Никогда еще Суриков не жил в такой большой и красивой гостинице

Остоженка, 4-6: улучшение инвестиционного климата

Константин Михайлов

10 октября 2018 года Архитектурный совет Москвы рассмотрел и одобрил проект «многофункционального комплекса с апартаментами» в начале четной стороны Остоженки. За последние несколько лет это, пожалуй, первый случай, когда столь масштабный проект застройки в центре столицы изменился к лучшему, проще говоря – стал гуманнее к историческому городу.

В целом, если все обещания сбудутся, это можно расценить как совместный успех: градозащитников, госоргана охраны памятников, архитекторов. Хотя, конечно, до соответствия нормам «регенерации» в охранных зонах и этому проекту еще не расти и расти, а уменьшаться и уменьшаться в размерах, чего, конечно же, не будет. Но тут уж надо выбирать, с чем сравнивать – с идеалом или с предшествующими замыслами.

Триумф аллегории

Как повествует официальный сайт Архсовета, архитекторы бюро Kleinewelt Architekten «решили соединить в своей концепции образ древних московских палат и стиль итальянских палаццо». Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов их похвалил: «Коллеги молодцы, что поработали с объектами наследия, и добавили культурные и общественные функции. Но отмечу, что произойдет еще доработка».

Концепция именуется Allegoria Mosca. «Мы используем приём наслоения больших брутальных арок на регулярную сетку окон, которые связаны с квартирографией. В своём проекте мы также возвращаем утраченный формат небольшой площади — пьяцетты, насыщая двор между палатами и всеми постройками будущего комплекса событийным контентом и инфраструктурой для будущих жильцов», — пояснял партнер Kleinewelt Architekten Николай Переслегин.

Сразу скажу, что не стану и пытаться оценить архитектурные достоинства нового комплекса, это дело профессиональных критиков. Градозащитников и краеведов, и меня в том числе, во всей этой истории в первую очередь интересовали и интересуют судьба домов 4 и 6 по Остоженке, которым ранее грозил снос; сохранность памятников XVII века – Красных и Белых палат, поневоле вовлеченных в проект; и, конечно, общий объем строительства в охранной зоне и изменение облика целого исторического квартала.

Отметим, что проект, заказчиком которого является ГК «Стройтэкс», на Архсовете поддержали такие видные эксперты в деле сохранения наследия, как Андрей Баталов и Дмитрий Швидковский. Они говорили о высоком качестве работы архитекторов в историческом контексте (что по нынешним временам и вправду большая редкость) и о перспективах реставрации и культурного использования древних палат.

Краткое содержание предыдущих ужасов

Дома 4 и 6 по Остоженке, не значащиеся в списках охраняемых государством памятников Москвы, конечно же, должны состоять в них по праву. И, думаю, состояли бы, если бы не мудрые распоряжения правительства Москвы 15-летней давности.

Дом № 4 – мемориальный адрес Петра Ильича Чайковского, который не раз бывал здесь у музыкального деятеля Н.Д. Кашкина. В основе здания – главный дом городской усадьбы Римских-Корсаковых, показанный еще на плане 1740-х годов.

Дом № 6 –мемориальный адрес художника Василия Ивановича Сурикова. Он квартировал здесь, в 46-м нумере меблированных комнат «Париж», во время работы над росписями храма Христа Спасителя зимой 1877/78 гг. В одном из писем в Красноярск, помеченных этим адресом, он просит родных прислать ему «сушеной черемухи: здесь все есть – и виноград, и апельсины, и слива, и груши, а ее, родной, нет!»

Тревога за судьбу домов 4 и 6 по Остоженке поселилась в душах градозащитников и краеведов сразу после издания распоряжения правительства Москвы № 1861-рп от 17 сентября 2004 года «О реконструкции, реставрации зданий с освоением подземного пространства и воссозданием ансамбля торговых рядов между «Красными и Белыми палатами» по адресам: ул. Остоженка, д. 2, д. 4, д. 6, стр. 1, ул. Пречистенка, д. 3, стр. 1…»

Распоряжение разрешало инвестору – тогда это был НИИ социальных систем МГУ – построить на территории охранной зоны, рядом с палатами XVII века, 5-этажный «многофункциональный комплекс» общей площадью более 21000 кв. м.

