Спасти «Рабочий Посёлок»
Юрий Егоров
На западе Москвы есть небольшая пассажирская платформа с незатейливым названием, от которого так и веет советским прошлым – Рабочий Посёлок. Именно этот небольшой остановочный пункт может стать местом очередной градостроительной катастрофы, соразмерной с утратой в 2012 году последнего «дачного» вокзала России, стоявшего возле платформы Ильинское – по иронии судьбы, находившегося на том же многострадальном Белорусском направлении Московской железной дороги.
Было бы это место ничем не примечательным, если бы не миниатюрный вокзальчик, скорее даже павильон, притаившийся возле платформы «на Москву». Построенный вскоре после войны, одновременно с появлением нового района тогда ещё подмосковного города Кунцево, он несёт в себе все черты «большого сталинского стиля» в архитектуре, и в этом он полностью созвучен кварталам, расположенным между современной Молодогвардейской улицей и путями Белорусского железнодорожного направления.
Этот район и сейчас весьма интересен для историка или архитектора: он застраивался по единому плану, замкнутыми кварталами, с хорошим озеленением. Архитектура домов соответствовала господствовавшему на тот момент «неоклассическому» сталинскому стилю: дома строились с балконами, эркерами, фигурными фронтонами. Кирпичная кладка полностью штукатурилась и дополнялась лепными элементами, тягами, карнизами. Гладкое поле стены у всех зданий было покрыто яркой лимонно-жёлтой фасадной краской, все архитектурные детали были белыми. Это цветовое решение всего микрорайона не менялось на протяжении многих лет, за эту видимую издалека колористику весь комплекс зданий прозвали «Страной Лимонией».
Павильон платформы Рабочий Посёлок выполнен в едином стиле с домами «Страны Лимонии» и строился как «въездные ворота» в этот удивительный и необычный по архитектуре район города Кунцево. Вытянутое вдоль железнодорожных путей здание под двускатной крышей построено из кирпича в стиле «сталинского ампира» и украшено множеством декоративных деталей.
Приглядитесь к нему повнимательнее: здесь и лепные наличники с замковыми камнями, и небольшие пилястры, и даже имитация руста по гладким частями фасадов. В центральной части, над главным входом, расположен небольшой фронтон с лепным названием остановочного пункта, окружённым лепной же декоративной рамкой. В центре фронтона имелись вокзальные часы – ныне, к сожалению, утраченные.
Сейчас войти в вокзал можно только с пассажирской платформы, а когда-то он имел парадный вход с крыльцом со стороны улицы Маршала Неделина – заложенный дверной проём и в наши дни прекрасно читается на фасаде здания.
В центре здания находится небольшой зал ожидания с кассой, а по краям – две симметричные открытые веранды.
Имя архитектора, придумавшего это удивительное здание, нам неизвестно, но художественные особенности здания уже позволяют говорить о его значительной исторической и культурной ценности. Однако на этом история не заканчивается.
После войны, а особенно после июльского пленума партии 1956 года был взят курс на реконструкцию железных дорог страны. Господствовавшие на стальных магистралях паровозы отставлялись от работы и неумолимо уходили в прошлое, на их место приходили электровозы и тепловозы, а в пригородном движении – электро- и дизель-поезда, рассчитанные на массовые пассажирские перевозки. Запуск электропоездов подразумевал и реконструкцию пассажирских платформ – не карабкаться же в современную электричку почти с уровня земли! Поэтому низкие платформы повсеместно заменялись высокими, уровень которых соответствовал уровню пола в вагоне.
Уходили в прошлое и «дачные» вокзалы, а вместо них на высоких платформах строились новые павильоны, внешний вид которых был позаимствован у того самого изящного вокзальчика рядом с платформой Рабочий Посёлок. Конечно, в годы индустриального строительства было уже не до лепных украшений или фигурной надписи с названием остановки, а потом и «борьба с излишествами в архитектуре» подоспела. Но компоновка помещений, объёмно-планировочные решения по-прежнему вели на Рабочий Посёлок.
Открытые веранды по сторонам от кассы даже в типовом проекте без «излишеств» смогли сохранить полукруглые завершения своих оконных проёмов. Булатниково и Калинина Павелецкого направления, Аникеевка Рижского направления, Кусково, Чухлинка и Новогиреево Горьковского, Бутово – Курского, — все эти павильоны имеют своим прообразом здание на Рабочем Посёлке, и этот ряд можно продолжать ещё долго. То же самое было на других крупных железнодорожных узлах и в окрестностях больших городов нашей страны. Здание на Рабочем Посёлке было первым в своём ряду и послужило прототипом для многих других.
А теперь вокзалу угрожает снос – бессмысленный и беспощадный, намеченный в рамках реконструкции Белорусского направления. Перекладка путей потребует, как говорят в РЖД, «многих миллиардов рублей». Из года в год и от здания к зданию мы слышим от РЖД одно и то же: якобы монополист понесёт колоссальные убытки, если попытается при прокладке новых путей обойти здание, площадь которого едва ли превышает сто квадратных метров.
К сожалению, мы не знали об этих планах раньше: у нас не принято обсуждать с гражданами крупные транспортные проекты на ранней стадии их подготовки. Так, лишь по счастливой случайности мы узнали о планах по сносу уникальных башен на станции Подсолнечная, что дало нам хотя бы минимальный запас времени. Надо сказать, мы использовали этот запас с максимальной пользой: башни вошли в список выявленных объектов культурного наследия, в чём состоит огромная заслуга администрации Московской области и неравнодушных к своей истории жителей.
Теперь та же история происходит на Рабочем Посёлке. Есть ценное здание под угрозой, и есть большое количество людей, которым дорог этот небольшой вокзал с большой биографией. Именно эти люди создали петицию в защиту вокзала на Рабочем Посёлке. А в Департамент культурного наследия Москвы подана заявка на включение вокзала платформы Рабочий Посёлок в список объектов культурного наследия. Заявка принята к рассмотрению, и главное сейчас – чтобы здание просто дождалось экспертного мнения о своей ценности.
Мы призываем всех, кто пользуется электропоездами Белорусского направления, отслеживать ситуацию на Рабочем Посёлке и при возникновении угрозы сноса сообщать нам и в Департамент культурного наследия. А руководство Российских железных дорог мы просим проявить внимание к истории Москвы и к своей собственной истории и принять все меры по сохранению этого уникального здания.
P.S. Несмотря на все усилия и на статус заявленного памятника, вокзал был снесен до основания в ночь с 16 на 17 августа 2017 г.
Фото: Алёна Богомолова, Юрий Егоров, Савелий Рожков, Елизавета Анциферова.
11 комментариев