Вандализм в Скорбященском монастыре
Лето 2018 года необычайно урожайно на достижения московской археологии. Которые совершаются усилиями людей, и не подозревающих, как усердно они служат науке – работников ЖКХ и благоустройства, дорожных строителей и их коллег.
Но если события вокруг фундаментов храма Николы в Столпах и Златоустовского монастыря имеют все шансы завершиться благополучной музеефикацией, а территорию обители признали еще и достопримечательным местом, то в Скорбященском монастыре на Новослободской улице с начала июля разворачивается настоящая драма.
Утро 3 июля началось для прихожан с очередного подъема по тревоге: подрядчики ГБУ «Автомобильные дороги», несмотря на протесты археологов, долбили ломами массивный мраморный крест с монастырского кладбища, обнаруженный накануне, и намерены были продолжать рыть траншеи, ведущие к сохранившимся под землей остаткам храма Трех Святителей.
Прибывший на место археолог Владимир Беркович остановил порыв вандализма, крест выкопали и передали прихожанам (в одном из уцелевших корпусов монастыря действует храм). Археологи и прихожане вынуждены организовывать чуть ли не круглосуточное дежурство на объекте.
Что происходит на свете? А просто московские благоустройство. Это для прихожан и краеведов обширная территория между Новослободской улицей, Сущевским валом и Тихвинской улицей – бывший Скорбященский монастырь с некрополем и фундаментами снесенных храмов. А для городских властей, видимо, считающих, что история начинается с них – это «озелененная территория квартала 723», она же «парк Новослободский «Центр культуры и досуга». И она, конечно же, не может обойтись без благоустройства.
Разумеется, работы начали без согласования Мосгорнаследия и без археологической разведки. В конце июня приход бывшего монастырского храма Всемилостивого Спаса во главе с протоиереем Александром Ильяшенко сигнализировал, что благоустроители начали рыть траншеи для прокладки кабеля, что грозит разрушением остатков церкви Трех Святителей, построенной на монастырском кладбище архитектором П.А. Виноградовым в 1908-1910 гг.
По свидетельству археолога Игоря Кондратьева, невысокий холмик в дальнем конце парка скрывает цокольный этаж этого храма: «Нетронутый. Со сводами. Четыре метра от пола до верха свода. Чуть более метра над нынешней дневной поверхностью, три с лишним метра под землёй, не более полутора метров в высоту».
Прихожане сняли дерн и расчистили даже кирпичную вымостку пола церкви. В траншеях видны груды старинного камня и кирпича.
В воскресенье 1 июля на стройке было тихо. Прихожане, дежурившие у холмика, показывали находки: старинные изразцы, кованые детали, осколки тарелок и сосудов.
Вокруг видны были разнообразные следы благоустройства. Красочный плакат с детскими площадками, аттракционами, горками, эстрадами. Траншеи, ведущие прямо к холмику храма. На его месте проектировалась капитальная сцена, но после протеста прихожан она пока заменена в проекте сборно-разборной. В глубине, ближе к Новослободской, прямо на территории природного памятника «Парк Голицыных» красовалось в котловане бетонное основание внушительного фонтана (опять!) с цветомузыкой. Что погибло на его месте, уже никто не узнает.
В понедельник спокойствие нарушилось. В середине дня в археологическом штабе Мосгорнаследия на Люсиновской улице прошло совещание, в котором принял участие Главный археолог Москвы, заместитель руководителя Мосгорнаследия Леонид Кондрашев. Археологи упрекали дорожников в работах без разрешения, те настаивали, что траншеи не затрагивают храм. Разошлись на том, что будут искать некий ответ на письмо прихода к мэру Собянину, чтобы почерпнуть из него руководящие указания, а к храму с траншеями пока не подступать.
К этому моменту в одной из траншей уже показалась верхняя часть мраморного креста с кладбищенского надгробия.
Археологи намеревались обозначить на земле контур снесенного храма, заложить несколько шурфов для уточнения его расположения.
Однако около шести вечера выяснилось, что рабочие продолжают рыть траншеи как ни в чем не бывало. Никакого согласованного проекта на объекте не нашлось. Прораб то ли в шутку, то ли всерьез говорил общественникам: вы уйдете, а мы все тут докопаем. «Горячая линия» Мосгорнаследия посоветовала подождать утра. Градозащитники из «Архнадзора» написали заявление в полицию.
Утром 3 июля мы поставили в известность о происходящем руководство Мосгорнаследия. По нашим сведениям, на помощь археологам придет инспекция Департамента.
На данный момент на объекте дежурят сотрудники Мосгорнаследия, прихожане и градозащитники. Несмотря на официальный статус культурного слоя Москвы в границах Камер-Коллежского вала как объекта культурного наследия, работы начались без соответствующего раздела проекта о сохранении археологического памятника и без согласования Мосгорнаследия. Каким образом и какие городские власти их разрешили – вопрос отдельного разбирательства.
Никакого официального предписания Мосгорнаследия об остановке работ на момент публикации материала также нет.
Защитники монастыря тем временем жалуются на «давление» с городских верхов, курирующих столичное благоустройство.
Надеемся, что в итоге у городских властей хватит здравомыслия – не уничтожать обретенный храм и фрагменты некрополя Скорбященского монастыря ради очередного благоустройства с фонтанами.
Досье. Церковь Трех Святителей на монастырском кладбище построена на средства И.Е. Ефимова в 1908-1910 гг. архитектором П.А. Виноградовым в «русско-византийском стиле». Освящена 8 мая 1910 г.
Бонус. Виртуальная прогулка по Скорбященскому монастырю начала ХХ века.
Иллюстрации: Мария Коробова, Игорь Кондратьев, проект «Виртуальная реконструкция московского монастыря «Всех скорбящих радости»: анализ эволюции пространственной инфраструктуры на основе методов 3D моделирования»
Опубликовано: Хранители Наследия
1 комментарий