Парнас дыбом
О завершении фасадных работ на знаменитом доходном доме Бройдо (Плотников переулок, 4/5) первыми сообщили наши читатели.
«Начиналось это так», — напоминает участник инициативной группы жителей Олег Морозов, приводя документ 2015 года. Но для нас все началось гораздо раньше. В 2007 году, когда дом отмечал свой первый век.
В марте того года один из офисов-арендаторов затеял ремонт, и жертвой замены подлинных окон на модные стеклопакеты стали… музы. То есть барельефные женские фигуры, чередующиеся с фигурами русских писателей в таинственном шествии на фасадах дома. А грузовик, привезший стройматериалы, задел голову воина над входом в дом. Читатели «Москвы, которой нет» забили тревогу, и активисты движения подали в Департамент культурного наследия заявку о постановке дома на государственную охрану. 11 апреля 2007 года экспертная комиссия решила, что дом достоин статуса.
С чем он и жил следующие десять лет. Таковы уж «особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом», как выражается охранное законодательство, посвятившее этим «особенностям» целую статью. Коротко говоря, консолидировать обитателей дома и их ресурсы для реставрации фасадов не удавалось, а город не брал эту заботу на себя.
В июле 2017 года упал еще один фрагмент барельефа. Острая реакция общества и СМИ оказалась на этот раз достаточной для того, чтобы правительство Москвы приняло решение о немедленном начале работ на средства бюджета.
В помощь реставраторам активист «Архнадзора» Дмитрий Французов посвятил дому исследование на нашем сайте.
Проект реставрации выполнен в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ).
12-летняя эпопея «Дома с барельефами» подходит к завершению. Оценки впереди (уже найдены один непохожий Пушкин и пара непохожих маскаронов), а пока всем спасибо.
1 комментарий