При этом инвестору разрешалось («при необходимости» — !) снести дома 4 и 6. Предусматривалось и освоение 3-этажного подземного пространства, что вселяло опасения за судьбу Красных и Белых палат.

Слава богу, проект не успели осуществить в 2000-е годы; в конце десятилетия протесты и публикации Архнадзора и гуманистические заявления о намерениях нового городского правительства, казалось, смогут вообще остановить стройку на Остоженке.

Помнится, был даже момент, когда покойная «Сносная комиссия» при правительстве Москвы приняла вполне сносный градостроительный регламент для здешней охранной зоны, который предусматривал сохранение всех объектов исторической среды и новое строительство действительно в рамках «регенерации», т. е. без серьезного превышения исторических габаритов. Правда, торжество гуманности было недолгим: через несколько недель на следующее заседание комиссии был командирован высокопоставленный представитель мэрии, который популярно объяснил участникам, во что обойдется городу их вольнодумство. Регламент переголосовали, результатом чего могло стать появление в охранной зоне в начале заповедной некогда улицы внушительного сундука, без каких-либо аллегорий.

Шли годы, застройщиком участка стал известный меценат и коллекционер Владимир Семенихин, и в 2016 году на суд экспертов и зодчих были явлены два проекта вожделенного многофункционального комплекса.

Первый, мартовский, был настолько разнуздан и неописуем, что его отклонил даже столичный Архитектурный совет.

Второй, октябрьский, авторства Buromoscow, Архсоветом был принят, хотя и с замечаниями и пожеланиями доработки.

Он, к ужасу градозащитников, предполагал «воссоздание» (т. е. снос) дома 4 и решительную надстройку дома 6.

 

Ответом стало открытое письмо Архнадзора Владимиру Семенихину в феврале 2017 года, в котором мецената и коллекционера призывали «отказаться от плана разрушения домов, связанных с памятью Сурикова и Чайковского», прельщая его тем, что «будучи отреставрированными, вверенные Вам здания могут стать истинным украшением Остоженки и, может быть, послужить достойной «антикварной оправой» какой-то части Вашей коллекции».

Трудно сказать, что произвело на мецената и коллекционера большее впечатление: письма общественников или отказ Мосгорнаследия (по нашей информации, неоднократный) согласовывать проект со сносом исторических домов. Но как бы то ни было, Владимир Семенихин решил прибегнуть к услугам других архитекторов.

Плоды просвещения – 2018

Результат был явлен 10 октября 2018 года на Архсовете. Градозащитников туда не пригласили, видимо, чтобы не испортили праздник.

Но мы ребята объективные, потому и скажем, что прогресс налицо.

Дом 4 сохраняется, не «воссоздается» и не обрастает пристройками.

Дом 6 сносится не полностью: остается уличный фасад, части боковых брандмауэрных стен с запада и востока. Надстройка отступает вглубь от красной линии, таким образом исторический объем дома объемно выделяется в составе нового строения, а уличный фронт застройки на этом участке сохраняется.

Конечно, никакой «регенерацией» в охранной зоне тут и не пахнет, внутренний двор нынешнего дома погибает безвозвратно, общий объем строения вырастает кратно. Но это уже и не снос, и не бессмысленное нагромождение объемов, и не агрессивный, только себя слышащий, «модернизм», и к старинному дому продемонстрировано некоторое уважение. В общем, никогда еще Суриков не жил на Остоженке в такой красивой и большой гостинице.

Это не все. Подземное пространство теперь осваивается только в пределах двора между домами по Остоженке и палатами, не заходит под здания. Вместо трех подземный паркинг занимает теперь один этаж, остальные 1700 кв. м отданы музейной и общественной функциям.

И это не все. Белые и Красные палаты будут не только отреставрированы, но и наполнены художественным и идейным содержанием. В Красных планируется галерея искусств, в Белых – исследовательский центр изучения и перспективного развития Москвы, который, как говорят, уже согласился возглавить один из видных столичных экспертов и историков архитектуры.

