Дело Гудовичей
Дому Гудовичей–Миклашевских отказано в постановке на охрану. Рассмотрев заявку, подготовленную участником «Архнадзора», Мосгорнаследие сочло дом 21 по Брюсову переулку недостойным охранного статуса. Мы надеемся, что отказ этот не вызван какими-то далеко идущими планами городских властей на соседний с мэрией участок. Но и объяснить его тем фактом, что старому усадебному дому, связанному с историей славнейших дворянских родов, главному московскому адресу драматурга Сухово-Кобылина, всего-навсего не хватило требуемой от кандидата в реестр исторической, архитектурной или мемориальной ценности, как-то не получается. Выносим этот вопрос на суд читателей и публикуем, практически без изменений, поданную в Мосгорнаследие заявку.
Екатерина Морозова
Интересующее нас здание прежде располагалось на углу Тверской улицы и Брюсова переулка по адресу: Тверская ул., д. 27/21. В 1941 г. в рамках реконструкции (расширения) Тверской улицы дом был перемещен с красной линии вглубь квартала и ныне имеет адрес: Брюсов пер., д. 21, стр. 1.
История домовладения прослеживается с первой половины XVIII в. До 1747 г. участок на углу Тверской улицы и Брюсова переулка принадлежал канцлеру графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693–1766 гг.), затем до 1754 г. – князьям Тюфякиным, а между 1791 и 1809 гг. – семье Киселевых.
В конце XVIII – начале XIX вв. здесь располагалась обширная городская усадьба с характерной для периода классицизма организацией застройки. На Горихвостовском плане Москвы 1768 г. по красной линии Тверской улицы показано каменное, прямоугольное в плане сооружение – главный дом, и два Г-образных в плане деревянных флигеля, образующих парадный двор.
В 1810 г. усадьбу приобрел граф Иван Васильевич Гудович (1741–1820 гг.) – генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного. И.В. Гудович отличился в русско-турецких войнах, завоевав Хаджибей (1789 г.), Анапскую крепость (1791 г.) и каспийское побережье Дагестана (1807 г.). На протяжении своей жизни он занимал должности генерал-губернатора Астраханской, Киевской, Рязанской и Тамбовской губерний, служил главнокомандующим в Грузии и наместником на Кавказе. В 1809 г. был назначен генерал-губернатором Москвы. И.В. Гудович был женат на дочери Кирилла Григорьевича Разумовского Прасковье Кирилловне; у супругов было два сына – Кирилл Иванович (1777–1856) и Андрей Иванович (1782–1867).
В 1812 г. участок пострадал в пожаре; главный дом, очевидно, был поврежден и подвергся значительной перестройке. На карте Москвы 1817 г. по красной линии улицы показан каменный дом с двумя выступающими ризалитами на дворовом фасаде; по линии нынешнего Брюсова переулка выстроено каменное сооружение прямоугольной формы (вероятно, флигель), имеющее общую стену с главным домом.
Как выглядел дом после перестройки, можно видеть на гравюре О. Деруа (1850 г.): на углу Тверской улицы и Брюсова переулка – ротонда в 3 этажа; по красной линии Тверской виден фасад 3-этажного главного дома с портиком в стиле классицизма.
После смерти И.В. Гудовича в 1820 г. дом на углу Тверской улицы и Брюсова переулка перешел во владение его сыновьям Кириллу Ивановичу и Андрею Ивановичу. В 1834 г. братья поделили дом на две половины: половина, выходящая на Тверскую, отошла старшему Кириллу Ивановичу, половина по Брюсову переулку – младшему Андрею Ивановичу.
Андрей Иванович Гудович (1782–1867 гг.) отличился со своим полком в бою при Аустерлице (1805 г.) и был тяжело ранен в сражении у деревни Шевардино (1812 г.); позднее занимал должность обер-егермейстера Императорского двора и более 10 лет являлся предводителем московского дворянства.
В 1826–1829 гг. в доме Гудовичей нанимала квартиру Е.Ф. Муравьева – мать декабристов Никиты и Александра Муравьевых. Здесь собирались и получали сведения о ссыльных друзья и близкие родственники декабристов.
В 1847–1849 гг. в доме на половине графа А.И. Гудовича жил представитель древнего дворянского рода, будущий драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903), известный своей трилогией «Свадьба Кречинского» (1854 г.), «Дело» (1861 г.), «Смерть Тарелкина» (1869 г.). Одну квартиру занимал он сам, другую – его возлюбленная, бывшая французская модистка Луиза Симон-Деманш. В 1850 г. в доме было совершено преступление, ставшее центральным в судьбе Сухово-Кобылина – убийство Луизы.
В 1873 г. южную половину дома Гудовичей, принадлежавшую Андрею Ивановичу, приобрел штаб-ротмистр Андрей Михайлович Миклашевский (1801–1895).
В 1839 г. Миклашевский основал фарфоровую мануфактуру в своем имении Волокитино Черниговской губернии. Для организации и руководства фарфоровым производством были приглашены из Парижа потомственные фарфористы братья Франсуа и Август Дарт. Очень скоро предприятие Миклашевского завоевало ведущее место на рынке Российской империи, ассортимент его продукции был самым широким на Украине. Завод работал очень активно, постоянно применяя передовые технологии и совершенствуя качество фарфоровой массы. Специалисты отмечали новизну форм и добротность волокитинского фарфора. Уже в первый год выпуска его продукция экспонировалась на выставке и была награждена большой серебряной медалью за «искусство лучших фарфоровых вещей». Успехи были отмечены и в 1849 г. на Выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге, где завод демонстрировал фарфоровые вазы, фигурки, посуду и пр.
