Градостроительное дзюдо
Виктор Курасов
Указом Президента РФ от 18.05.2017 № 215 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» за успешную подготовку спортсменов, добившихся высоких спортивных достижений на Играх XXXI Олимпиады 2016 года в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия), наградить: ОРДЕНОМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Анисимова Василия Васильевича – президента Общероссийской общественной организации «Федерация дзюдо России», город Москва
Для сведения, Василий Анисимов – президент Федерации дзюдо России с 2010 года, является главой Группы компаний «КОАЛКО» (Coalco), многолетнего Генерального партнера Федерации.
Так случилось, что спорт, а точнее спортивная инфраструктура, оставшаяся от развалившегося СССР, стала интересна В. Анисимову еще до 2010 г. Одной рукой орденоносец давал деньги Федерации дзюдо России, а другой отнимал то немногое, что осталось от детского спорта в СССР, реализуя политику «Все лучшее – детям» в своем понимании.
Давайте разберемся во всем по порядку.
Стадион юных пионеров (СЮП) был одним из старейших стадионов Москвы, переданным еще в 1934 г. по инициативе Московской партийной организации пионерам и школьникам.
Долгие годы СЮП административно входил в добровольное спортивное общество профсоюзов «Труд» и назывался Центральным детским учебно-спортивным комбинатом «Юные пионеры». В 1987 г., в результате принятых изменений в руководстве физкультурного движения профсоюзов, он стал именоваться Учебно-спортивным центром «Юные пионеры» Московского городского совета Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов (МГС ВДФСО).
С развалом Советского Союза Учебно-спортивный центр «Юные пионеры» вошел в Регистр общепрофсоюзного имущества, переданного во владение, пользование и распоряжение Московской федерации профсоюзов (МФП).
Начиналась новая капиталистическая жизнь. В августе 1992 г. Федерацией Независимых Профсоюзов России (ФНПР) было рекомендовано преобразовывать предприятия, основанные на собственности профсоюзов, в акционерные общества. Так как денег у профсоюзов не было, то в уставный капитал вносились здания и сооружения. При этом один профсоюзный объект мог произвольно, по усмотрению чиновников МФП, делиться на несколько кусков, а финансово состоятельные соучредители выбираться неисповедимым путем.
28 января 1993 г. было учреждено Акционерное общество закрытого типа Спортивный центр «Юные пионеры» (ЗАО СЦ «Юные пионеры»). Учредителями выступили Московская федерация профсоюзов и никому неизвестное Акционерное общество закрытого типа Хоккейно-футбольный клуб «Россия» (ЗАО ХФК «Россия») с уставным капиталом 2000 рублей. Непостижимым образом контрольный пакет 51 % получил не первоначальный хозяин имущества – профсоюз, а ЗАО ХФК «Россия».
27 апреля 1998 г. между Московским земельным комитетом и ЗАО СЦ «Юные пионеры» был заключен договор аренды № М-09-011299 земельного участка по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 31, с назначением земли – для эксплуатации существующих зданий и сооружений спортивного центра. Это назначение не менялось, несмотря на все дополнения и изменения, включая новый договор аренды № М-09-042492 от 11.07.2013 г., вплоть до 10 декабря 2015 г., когда по решению Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) города Москвы (Дополнительное соглашение от 10.12.2015) целевое назначение было изменено на строительство. Земля и тогда, и сейчас находится в собственности Москвы и смена ее целевого назначения – ответственность городских властей.
Шли годы, МФП практически не выделяла средств на содержание спортивной инфраструктуры, а второй соучредитель – ЗАО ХФК «Россия» – вместо финансовых вливаний ориентировался исключительно на получение прибыли. Весь город узнал о клубе, а впоследствии о казино «Титаник» и его репутации. Царский павильон, где находилось правление СЮПа, был приспособлен под ресторан, легкоатлетический манеж был сдан в аренду сети Gold’s Gym, сам стадион и корты сдавались за деньги. Неизбежно напрашивается вопрос: а сам профсоюз не мог сдать в аренду свои сооружения и, зарабатывая, поддерживать свою инфраструктуру? Стыдно сказать, в последние годы профсоюз платил аренду за использование своего же имущества.
Ледовый дворец, не ремонтировавшийся с момента постройки, требовал капитальных вложений и в мае 2006 г. был закрыт на капитальный ремонт. Конечно, это был только предлог для закрытия знаменитой школы фигурного катания. Никто его и не собирался ремонтировать. Больше в нем спорта уже не было, но был автосалон, клуб «Арена», а сейчас и здания нет.
По случайному совпадению, в это же время, 25 мая 2006 г. было учреждено закрытое акционерное общество Спортивно-развлекательный центр «Асгард» (ЗАО СРЦ «Асгард») с основным видом деятельности – деятельность в области спорта.
Уже 18 августа 2006 г. ЗАО СРЦ «Асгард» становится собственником Ледового дворца, Царского павильона, Легкоатлетического манежа, а затем получает право аренды на весь земельный участок.
28 августа 2008 г. ЗАО СЦ «Юные пионеры», как выполнившее свою функцию по передаче имущества, было ликвидировано.
Так окончательно был завершен процесс перехода из профсоюзной собственности в частную.
Можно подумать, что, наверно, и не могло быть по-другому, но это не так. Например, Правительство Москвы нашло в 1998 году средства на выкуп 50% конноспортивного комплекса профсоюзов (ОАО «КСК «Битца») у частников, а впоследствии и всех 100%, с последующим щедрым финансированием. На СЮП средств не нашлось. Может, все дело в том, что бывшему мэру были ближе лошади, а не дети и детский спорт.
Завершающий этап освоения пионерского наследия начался с приходом Coalco.
В июне 2007 г. компания вошла в состав акционеров ЗАО СРЦ «Асгард» (купила контрольный пакет) и сразу же обратилась к Ю. М. Лужкову с предложением о строительстве на территории стадиона «Юные пионеры» Международного конгресс-центра.
13 июня 2007 г. мэр дает Поручение № 4-19-11196/7 о проработке указанного предложения отраслевым органам исполнительной власти, которые проработали и поддержали предложение (включая Префектуру САО и Москомспорт).
17 сентября 2007 г. градоначальник поддержал инициативу о строительстве Международного конгресс-центра.
28 апреля 2008 г. компания Coalco обращается к Ю. М. Лужкову с просьбой дать поручение Москомархитектуре разработать градостроительную документацию на строительство конгресс-центра.
Для обоснования уничтожения СЮПа фабрикуются небылицы, что оказывается (курсивом — выдержки из письма) «…в советское время здесь был построен стадион «Юные пионеры», утративший свою целостность и общественное значение в результате строительства 1970-х годов»! То есть, по мысли составителя письма, строительство и подготовка к Олимпиаде-80 привела СЮП в упадок!
Но в лице В. Анисимова пришел спаситель детского спорта. «Компания «Коалко» предлагает осуществить связь времен – реабилитировать указанную территорию и осуществить на ней строительство международного Конгресс-центра с выставочными площадями, спортивного центра, включающего в себя полноценную школу фигурного катания, бассейн, тренировочные залы, комплекс для проведения соревнований по борьбе, настольному теннису, фехтованию, баскетболу, волейболу, а также гостиничный и деловой блок».
Неизвестно, внимательно ли читал Ю. М. Лужков письмо В. Анисимова или только пробежал глазами, не вникая в суть, но 5 мая 2008 г. он дает поручение А. В. Кузьмину приступить к разработке градостроительной документации.
16 мая 2008 г. Москомархитектура принимает решение – принципиально одобрить варианты размещения и объемные решения «Спортивно-оздоровительного, гостинично-делового международного конгресс центра».
17 июня 2008 г. на совещании в Москомархитектуре принимается решение о нецелесообразности разработки градостроительной документации за счет бюджета с предложением застройщику разработать ее за свой счет.
В течение года щла разработка градостроительной документации, согласования, в том числе урезание более чем в два раза охранной зоны, для максимальной застройки стадиона.
17 июня 2009 г. проделанную кропотливую работу венчает Распоряжение правительства Москвы № 1257-РП «Об утверждении акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) от 24 декабря 2008 г. № А-6728/98» с установленной общей площадью объекта – 422700 кв. м.
Согласно проектным предложениям 2009 года, компанией Coalco на территории СЮПа планировалось построить 11 объектов, в том числе три – высотой 99,9 м., шесть – высотой 56 м. Причем доля спортивных сооружений составляла менее 5%, доля Конгресс-центра (под строительство которого было получено согласие мэра) составляла менее 2% от общей площади, тогда как под вишенку на торте – «…а также гостиничный и деловой блок» – выделялось всего-то 93%.
На основании Распоряжения № 1257-РП в проект Генерального плана города Москвы до 2025 года (Генплан Москвы) и Правила землепользования и застройки города Москвы (ПЗЗ) Москомархитектурой было включено предполагаемое строительство, увеличена плотность застройки и высотность и присвоен индекс участка территориальной зоны 10-1001 – зона административно-деловых объектов.
30 июня 2009 г. на муниципальном Собрании внутригородского муниципального образования Беговое в городе Москве депутаты единогласно проголосовали против строительства на СЮПе (Решения №№ 19-15, 19-16).
12 августа 2009 г. на публичных слушаниях по проекту Генплана Москвы и ПЗЗ предполагаемая застройка СЮПа вызвала резко негативную реакцию жителей района.
Однако мэрия протесты жителей и депутатов проигнорировала.
Ситуация немного изменилась к лучшему с назначением в июле 2009 г. префектом САО О. Л. Митволя. После встреч с жителями района префект обратился к мэру с просьбой не допустить застройку СЮПа, но Ю.М. Лужков согласился только на понижение высотности с 99,9 до 70 м.
В октябре 2010 г. новый мэр Москвы С. С. Собянин назначил префектом САО В. Н. Силкина. Перед новогодними праздниками 2011 г. С. С. Собянин объезжал округа и знакомился с руководителями и заместителями префектур, управ, муниципалитетов. В присутствии префекта САО, главы управы района Беговой и многих других ответственных лиц, на мой вопрос о застройке СЮПа новый мэр пообещал, что не даст застроить СЮП и сохранит его для детей, дав при всех поручение префекту – активно этим вопросом заняться. Казалось, вот оно счастье, вот долгожданная справедливость, вот она высшая правда, – не все в наше время решают деньги.
И действительно, к лету 2011 г. префект сообщил, что вопрос был рассмотрен на рабочей группе ГЗК и принципиально одобрена выдача «нулевого» ГПЗУ. На фоне недавно полученного нулевого ГПЗУ по адресу: Беговая ул., вл. 36, напротив СЮПа, где предполагалась высотка, против которой шла отдельная борьба, это не казалось чем-то несбыточным. Но шло время, наступал 2012 год, а вопрос СЮПа так и застрял на рабочей группе. Невидимая противоборствующая сила яростно вступила в борьбу.
Наступивший 2012 год не принес ничего нового. Правда, все, кто, так или иначе, ратовал за сохранение СЮПа и присутствовал на памятной предновогодней встрече с мэром, покинули свои посты. К сожалению, из вновь пришедших к власти никто не поднял упавшее знамя борьбы за СЮП. Оставшись без защиты, стадион мог рассчитывать только на чудо, но чуда не случилось.
В 2013-2014 годах, на неоднократных встречах с М. Ш. Хуснуллиным (тогда он еще встречался с жителями Москвы), на вопросы о СЮПе ответ был один – город не откажется от застройки стадиона, а только попросит застройщика уменьшить высотность и плотность, причем давались заверения сохранить все спортивные объекты.
Но одно дело слова, а совсем другое – дела.
18 декабря 2014 г. на 43-м заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы было принято окончательное решение по застройке СЮПа, без сохранения спортивных объектов.
29 января 2015 г. Москомархитектурой, на основании решения ГЗК, был выпущен ГПЗУ RU77-108000-012604, разрешающий строительство на территории СЮПа с неустановленным процентом застроенности, высотностью до 77 м и общей площадью 215000 кв. м. (надземная часть), всего 288464 кв. м.
Жителями района были написаны сотни писем во все возможные инстанции, но на них приходил неизменный ответ – все по закону.
В октябре 2015 г., во время торжественной приемки С. С. Собяниным благоустройства двора по адресу: Ленинградский проспект, д. 14, на мой вопрос о его обещании в 2010 г. сохранить СЮП был получен простой ответ, что по данной территории заключен инвестиционный контракт (следует заметить – которого нет и никогда не было), и в случае его расторжения Москва будет вынуждена выплатить инвестору большую неустойку. Но мэром было обещано, что данный вопрос будет дополнительно рассмотрен. Опять появилась малюсенькая надежда, которая уже окончательно рухнула с выдачей разрешения на строительство 17 декабря 2015 г.
По старой, недоброй московской традиции в новогодние праздники 2016 года начались интенсивные работы на стадионе.
Так заканчивается жизнь знаменитого СЮПа.
Можно ли было его спасти? – Да, можно. Правительство Москвы всегда имело и имеет такую возможность. Но все произошло как в старом известном тосте – есть возможность, но нет желания. С приходом С. Собянина многие инвестиционные договоры были расторгнуты. Вернуть СЮП можно было за одно только нецелевое использование земли. Показательно, что есть Решение Арбитражного суда города Москвы 2015 года (дело № А40-135149/15) об удовлетворении иска Департамента городского имущества г. Москвы к ЗАО СРЦ «Асгард» о взыскании пени за нецелевое использование земельного участка. «Асгард» признал, что осуществляет нецелевое использование земельного участка, и только просил снизить размер пени. Но дальше штрафа Москва не рискнула пойти.
Можно было отказать и по другой причине. СЮП является объектом социальной инфраструктуры для детей. Функционирование таких объектов предусмотрено Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В силу п. 2 ст. 13 данного Закона, принятие органом исполнительной власти субъекта РФ решения об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью (а футбольное поле и теннисные корты, как часть земельного участка, находятся в собственности Москвы), не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти последствий принятого решения. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
Есть еще несколько способов, как можно бы было остановить застройку, но какой смысл об этом говорить, если у власти при наличии возможностей нет желания встать на сторону детского спорта. Если главе группы компаний «КОАЛКО», а по совместительству президенту Федерации дзюдо России В. Анисимову непонятно, что, купив детский стадион и застроив его, он совершил непоправимое еще с библейских времен – «обидел малых сих». Или понятия 90-х – деньги не пахнут, или ничего личного, это просто бизнес – так и останутся родимым пятном российских предпринимателей.
Возвращаясь к началу статьи, невозможно не задать простой вопрос дзюдоистам России – надо ли защищать права наших детей на спорт?
И если надо, то не пора ли господину Анисимову объявить ХАНСОКУ-МАКЭ за действия, противоречащие духу дзюдо?
Копии упомянутых в тексте документов имеются в распоряжении редакции.
8 комментариев