Три вандализма в одной усадьбе
Рустам Рахматуллин, Игорь Шихов
Угроза девятиэтажного строительства на Большой Никитской, 17, между Московской консерваторией и Театром имени Маяковского, во дворе действующей школы, на территории древней усадьбы, стала темой декабря и переходит в новый год.
Мантра главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова о том, что проекта нет, означает, что он есть. Эскиз смотрелся на Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) и одобрен, а ведомство главарха готовило его к рассмотрению. У нас есть протокол и картинки. Выполненные, конечно, с птичьего полета, чтобы скрадывалась высота.
Мантра о том, что дом не сносится, бессмысленна, потому что тема тут другая: новое строительство повышенной этажности. Вместо старого дома или у него на голове.
Мы можем догадываться, а Сергей Собянин и Марат Хуснуллин точно знают, кому и почему дают куски старого города. Формально заказчиком нового строительства выступает некий Андрей Маталыга. Восемь юридических лиц из принадлежащих ему двадцати одного зарегистрированы почти напротив, в доме № 16 по Большой Никитской. Среди двадцати одного — «ЛидЭстейт», за один день уничтоживший усадьбу Неклюдовых на Малой Бронной. Заказчик нового погрома – «МэйнЭстейт»: та же бактерия, но в профиль.
За Маталыгой, по данным СМИ, стоит Артем Дюмин, хозяин СК «Олимпийский», брат тульского губернатора. Это его компания «Продмаркет» в партнерстве с Годом Нисановым и Зарахом Илиевым продолжает грызть до фасадных стен доходные дома на Варварке, 14. Это его партнер по проекту на Варварке Дмитрий Шумков был найден в петле.
Структурам Дюмина и Маталыги отдана также усадьба Позднякова на Большой Никитской, 26 – легендарный Наполеоновский театр, на этот раз статусный памятник, постановка которого на охрану и защита от предыдущего инвестора заняли у градозащитников долгие годы. По нашим сведениям, «хотелки» нового инвестора в Наполеоновском театре мало отличаются от прежних. Похоже, Никитский радиус Москвы отдан на прокорм одной группе людей.
Вернемся к дому № 17. Протокол ГЗК велит префекту готовить публичные слушания. Как мы и предполагали, они состоятся сразу после новогодних и рождественских праздников, чтобы москвичи не успели опомниться. Первый этап – экспозиция материалов – с 9 по 16 января. Второй этап – собственно слушания – 17 января, с регистрацией за час до начала.
Архнадзор призывает жителей района Пресня прийти на слушания и дать отпор подсадным участникам.
А сегодня предлагаем вниманию читателей подробности о доме и домовладении с адресом: Большая Никитская, 17.
Под угрозой сноса либо многоэтажной надстройки оказался трехэтажный дом на углу Большой Никитской с Малым Кисловским переулком (строение 1). Он возведен в 1830 году купцом Ф.В. Булошниковым. Первоначально это был двухэтажный ампирный дом безордерной архитектуры, со скругленным углом по переулку, складскими подвалами, лавками в первом этаже и деревянными галереями во дворе.
В 1886 году дом был расширен к востоку на девять оконных осей, надстроен третьим этажом и заново оформлен. В старой части дома растесаны витрины. С тех пор внешний вид здания остается почти неизменным.
В конце 1990-х годов выполнен капитальный ремонт с заменой перекрытий и инженерных систем, так что техническое состояние дома хорошее.
Но дело идет не только о доме купца с такой хлебной и московской фамилией. Усадебный участок, на котором расположен дом Булошникова, имеет древнюю историю. Это городская усадьба, строившаяся в камне с XVII, если не с XVI века, принадлежавшая ярчайшим представителям нескольких аристократических родов.
Главный дом усадьбы — палаты второй половины XVII века на более древних подвалах — стоял в центре трапециевидного двора. Этот несомненно выдающийся памятник снесен в советские годы ради строительства существующего школьного здания.
