Реконструкция “по-московски”: муляж исторического города

Игорь Шихов

Ситуации, когда подлинное историческое здание заменялось “таким же, но еще лучше”, не редкость для Москвы. Достаточно вспомнить Военторг, гостиницу “Москва”, или чуть менее известную историю с домом драматурга Сухово-Кобылина на Страстном бульваре. Производство бетонно-пенопластовых муляжей исторических зданий было поставлено на поток при Лужкове и продолжается при нынешней московской власти. Жертвой этой пагубной практики становятся в основном крепкие кирпичные дома, составляющие рядовую застройку исторической части города.

Пару лет назад был заменен новоделом дом в конце Большого Тишинского переулка. Заканчивается “реконструкция” (с полным сносом исторических стен) дома 5 в Печатниковом переулке и дома 22 на 1-й Тверской-Ямской улице.

В ближайшее время ту же участь могут разделить еще два исторических здания. Эти два адреса в разных местах города сближает совпадение как заказчика (некое АО “МПСИ” — “Московский проектно-строительный институт”), так и проектировщика нового строительства (“Бюро 22” А.Р. Асадова).

Трехэтажный доходный дом Шелудякова (Трубная улица, 33, стр. 1), построенный в 1888 году архитектором В.Н. Корнеевым, застройщик планирует приспособить под апартаменты. Здание находится в охранной зоне объектов культурного наследия, строительство в которой возможно лишь в рамках регенерации утраченных элементов или характеристик историко-градостроительной и природной среды. Но, хотя дом не утрачен, разработчики проекта не скрывают, что не собираются его сохранять. По проекту подлинные кирпичные стены заменяются на бетонные с утеплителем, а существующий фасадный декор предлагается “восстановить”.

При формальном сохранении габаритов здание увеличивается в объеме на 2 этажа: добавляются подземный этаж и мансарда. Ради получения нескольких десятков лишних квадратных метров заказчик готов пойти на нарушение режима охранной зоны.

Под угрозой оказывается и соседний доходный дом Чумакова (Трубная улица, 31), построенный в 1896 г. по проекту И.Ф. Мейснера. Его техническое состояние таково, что производимые рядом работы могут привести к обрушению. Сейчас оба дома выселены, ограждены со стороны улицы общим забором и затянуты фальшфасадами.

***

Облик выстроенного в стилистике рационального модерна доходного дома Рихтер в Докучаевом переулке, 10, предлагается “реконструировать”. Разумеется, после сноса здания. Используется та же схема, что на Трубной улице. Нигде в документах слова “снос” вы не найдете, но при сравнении текущего состояния с планируемым решением становится очевидным, что ради освоения подземного и подкровельного пространств заказчик и нанятый им архитектор готовы легко расстаться с подлинными кирпичными стенами и заменить их бетонно-пенопластовыми.

В обоих проектах техническим заказчиком выступает АО “УЭЗ” (“Управление экспериментальной застройки микрорайонов”) А.А. Суниева, весьма близкого к М.Ш. Хуснуллину. Не исключено, что именно этим объясняется легкость, с какой утверждается градостроительная документация на реализацию подобных проектов.

7 комментариев

Спасибо за статью! Очень болезненно воспринимаются все, так называемые, реконструкции. .
Анастасия Сивицкая больше года назад   Изменить
Немного о доме в Б. Тишинском переулке, 45. Мы там живем, дом сносили на наших глазах. Мы об этом даже делали фильм. Но дело вот в чем. Что такое новодел, люди до конца не понимают. Ну, подумаешь, мансарда, подумаешь, здесь повыше, там пошире, думают многие. Вот и не подумаешь. Дом в Тишинском переулке хрестоматийный. У нас стояло по линии переулка четыре здания с крыльями, буквой "П", с вывернутым парадным входом. Особнячок, общежитие, этот жилой дом и школа. Это же канон. И все здания четырех эпох или трех. Кирпичный стиль и два переода послевоенного строительства. Теперь на месте дома стоит коробка, без крыльев. Город утяжеляется и лишается крыльев. Цепи! Цепи. И прежде всего для тех, кто ими пользуется.
Наталия Судакова больше года назад   Изменить
Спасибо Игорю за статью. До сих пор не могу спокойно смотреть на новодельную гостиницу "Москва". Новоделы лишены исторических корней, души города. Они сродни пластмассовым деревьям вместо живых, росших на этом месте. Находятся же проектировщики, тот же А.Р. Асадов, которые готовы ради денег угодить дурновкусию и жадности заказчиков :(
Я лично не вижу здесь никакого "новодела". Да, современные материалы, но фасады сохранили в себе традиционный подход в архитектуре. Если выполнить фасад и все архитектурные обломы, детали из хороших материалов, то зритель (горожанин) не увидет диссонанса нового здания по отношению к окружающей исторической среде. Считаю, что город должен жить ( осуществляться реконструкция или новая застройка), но при условии сохранения преемственности развития города.
Дак еслиб они хотябы обломы выполняли! Невооруженным гшазом на маленьком экране телефона видна низкосортная подделка, где всё говно - и общий вид, и цветовые решения, и обломы, и заполнения проёмов и фактура материалов. Оно само по себе отвратное и ни капли не похоже на то, сто было. А среднестатистическому горожанину на всё на ть, на такого горожанина смотреть не стоит, а руководствоваться чувством прекрасного, нормативными актами и законами.
Во-первых, материалы АГР были формально украдены из базы - вопрос кем? Во-вторых - вся документация была подготовлена с учетом действующих градостроительных ограничений - зачем вводить читателей, не обладающих специальными знаниями в области градостроительства, в заблуждение? На указанные проекты были получены положительные заключения государственной экспертизы без участия административного ресурса. В-третьих, несмотря на то, что А.Р. Асадов формально является автором проектов, никакого юридического отношения к ООО "Бюро 22" он не имеет - хватит публиковать непроверенные сведения.
Андрей, отвечаем по пунктам: 1) АГР не является секретным и может быть получен по запросу, а вот термин "украдены" тянет на клевету; 2) речь не про "градостроительные ограничения", а про подмену понятий: термином "реконструкция" прикрывают снос и новое строительство, хотя и в тех же габаритах, но в новых материалах; 3) степень "формальности" отношений между А.Р.Асадовым и "Бюро 22" не имеет принципиального значения. Важно, что его подпись присутствует под этими и подобными проектами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *