Реконструкция “по-московски”: муляж исторического города
Игорь Шихов
Ситуации, когда подлинное историческое здание заменялось “таким же, но еще лучше”, не редкость для Москвы. Достаточно вспомнить Военторг, гостиницу “Москва”, или чуть менее известную историю с домом драматурга Сухово-Кобылина на Страстном бульваре. Производство бетонно-пенопластовых муляжей исторических зданий было поставлено на поток при Лужкове и продолжается при нынешней московской власти. Жертвой этой пагубной практики становятся в основном крепкие кирпичные дома, составляющие рядовую застройку исторической части города.
Пару лет назад был заменен новоделом дом в конце Большого Тишинского переулка. Заканчивается “реконструкция” (с полным сносом исторических стен) дома 5 в Печатниковом переулке и дома 22 на 1-й Тверской-Ямской улице.
В ближайшее время ту же участь могут разделить еще два исторических здания. Эти два адреса в разных местах города сближает совпадение как заказчика (некое АО “МПСИ” — “Московский проектно-строительный институт”), так и проектировщика нового строительства (“Бюро 22” А.Р. Асадова).
Трехэтажный доходный дом Шелудякова (Трубная улица, 33, стр. 1), построенный в 1888 году архитектором В.Н. Корнеевым, застройщик планирует приспособить под апартаменты. Здание находится в охранной зоне объектов культурного наследия, строительство в которой возможно лишь в рамках регенерации утраченных элементов или характеристик историко-градостроительной и природной среды. Но, хотя дом не утрачен, разработчики проекта не скрывают, что не собираются его сохранять. По проекту подлинные кирпичные стены заменяются на бетонные с утеплителем, а существующий фасадный декор предлагается “восстановить”.
При формальном сохранении габаритов здание увеличивается в объеме на 2 этажа: добавляются подземный этаж и мансарда. Ради получения нескольких десятков лишних квадратных метров заказчик готов пойти на нарушение режима охранной зоны.
Под угрозой оказывается и соседний доходный дом Чумакова (Трубная улица, 31), построенный в 1896 г. по проекту И.Ф. Мейснера. Его техническое состояние таково, что производимые рядом работы могут привести к обрушению. Сейчас оба дома выселены, ограждены со стороны улицы общим забором и затянуты фальшфасадами.
***
Облик выстроенного в стилистике рационального модерна доходного дома Рихтер в Докучаевом переулке, 10, предлагается “реконструировать”. Разумеется, после сноса здания. Используется та же схема, что на Трубной улице. Нигде в документах слова “снос” вы не найдете, но при сравнении текущего состояния с планируемым решением становится очевидным, что ради освоения подземного и подкровельного пространств заказчик и нанятый им архитектор готовы легко расстаться с подлинными кирпичными стенами и заменить их бетонно-пенопластовыми.
В обоих проектах техническим заказчиком выступает АО “УЭЗ” (“Управление экспериментальной застройки микрорайонов”) А.А. Суниева, весьма близкого к М.Ш. Хуснуллину. Не исключено, что именно этим объясняется легкость, с какой утверждается градостроительная документация на реализацию подобных проектов.
7 комментариев