Вероятными владельцами палат в XVII веке были князья Мещерские. Но уже в Описи московских дворов начала XVIII века среди владельцев усадеб в этой части Никитской улицы указан ближний стольник князь Федор Юрьевич Ромодановский, глава политического сыска Петра I, пользовавшийся его неограниченным доверием, в неофициальной петровской иерархии — “князь-кесарь”.
Его единственный сын Иван Федорович, принявший после смерти отца в 1717 году управление Преображенским приказом и титул “князя-кесаря”, должен считаться следующим владельцем усадьбы.
Потому что в 1722 году И.Ф. Ромодановский выдал дочь, княжну Екатерину Ивановну, за графа Михаила Гавриловича Головкина, сына первого русского канцлера, руководителя внешней политики Петра I графа Гавриила Ивановича Головкина, который явно получил усадьбу в приданое.
М.Г. Головкин показан владельцем двора еще на плане начала 1740-х годов, когда, достигнув постов вице-канцлера и кабинет-министра в регентском правительстве Анны Леопольдовны, стремительно пал.
Воцарение Елизаветы Петровны повлекло его ссылку на Колыму, поскольку новой императрице было известно письменное предложение Головкина заточить ее в монастырь. В 1754 году граф умер в ссылке. Существует версия, что он был убит слугами, надеявшимися вернуться в Европейскую Россию. Екатерина Ивановна залила тело мужа воском и привезла в Москву для погребения в Георгиевском монастыре.
Восточный (левый) флигель усадьбы, показанный на плане двора М.Г. Головкина, достигал красной линии Большой Никитской улицы.
Существовавший на его месте до 1996 года ампирный флигель уже выступал за новую линию регулирования, следовательно, мог включать в себя части старого флигеля.
В 1996 году он был снесен неисследованным по распоряжению мэра Москвы Ю.М. Лужкова. На его месте выстроен дом другой архитектуры.
Дом Булошникова, занявший передний двор древней усадьбы князей Мещерских — князей Ромодановских — графов Головкиных, остается единственным подлинным зданием на участке. Более 130 лет он формирует облик Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка.
По данным москвоведа Сергея Романюка, сам этот дом связан с издательством “Мусагет”: до революции в нем жил заведующий коммерческой частью издательства Викентий Викентьевич Пашуканис. В квартире Пашуканиса неоднократно собирались авторы, печатавшиеся в издательстве, среди них корифеи Серебряного века: Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин, Эллис (Лев Кобылинский), Валерий Брюсов, Зинаида Гиппиус.
Дом не имеет собственного охранного статуса. Более того, в 1997 году распоряжением Ю.М. Лужкова были утверждены границы объединенной охранной зоны объектов культурного наследия, исключившие владение № 17 по Б. Никитской улице.
Вероятно, это было сделано для легализации задним числом сноса 1996 года и нового строительства. Исключение участка с малоэтажной застройкой, лежащего между такими памятниками нечетной стороны улицы, как Московская консерватория, дом церкви Малого Вознесения (№ 15) и театр “Парадиз” (ныне Театр им. Маяковского), напротив церкви, наискосок от доходного дома княгини Голицыной (№ 24), не имеет историко-культурного обоснования. Вся нечетная сторона улицы, от дома 15 до Никитских ворот, выдержана в двух-трехэтажных отметках. Притом участок остается в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».
Территория усадьбы Мещерских — Ромодановских — Головкиных с домом Булошникова должна вернуться в объединенную охранную зону. Для этого необходима ее корректировка по заказу правительства Москвы, иных юридических или физических лиц. В охранных зонах строительная деятельность запрещена законом, за исключением специальных мер, направленных на регенерацию утраченных элементов историко-культурной среды. На практике, для владения 17, это означает сохранение существующего положения. А сам дом Булошникова заслуживает по меньшей мере статуса ценного градоформирующего объекта.
А пока история владения 17 оказывается историей вандализма. Сперва советская администрация столицы уничтожает уникальный главный дом усадьбы. Затем администрация Лужкова — флигель неопределенно давней датировки. Наконец, администрация Собянина намерена всадить сюда последний, 32-метровый кол.
15 комментариев