Лосиноостровская: полку памятников прибыло
Четыре здания станции Лосиноостровская стали выявленными объектами культурного наследия по заявке «Архнадзора»: дорожная поликлиника (бывший кондукторский резерв), водоёмное здание и два поста механической централизации.
Станция Лосиноостровская Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги (позже – Северные железные дороги, ныне – Ярославское направление Московской железной дороги) возникла как небольшая пригородная «платформа 10-й версты» в конце XIX века. На ней был построен небольшой деревянный вокзал «дачного» типа, состоявший из капитальной отапливаемой части и богато украшенных навесов по краям.
Своё развитие станция получила сначала в связи со строительством линии к станции Бескудниково Савёловского направления, также относившегося к Северным железным дорогам. Соединительная ветвь Бескудниково – Лосиноостровская просуществовала до середины 1980-х годов.
После окончания строительства Московской Окружной железной дороги Лосиноостровская стала основной станцией, связывавшей Окружную и Северную ж.д. по соединительным ветвям №6 (Ростокино – Лосиноостровская) и №7 (Белокаменная – Лосиноостровская), объём её работы существенно возрос. Обмен вагонами с Окружной железной дорогой – основная функция Лосиноостровской и сто лет назад, и в наши дни.
С появлением станции здесь возник посёлок для её работников, с 1925 г. он стал городом, а в 1939 г. получил имя Бабушкин в честь известного полярного лётчика, уроженца этих мест М.С. Бабушкина. В 1960 г. город Бабушкин вошёл в черту Москвы.
Лосиноостровская стала местом действия эпизодов известнейших фильмов советского периода – «Служебный роман» (1977 г.), «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.) и «Вокзал для двоих» (1982 г.).
Деревянный «дачный» вокзал Лосиноостровской просуществовал до 1970-х годов, а ряд более поздних построек и сейчас продолжает украшать станцию.
Наиболее известное из сохранившихся зданий – дорожная поликлиника, построенная в 1912 году как дом отдыха кондукторских бригад, сопровождавших грузовые поезда. В 1918 г. на станции Лосиноостровская врачом М.К. Громовым была организована первая амбулатория, находившаяся в обычном пассажирском вагоне.
С 1931 г. поликлиника стала занимать три комнаты в доме кондукторского резерва, а затем, по мере упразднения кондукторских должностей, заняла всё здание, в котором находится и сейчас. В 1934 году на основании указа Министерства путей сообщения была организована узловая поликлиника на станции Лосиноостровская. 11 июля 2017 года здание поликлиники стало вновь выявленным объектом культурного наследия.
Если пройти по пешеходному мосту над путями, то на противоположном краю станции, почти напротив поликлиники, можно увидеть внушительное водоёмное здание (водонапорную башню), построенное по типовому проекту для крупных станций Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги. Подобная башня, недавно обшитая сайдингом, сохранилась, например, на станции Александров.
Башня предназначена для размещения водяных баков на большой высоте, откуда вода самотёком расходилась по трубопроводам к местам её потребления: жилым и служебным зданиям, местам заправки паровозов водой, деповским постройкам. Имеющая сложную форму и разнообразный кирпичный декор башня – теперь выявленный объект культурного наследия.
Ещё два здания технического назначения затеряны среди станционных путей, и это неудивительно: они строились для оперативной подготовки маршрутов приёма и отправления поездов. Это северный и южный посты централизации, их назначение – централизованное (то есть сосредоточенное в одном месте) управление работой стрелочных переводов и переключением связанных с ними сигналов (семафоров, предупредительных дисков и т.д.) без использования труда стрелочников. По своим функциям они схожи с аналогичными постройками Московской Окружной железной дороги, однако имеют совсем другой характер декора.
В свете почти повсеместной утраты подобных зданий на других железных дорогах два поста механической централизации на Лосиноостровской имеют особую ценность. Северный пост лучше сохранил элементы своего декора, зато в южном здании осталось нетронутым печное отопление – согласитесь, редкость для современной железнодорожной станции. Две высокие кирпичные трубы с затейливыми завершениями говорят сами за себя. Северный и южный посты централизации также стали выявленными объектами культурного наследия.
2 комментария