшено балкончиком с балясинами и четырьмя шарами. Балкон стоит на парных кронштейнах.
Самым нарядным, действительно парадным, является северный подъезд с множеством затейливых элементов: барочные изгибы лестницы, выносной балкон с изящными балясинами и крупными шарами на углах, балконная дверь, обрамленная пилястрами из нанизанных друг на друга кубов. Эти внушительные пилястры имеют неожиданные капители с ионическими завитками и пятиконечной звездой. Парадное обращено в сторону Первомайской улицы, но не просматривается с нее. Скорее, этот подъезд должен был задавать тон другому двору, образованному северным фасадом этого дома и южным фасадом дома № 30 по Первомайской улице, построенного на два года позже.
Но главное украшение этого дома — лоджии на торцах здания. Они имеются на всех трех этажах. Первоначально лоджии были открытыми, и их взлетающие ренессансные арки со сложной игрой светотени создавали неповторимую пластику фасадов, предваряющих вход во двор. Судя по рисунку и состоянию деревянных рам, застеклили лоджии почти сразу после постройки. Возможно, даже при участии архитектора. Но и в таком застекленном виде они достойно завершают неповторимый облик этого прекрасного здания.
Осталось рассмотреть детали декора, деликатно размещенные на фасадах дома: лепная гирлянда, решетки балконов, пилястры, рисунок карниза. Парные окна первого этажа имеют разделительную колонку, состоящую из кубов. Она похожа на пилястры северного парадного крыльца, но без капителей. Такие же окна второго и третьего этажей тоже имеют колонку, но она гораздо изящнее, тоньше, с подобием ионической капители. Эта милая деталь как-то по-особому трогательна. От такой архитектуры не устаешь, по ней невозможно скользить равнодушным взглядом.
Декоративные детали того времени были типовыми. В Измайлове, например, как минимум три дома с такими колонками. Но варианты их применения на фасаде Дома с лампочкой говорят о высоком художественном вкусе. Это же, безусловно, можно сказать и обо всей архитектуре здания, здесь работал выдающийся архитектор. Но ни в специальной литературе, ни в периодике того времени имя автора этого дома не встречается.
Однако в Госкаталоге есть две фотографии с изображением фрагментов здания, они безадресны, но с подписанным авторством. Вот эти фотографии и описание к ним: Жилой дом в Измайлове. Чалтыкьян Г.Я. 1951 г. Фото Грановского.
Невозможно не узнать характерные лоджии, фронтон с вазонами и картуш с лампочкой над подъездом. Это наш дом на 2-й Парковой. А его создателем оказался ведущий советский архитектор Георгий Яковлевич Чалтыкьян. В это время он работал главным архитектором Первомайского района. И недалеко от Дома с лампочкой на Измайловской площади находится его же творение, Дом культуры строителей, признанный объект культурного наследия.
Большая благодарность потомкам Чалтыкьяна, которые предоставили еще две замечательные фотографии из семейного архива. Вот они:
Удивительно, что это единственные старые фотографии дома. Даже на всеобъемлющем pastvu ничего нет.
Глядя на них, можно убедиться в современной прекрасной сохранности как всего облика здания, так и его частностей. Даже столярка полуциркульных окон с рисунком полусолнца первоначальна. Многое сохранилось и внутри здания: деревянные филенчатые двери с армированным стеклом, деревянные перила лестниц с ажурной решеткой, рисунок которых повторяет ограждения балконов, массивные чугунные радиаторы.
Их великолепное состояние говорит о бережном и любовном отношении к своему дому его обитателей на протяжении всех семидесяти лет. До сих пор Дому с лампочкой везло. В Измайлове было уже три волны сноса – он сохранился. Дом не попал под реновацию! Но в этом году ему придется столкнуться с трудностями капремонта. И теперь у неравнодушных жителей Измайлова особая задача: сохранить творение Чалтыкьяна в том виде, в котором его создал автор. Не допустить замены деревянных полуциркульных солнечных рам на бездушный пластик или уничтожения подлинных распашных дверей. Проследить за качеством реставрации декора и сохранностью отдельных его частей.
На данный момент Дом с лампочкой не обладает охранным статусом, но очевидно, что теперь это лишь вопрос времени.
19 комментариев