Ар-нуво на Никольской: долгий путь в памятники
Вот событие, словно приуроченное к 10-летию Архнадзора, которое мы будем отмечать через несколько недель: «Зал с мозаиками» в доходном доме графа Орлова-Давыдова на Никольской улице, 12 включен в реестр памятников.
Эпопее спасения мозаик ровно 10 лет. В 2009 году один из активистов новорожденного Архнадзора «по заданию центра» заявил на охрану весь дом № 12. И получил ожидаемый отказ: администрация Юрия Лужкова, по своему обыкновению, не желала связывать руки застройщику, превращавшему бывший доходный дом в гостиницу. Реконструкция сопровождалась надстройкой, закрывшей вид на Ивана Великого с Большой Лубянки. Под угрозой оказались мозаики, украшавшие изнутри торговый зал первого этажа.
Об авторстве мозаик рассказали они сами: несколько вставок украшены клеймом выдающегося зодчего французского ар-нуво Эдуарда Ниермана. О подробностях и значении этого открытия написала на нашем сайте историк архитектуры, ведущий исследователь русского модерна Мария Нащокина. Магазин Кёлера в Москве нашелся и в составленном Ниерманом перечне своих работ. Там он датирован 1907 годом.[1]
После отказа в постановке дома на охрану судьба мозаик держалась на честном слове заказчика, данном Мосгорнаследию и Архнадзору. Мы редко рассказываем о невидимой части своей работы. Скажем только, что в 2011 году провели с застройщиком два тура переговоров. А еще вспомним, что за нами в зал Кёлера смог прийти выдающийся художник-реставратор и историк искусства Владимир Сарабьянов (1958-2015) со своими студентами.
Автор новой заявки, поданной в 2015 году, координатор Архнадзора, просит не называть себя, поскольку, как говорит сам, лишь опирался на исследования ученых. Однако ему принадлежит и плодотворная идея: заявить на охрану собственно мозаики, коль скоро дом Орлова-Давыдова уже получил отказ. В итоге, то есть в результате согласия Мосгорнаследия с актом государственной историко-культурной экспертизы за подписью замечательного исследователя Москвы Евгении Дутловой, памятником стал «Зал с мозаиками».
Уже несколько лет в этом зале работают, сменяя друг друга, рестораны. Они определенно дорожат своим историческим убранством. А когда в 2016 году мозаики стали выявленным памятником, мы смогли выдохнуть.
И все-таки точку в этой истории ставит только что опубликованное решение Мосгорнаследия от 12 декабря.
Охотно примем к своему первому юбилею еще десяток таких подарков.
____
Примечание
[1] «Проект отделки московского магазина присутствует в списке работ плодовитого французского зодчего и декоратора под названием – шоколадный магазин Кёлера. Вероятно, фамилия заказчика Романа Романовича Кёлера (Kohler) (1838 – 1907) была им ошибочно принята за имя известного швейцарского шоколатье – одного из изобретателей и успешного торговца твердым швейцарским шоколадом. Московский однофамилец Кёлер имел другую профессию – он активно развивал отечественную химическую промышленность. Начав свою трудовую деятельность в Старо-Никольской аптеке Феррейнов, где выучился на химика-провизора, он в 1862 г. создал в Москве первую в России фабрику для производства водочных и конфетных специй и эссенций, а затем несколько эфирных заводов, занимался производством мыла, аптекарской, парфюмерной и кондитерской посуды. Эта продукция, скорее всего, и продавалась в магазине на Никольской». (М.В. Нащокина, Произведение Эдуарда Ниермана в Москве: Доклад на научной конференции НИИТИАГ — РААСН «Архитектурное наследство», 2009 г.)
6 комментариев