А.М. Миклашевский был женат на Дарье Александровне Олсуфьевой (1818–1848), от которой имел двух дочерей. Старшая, Мария Андреевна (1839–1900), – супруга Петра Ивановича Скоропадского (1834–1885). Вместе с сыновьями Михаилом и Павлом М.А. Скоропадская изображена на портрете кисти Н.Н. Ге. Павел Петрович Скоропадский в 1918 г. был гетманом Украины.
После смерти Андрея Михайловича в 1895 г. именно Мария Андреевна унаследовала дом в Брюсовом переулке.
В 1898 г. дом был перестроен по проекту архитектора С.К. Родионова, в результате чего приобрел 4-й этаж и обновленный фасад в стиле эклектики.
Тогда же на угловой полуротонде появился родовой герб семьи Миклашевских с девизом «IN DEO SPES MEA» («в Боге надежда моя») и вензель с инициалами Андрея Михайловича Миклашевского («АМ»).
В 1900 г. дом перешел к младшей дочери Миклашевского – графине Александре Андреевне Олсуфьевой (1846–1929), которая владела им до 1915 г.
Александра Андреевна с 1892 г. состояла в должности гофмейстерины двора великой княгини Елизаветы Федоровны (до этого она была статс-дамой императрицы Марии Федоровны) и оставалась в ней до того момента, как в 1909 г. великая княгиня распустила двор. Александра Андреевна была замужем за графом Алексеем Васильевичем Олсуфьевым (1831–1915), генералом от кавалерии, русским филологом и писателем. Графу А.В. Олсуфьеву А.А. Фет посвятил стихотворение (1886 г.):
Второй бригады из-за фронта
Перед тобою мой Пегас,
Хоть сбросил он Беллерофонта,
Все ж на смотру, неровен час,
Ты сам заметишь поначалу:
Каким он был, ему не быть,
И как служил он Ювеналу,
Улану ныне не служить.
Но в шенкелях его исправно
Перед тобой провесть хочу,
И лишь твое услышу: «славно!» —
Я: «рад стараться!» — прокричу.
У супругов было двое сыновей – Андрей и Василий. Последний станет адъютантом великого князя Сергея Александровича.
В доме А.А. Олсуфьевой с 1909 г. размещалась квартира и скорняжная мастерская М.А. Пилихина – дяди Г.К. Жукова (будущий маршал несколько лет служил у него подмастерьем). Долгое время считалось, что эта квартира располагалась в главном доме владения, однако воспоминания М.А. Пилихина свидетельствуют в пользу другой версии: «Это был двухэтажный небольшой каменный дом с подвалом. Квартира находилась сначала на первом, потом на втором этаже. Дом был одним из строений во владении графини Олсуфьевой. Рядом по переулку стоял другой принадлежащий ей большой, нарядный, четырехэтажный дом, о котором вы писали в газете, полагая, что маршал Жуков жил именно в нем. Но находился этот дом тогда ближе к Тверской, фасадом выходил на главную улицу Москвы. Перед войной его сдвинули в глубь переулка, на то самое место, где мы много лет прожили… Вот тогда и сломали наш дом».
С 1910 г. в угловой части здания (ротонде) работал кинотеатр «Миньон» на 200 мест.
Северная половина дома до 1856 г. принадлежала Кириллу Ивановичу Гудовичу, затем его вдове Варваре Яковлевне, в 1869–1898 гг. – купцам Андреевым, в 1898–1911 гг. – инженеру Сергею Ивановичу Лямину, в 1911–1914 гг. – Александру Генриховичу Мейену и Надежде Константиновне Кузнецовой. Последние два владельца в 1915 г. приобрели южную половину дома, вновь объединив его в одном владении. После 1917 г. дом оставался жилым.
В мае 1941 г. здание было передвинуто с красной линии Тверской (улицы Горького) перпендикулярно вглубь квартала на 50 метров. Для этого была использован уникальный метод передвижки зданий, разработанный Э.М. Генделем. Были сохранены своды подвала старой части здания, а под более поздней частью устроен новый подвал. Часть дома была разобрана. В результате передвижки сохранилась только половина, принадлежавшая Андрею Ивановичу Гудовичу; владение Кирилла Ивановича утрачено. Сохранившаяся часть — одна из немногих старых построек, уцелевших в процессе реконструкции ул. Горького.
До 1960-х гг. дом оставался жилым, позднее был расселен. В здании была проведена реконструкция в пределах капитальных стен, в результате которой погибли интерьеры.
В советское время в доме Гудовичей–Миклашевских размещался Государственный комитет СССР по науке и технике. В 1990-е гг. в здании располагалась Высшая аттестационная комиссия РФ. В 1992–1998 гг. председателем ВАК был Николай Васильевич Карлов (1929–2014) – ученый-физик и общественный деятель, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, ученик нобелевского лауреата и создателя лазера А.М. Прохорова. Здесь работали и получали аттестацию сотни видных советских и российских ученых и специалистов. До 2008 г. здесь находился Центр исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ. В настоящее время большинство помещений заняты подразделениями Минобрнауки. В подвале западного крыла здания находится научно-техническая библиотека (на правах филиала ГПНТБ).
10 комментариев