Снова на те же грабли?
Юрий Егоров
Способность учиться у каждого своя. Кто-то схватывает информацию «на лету», начиная применять её сразу после получения. Кто-то должен обдумать услышанное и сделать выводы. А есть такие, кто не учится совсем – ну вообще никак. Похоже, что среди проектировщиков железнодорожных линий преобладают именно последние.
Несколько лет назад точно такая же история происходила при проектировании платформы «Коптево», ныне успешно работающей в составе Московского центрального кольца, которую горе-проектировщики лихо посадили прямо на объект культурного наследия – пост централизации на станции Лихоборы. О том, что это здание подлежит безусловному сохранению, они благоразумно умолчали. Тогда в дело вмешались Архнадзор и неравнодушные местные жители, вовремя написавшие множество обращений во властные и правоохранительные органы с требованием вернуть проект в законное русло и предусмотреть безусловное сохранение объекта культурного наследия. Обращения сделали своё дело, проект платформы был пересмотрен, теперь платформа и пост существуют одновременно.
Новый адрес безобразия – станция Кутузово Окружной железной дороги. Кроме нового места действия ничего больше не поменялось: снова охраняемый законом пост централизации (по адресу улица Кульнева, д. 10, стр. 3) и снова пассажирская платформа на его месте. Затевается всё ради соединительной линии между Киевским и Белорусским направлениями со строительством новых путей и платформ.
Мы получили ситуационный план предполагаемых работ: здание поста централизации полностью скрывается под штриховкой, означающей зону строительства. Никаких упоминаний об охранном статусе, конечно же, нет – да и зачем они? Гораздо проще всё согласовать без памятника, а потом горестно развести руками: мол, не переделывать же теперь весь проект, давайте уж как-нибудь без истории обойдёмся. Мы проходили это уже несколько раз: на Круговом и Веерном депо у Ленинградского вокзала, видели в Лихоборах и на станции Подсолнечная Октябрьской железной дороги. Тут, конечно, набежит куча «местных жителей», которые захотят платформу именно здесь и именно сейчас, а пост – он, дескать, «старый, вот-вот упадёт на нас или на поезд, да и чего этот сарай хранить?» И это мы тоже знаем. Такие «местные жители» – обычное явление на публичных слушаниях и других обсуждениях неоднозначных градостроительных проектов.
Мы публикуем присланный нам ситуационный план работ по станции Кутузово и направляем обращения в Департамент культурного наследия и Прокуратуру г. Москвы, а также Генеральную прокуратуру РФ, в которых предупреждаем их о готовящемся преступлении, предусмотренном ст. 243 УК РФ, и просим принять меры по недопущению сноса охраняемого законом здания. Надеемся, что и в этот раз последует быстрое решение, которое вернёт ситуацию в законное русло. И, уважаемые господа из РЖД, сколько раз можно наступать на одни и те же грабли?
Ну а пока смотрим, каким был наш пост централизации в пору своего расцвета: в 1938 году именно в нём снимался очередной выпуск киножурнала «Железнодорожник» (смотреть с 3:06).
Заглавное фото — watertowers.ru