Конструктивистский жилмассив на Русаковской готовят к сносу
Снос Русаковского жилмассива, одного из образцов московского конструктивизма, может начаться уже 5 марта. Об этом на встрече с жителями 21 февраля сообщил глава управы Красносельского района Сергей Носков. Дома по адресу: ул. Русаковская, д. 6, 2/1 (стр. 1, 2) оказались на территории, отведенной под одну из стартовых площадок реновации. Упраздненная ныне «Сносная» комиссия еще в 2012 году большинством голосов вынесла приговор всему кварталу № 998 Красносельского района. Протоколом заседания комиссии зафиксировано особое мнение координатора «Архнадзора» Константина Михайлова и эксперта Андрея Баталова, выступивших против сноса комплекса. Решение «Сносной» было закреплено проектом планировки квартала и Правилами землепользования и застройки, а в конце 2017 года на заседании Штаба по обустройству и развитию ЦАО принят детальный план мероприятий по реконструкции квартала № 998, включающий и финальную стадию подготовки к сносу. Лишь дом 8, включенный столичными властями в программу реновации, удалось внести в авторизованные мэрией списки сохраняемых зданий (реновации без сноса). Пополнить эти списки может и дом 3/1 по ул. Гаврикова, чья судьба будет решаться на стадии подготовки проектов планировки. Но Русаковка — единый ансамбль, достойный быть сохраненным целиком. О том, что может потерять Москва со сносом домов Русаковки, рассказывает кандидат искусствоведения Мария Силина.
Московская Русаковка – заповедник авангардистской архитектуры, демонстрирующей ценности довоенной городской жизни. Построенный как часть авангардного рабочего поселка в 1925–1927 гг., комплекс отметил в прошлом году свой 90-летний юбилей. Теперь, когда дома в начале Русаковской приговорены к сносу, уникальная часть довоенной Москвы может лишиться своего неповторимого колорита.
Этот комплекс – советский город-сад, он родился как часть плана «Новая Москва» 1923 года. В 1925 году Борис Улинич выстроил два симметричных Г-образных в плане здания на 72 квартиры. В 1926–1927 годах застройку квартала продолжил комплекс домов, выстроенных по проекту архитектора М.И. Мотылёва (д. 4, с. 1; 6; 8). Дома возвели показательно просторными и светлыми как предвестие лучшего будущего, разбили бульвар, скверы, установили фонтаны. Ансамбль выполнен в стиле классического московского направления авангарда. В его основе сочетание эффектных приемов конструктивизма с элементами старой московской усадьбы. Так, авангардистские жилые секции, характерные контрастные горизонтальные полосы гармонично сочетаются с классической симметрией фасадов, с внутренними зелеными дворами и регулярной липовой аллеей.
Архитекторы запроектировали жилые корпуса сразу с развитой инфраструктурой: детский сад с яслями, магазины на первом этаже, амбулатория, библиотека и даже стрелковый клуб, в котором проводил занятия Климент Ворошилов. Напротив размещалось здание кинотеатра, а через дорогу — новое здание школы с обсерваторией. После начала строительства метро в начале 1930-х комплекс продолжил свой рост. Все дома по чётной стороне были достроены до 5 этажей. При надстройке домов было использовано цветовое оформление, усилившее конструктивистскую стилистику в оформлении фасадов. В нынешнем виде комплекс оформился в 1955 году, когда жилые дома были достроены до 7 этажей.
Центральную ось главного фасада двух домов Улинича формируют узкие окна с изогнутыми кирпичными перемычками и характерными для ар-деко «розетками», издали похожими на часовой циферблат. Комплекс архитектора Мотылева – оригинальное решение середины 1920-х, расцвета московской жилой авангардной архитектуры. Три корпуса образуют внутренний двор с озелененным парадным въездом со стороны шоссе и прямоугольной площадью, расчерченной сетью аллей-дорожек. Протяженный фасад был разделен с помощью чередующихся вертикальных выступов, ризалитов лестничных клеток с остеклением на всю высоту, балконов. Такое конструктивное архитектурное решение позволило избежать монотонности визуального восприятия главного фасада зданий. В то же время корпуса визуально объединялись в единый ансамбль въездными воротами и арками. Еще в середине 1950-х годов планировку этого двора считали образцовой. Созданный по единому авторскому плану, жилой комплекс сохранил оригинальную композиционную структуру.
На Русаковке жила творческая и научная интеллигенция: инженеры, врачи, изобретатели. В доме № 2/1 жили: химик с мировым именем, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии П.В. Зимаков; Г.И. Бремер, физик-теорик; известная журналистская династия Аграновских; литературовед Зиновий Самойлович Паперный. По вечерам в квартирах собирались известные писатели, художники, журналисты, например, Анна Ахматова, Лиля Брик, Корней Чуковский, Борис Заходер и другие были частыми гостями жителей дома.
Герой Советского Союза Сергей Алексеевич Данилин, командир дивизии, инженер, знаменитый летчик, участник перелета через Северный полюс в составе экипажа М.М. Громова проживал в доме 8.
Многие жители «Русаковского» внесли свой вклад в победу в Великой Отечественной войне. Живший в доме № 8 Герой Российской Федерации разведчик Ян Черняк послужил прообразом знаменитого киногероя Штирлица. В этом же доме жили: художник Василий Ефремов (во время войны за создание агитационных плакатов награжден медалью «За боевые заслуги»); Георгий Анатольевич Зельма (фотокорреспондент «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и других изданий в 1920—1930-х годах, военный фотокорреспондент на полях боевых действий в Великую Отечественную войну) и его сын Тимур Георгиевич Зельма (известный кинооператор, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени).
Дома на Русаковской не минули черные дни сталинских репрессий. Недавно, в декабре 2017 года, на доме № 8 были установлены таблички в память семьи Добраницких, а на доме № 4 – в память инженера Владимира Марковича.
Культурная жизнь квартала не прекращается до сих пор. В доме 8 по-прежнему библиотека и театр. В доме 4 всех желающих принимает художественная изостудия. За 90-летнюю жизнь на Русаковке дома обросли историей, сохранив при этом оригинальную планировку и декор фасадов, а во дворах все также шумят полувековые липы. Невозможно поверить, что этот уголок Русаковки, участник и очевидец многих счастливых и трагических страниц прошлого, может исчезнуть уже через несколько недель.
Мария Силина — кандидат искусствоведения, Российская академия художеств
Статья подготовлена на основе материалов, собранных группой защитников Русаковки. Группа создана по инициативе местных жителей и объединила людей разных профессий: художников, искусствоведов, юристов, экономистов и др. В настоящее время защитники Русаковки готовят ряд акций за сохранение жилмассива, включая сбор подписей против сноса.
Ролик «Архнадзор-ТВ» о домах на Русаковке:
36 комментариев