Проржавели ли доспехи «Красного богатыря»?
Город, с упоением уничтожающий историю, или Что в Москве называют «ржавым поясом»
15 января 2019 года вышло постановление Правительства Москвы № 18-ПП Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной проспектом Ветеранов, Богородским шоссе, улицей Богатырский Мост, Краснобогатырской улицей, Просторной улицей, а проще говоря – по застройке территории бывшего гиганта промышленности, одного из крупнейших предприятий Москвы конца XIX — начала XX вв., завода «Московского товарищества резиновой мануфактуры», ставшего позже заводом «Красный богатырь», со сносом всех его построек.
В 2017 году Архнадзор уже писал о планах по застройке бывшей заводской территории и о «войне экспертиз», касающихся ее ценности.
Согласно вышеуказанному постановлению площадь проектируемой территории составит 53,42 га.
29 января в Твиттере Сергея Собянина появилось сообщение следующего содержания:
«В «ржавом поясе» Москвы, как называют старые промзоны, постепенно растут уютные микрорайоны. В 2018-м ввели там 3,5 млн кв м недвижимости. Принимаемся за планировку территории бывшего завода «Красный богатырь». Акцент на развитие транспорта, социальной инфраструктуры, озеленение».
В этом сообщении содержится несколько ключевых моментов, попробуем в них разобраться.
Сначала речь идет о «ржавом поясе», которым в данном случае называют районообразующее предприятие с более чем 130-летней историей, сохранившее большую часть дореволюционных построек, находящихся в хорошем техническом состоянии.
Для примера хотелось бы привести ряд архивных чертежей и современных фотографий, говорящих о том, что исторические корпуса не очень увязываются с образом «ржавого пояса».
Под «уютным микрорайоном» Сергей Семенович, видимо, понимает плотную застройку жилыми домами высотой до 75 метров (около 25 этажей) и к ней 4317 машиномест в подземных паркингах, а также строительство многофункционального общественного комплекса еще с 1157 подземными машиноместами.
В довершение всего стоит отметить развитие социальной инфраструктуры в виде одной школы и трех детских садов, которые с трудом смогут обеспечить этот «уютный» микрорайон.
Отдельно обратим внимание на озеленение, которое выражается в исключении около 17 га земли из границ объекта природного комплекса «Долина реки Яузы».
Любой желающий сможет без труда найти всю информацию в этом замечательном постановлении.
А если вспомнить, что история с подготовкой к сносу символа района сопровождалась снятием статуса исторически ценных градоформирующих объектов с двух наиболее ценных построек – главного корпуса завода (Краснобогатырская ул., д.2, стр.2), построенного в 1911 году по проекту Густава Августовича Гельриха, и конструктивистского здания пожарной части № 22 (Краснобогатырская ул., д. 6), построенного в 1927 году предположительно при участии архитектора Александра Владимировича Куровского, — и публичными слушаниями, которые превратились в фарс, то возникает резонный вопрос: а нужно ли все это жителям района? Ведь в данном случае речь идет не просто о ценных исторических зданиях, но о чем-то более значимом. Предлагается ликвидировать целый пласт истории района, жизнь которого на протяжении более 100 лет была неразрывно связана с этим предприятием.
Алгоритм действий очень схож с самой нашумевшей ситуацией, возникшей в начале 2019 года с проведением публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки на Б. Никитской улице, д. 17. На Краснобогатырской все начиналось с тех же самых предложений по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
Может, и здесь еще не поздно принять взвешенное решение, не стирая с лица земли предприятие, являющееся лицом района?
Историческая справка
Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры возник в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона. У его истоков стояли Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский и К.И. Редер. В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь.
В 1910 году завод был реорганизован. На его основе было создано русско-французское Общество резинового производства и торговли «Богатырь». Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии. В 1923 году завод поменял название на «Красный богатырь». С 1990-х производство сокращалось, а 30 апреля 2004 года завод был закрыт. Все последние годы в бывшем главном корпусе завода располагалась Московская ярмарка развлечений.
14 комментариев