На станции Москва-товарная выявлена «контора движения»
Юрий Егоров
В августе 2018 года Мосгорнаследие объявило о присвоении статуса выявленного объекта культурного наследия зданию «конторы движения» Московско-Курской железной дороги на станции Москва-товарная. Здание было заявлено на охрану активистами движения «Архнадзор».
Станция Москва-товарная начала строиться в конце 1865 года, на ней располагались кирпичное трёхстойловое паровозное депо, деревянные пакгаузы и грузовые площадки. Неподалеку были возведены здания главных вагонных мастерских, которые долгие годы ремонтировали и выпускали пассажирские вагоны; впоследствии они стали известны как Московский вагоноремонтный завод имени Войтовича.
Здание конторы движения – редкий образец железнодорожной архитектуры Московско-Курской железной дороги, большая часть зданий и сооружений которой строилась из дерева и не сохранилась до нашего времени. Первоначально о нём не было известно ничего: можно было лишь строить предположения о времени её постройки, исходя из архитектурных особенностей, и о назначении – по характерной двухэтажной компоновке.
В «Альбоме видов Московско-Курской железной дороги», выпущенном в 1885 году и состоящем из раскрашенных фотографий станций и наиболее значимых искусственных сооружений, имеется изображение товарной станции в Москве, однако конторы движения на этом изображении ещё нет. Поэтому время его строительства с большой долей вероятности можно ограничить, с одной стороны, началом 1880-х годов. В пользу этого говорит и материал здания. Первые постройки Московско-Курской железной дороги строились преимущественно из дерева (даже первое здание Курского вокзала было деревянным) и лишь впоследствии заменялись каменными или кирпичными.
Двухэтажная компоновка здания стала распространяться с развитием систем централизованного управления станциями, когда появилась необходимость в постоянном наблюдении за поездной обстановкой и производством маневровых работ. На железных дорогах Российской империи такие системы стали появляться в 1880-х годах: до их массового внедрения двухэтажные здания для размещения дежурных по станциям были просто не нужны. Косвенным подтверждением назначения здания может служить тот факт, что в нём и в наши дни находятся помещения для дежурного по станции и пост электрической централизации, сменивший механическую систему.
С другой стороны, архитектура станционного здания на Москве-Товарной ещё не несёт в себе черты стиля «модерн», который мы видим, например, в вокзальных зданиях на станциях Царицыно и Бутово Московско-Курской железной дороги, служебных и деповских постройках на станции Люблино, появившихся в начале ХХ века. Скорее она похожа на здания, построенные Главным обществом российских железных дорог на Николаевской и Московско-Нижегородской железных дорогах в 1880-е годы – этакий изящный резной «бабушкин сундучок».
Поэтому сроки строительства здания были ограничены началом 1880-х годов и концом 1890-х, впоследствии это предположение полностью подтвердилось архивными материалами*. На плане станции 1900 года нашлось название: контора движения, а в архивах Управления Московско-Курской ж.д. – переписка о строительстве здания, причём Правление дороги просило ускорить согласование проекта, чтобы начать строительство в том же 1883 году, что и было сделано: все необходимые разрешения, а также первые шестнадцать тысяч рублей на начало работ были выданы к 20 августа.
За несколько дней до своего 135-летия здание конторы движения получило отличный подарок – решение Мосгорнаследия о включении в списки выявленных объектов культурного наследия. Особенно важно это в свете предстоящих работ по сооружению системы МЦД – Московских центральных диаметров, причём одним из пилотных участков станет именно Курское направление. Статус выявленного объекта культурного наследия позволяет уверенно говорить о необходимости сохранения этой уникальной постройки.