И даже это еще не все. Как сообщил нам Николай Переслегин, проект даже отступает на 1,2 м от регламента по высоте. В сторону уменьшения. Архитекторы сознательно не стали делать здание выше соседнего доходного дома № 8 по Остоженке.

В общем, чувствуется, что партнер Kleinewelt Architekten раньше работал в Мосгорнаследии и офис имел в Белых палатах.

«В режиме хирургического вмешательства»

Комментарий Николая Переслегина, партнера архитектурного бюро Kleinewelt Architekten:

– Это очень непростая задача, возможно одна из самых профессионально сложных: работа в таком месте может быть только в режиме хирургического вмешательства. Кроме того, наши исследования показали бесконечное количество наслоений исторических и событийных пластов в этом месте: старинные палаты, тектонический излом рельефа в этой части города, исторически повлиявший на структуру сословного расселения здесь, следы участия Аристотеля Фиораванти. Реакцией на это стал архитектурный спектакль, сюжетом которого является город и его история, а сценой – двор между Белыми и Красными палатами. Фасад нового дома – декорация к этому спектаклю. Это стало основной визуальной эмоцией проекта.

Комментарий руководителя Департамента культурного наследия Москвы Алексея Емельянова:

– Можно с удовлетворением констатировать, что инвестор серьезно работал над проектом, откликнулся на рекомендации привлечь к нему архитекторов, умеющих творчески работать в городской исторической среде. Безусловно, были приняты во внимание и четкая позиция нашего Департамента о необходимости сохранения зданий в соответствии с градостроительными регламентами, и обращения общественности.

От редакции: и с тем и с другим мы согласны. Но кто-то (в данном случае мы) должен все же сказать: несомненный, повторимся, успех 2018 года – это не более чем минимизация дурных последствий градостроительной агрессии в охранной зоне, начатой распоряжением лужковского правительства Москвы 2004 года. Мы уверены, что с 2010 года у нынешнего городского руководства были все возможности принять вполне законное политическое решение – и без всякого “хирургического вмешательства” сохранить, отреставрировать прекрасный исторический квартал, создав в нем общественное пространство.

Опубликовано на сайте «Хранители наследия«
Иллюстрации: архив редакции; Kleinewelt Architekten

9 комментариев

Прогресс, да есть слава Богу. Но как архитектор (это мое мнение, с которым могут не согласиться), вижу, что с новой архитектурой у братьев Переслегиных не очень. Вместо того, чтобы подхватить историческое прочтение фасадов и вписать новое в контекст старого, архитекторы, наверно, решили "разыграть карту удачи". Такое престижное место, как же не показать свою архитектурную харизму и всё, что умеется в проектиртвании. Но дом получился тяжёлый, придавив своими крупными деталями и членениями фасадов более низкую застройку с другими масштабами ритмов и деталей. Получился образ сундука, поглотившего (проглотившего) всё историческое окружение этого дома. Увы, не хватило профессионализма для решения чисто архитектурных задач. Или не захотели вникать в историю архитектуры...
Подобное "сохранение наследия" уже было на Краснопролетарской улице и на Малой Дмитровке. Убожество с моей точки зрения коренного москвича!
Очень средняя студенческая работа.
То есть надо радоваться? Увольте.
Хотелось бы знать мнение земляков В.Сурикова в связи с варварскими планами "реконструкции" Остоженки. Где заявление Патриархии и причта храма Христа Спасителя? Где заявление Союза художников и Третьяковской галереи? Почему все они хранят молчание?
В конкурсе бессмысленности и уродства проект претендует на победу.
Да потому, что у них у всех рыльце в пушку, особенно у Третьяковской галереи, потому помалкивают.
Когда знаешь изнутри всю эту архитектурно-чиновничье-инвестиционную кухню, становится просто смешно: не нагревших лапы на этом проекте не будет. Расслабьтесь, горожане! Мы — гражданское общество — проиграли. Окончательно и безповоротно. Поберегите эмоции для детей и близких.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *