Реновация: нам пишут – 2
В течение недели после публикации списка из более чем 300 ценных домов, оказавшихся под угрозой сноса по программе «реновации», к нам продолжали поступать сообщения с рассказами москвичей о своих домах. Сегодня, накануне второго чтения проекта федерального закона о «реновации», мы хотим продолжить публикацию этих писем.
Иногда это рассказы о домах, предложенных к «реновации» Правительством Москвы и, соответственно, вошедших в наш список. Вот, например, подробный рассказ Елизаветы, проживающей по адресу: ул. Изумрудная, д. 38:
«Благодарю вас безмерно, что мой любимый дом тоже попал в ваш список! 1954 года постройки, индивидуальный проект, трёхэтажная «сталинка», с толстыми кирпичными стенами и потолками 3,10 м высотой. Квартира, в которой живёт моя семья, с 10-метровой кухней и 20-метровым коридором, была приобретена нами в 2016 году, мы остановили свой выбор именно на этом доме из-за его малоэтажности и небольшого количества квартир (их всего 24), высоты потолков, внешнего вида дома (фасад с красивейшей лепниной). А также его расположения (тихий уютный зеленый двор). Ветхость домов, как известно, определяется по износу основных (несущих нагрузку) конструкций – фундаментов, стен, балок, перекрытий, но никак не по трубам коммуникаций, не по состоянию дверей, полов, фасадов, крыш. Чтобы признать дом ветхим, износ его основных конструкций должен превышать 70%, чего реально не наблюдается».
Или вот еще письмо Дениса Келюха (его дом – тоже из нашей таблицы): «Уважаемый «Архнадзор»! Вся надежда на вас. Нам, жителям дома, расположенного по ул. Мариупольская, 6, крайне сложно осознавать, что дом сталинской постройки 1939 года, с кирпичными (толстыми) стенами и высотой потолков 3,2 м, будут сносить и предложат панельный муравейник с потолками 2,6 м. Дома на этой улице расположены уникально, во дворе свой сквер и детский сад. Если приложить руки и голову, то можно эти дома отреставрировать и отремонтировать так, что завидовать будут. Почему в Европе, в старых городах борются за свою историю, а у нас главное угодить девелоперам?»
Но большинство пишущих не нашли своих домов в нашей таблице объектов авторской (индивидуальной и образцовой) архитектуры, предложенных к «реновации», – и просят включить их в него. Мы получаем такие обращения на почту, в виде комментариев на нашем сайте и на страницах в соцсетях, а также в личных сообщениях нашим активистам и по телефону. И в каждом – крик о помощи. Мы не оставляем новую информацию без внимания и после проверки адресов пополняем нашу таблицу. В ней уже не 320 объектов, как поначалу, а более 440. И это – именно благодаря неравнодушию москвичей.
Во второй части подборки – сообщения о ценных домах, которых на сегодняшний день нет в списке, предложенном Правительством Москвы к «реновации». Но по ним, тем не менее, идет спровоцированное мэрией голосование за включение в этот список. Подобная информация тоже очень важна!
Мы по-прежнему не называем имена обратившихся к нам приватно, через электронную почту или по телефону; указываем только тех, кто оставил комментарий на общедоступных ресурсах.
1. Адреса из списка Правительства Москвы
— Мария: 1-й Лихачёвский пер., д. 4А. Находится в защитной зоне памятника федерального значения «Усадьба Михалково». Также рядом (около 20 м) находится дом 4, корп. 2 (многоквартирный жилой дом 1931 г.), который отнесен к исторически ценным градообразующим объектам. Согласно п. 3 ст. 34.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия» для памятника, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны устанавливаются на расстоянии 100 метров. (примечание редакции: информация о защитной зоне не подтвердилась, но оба дома включены в таблицу «Архнадзора»)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Уважаемые члены общественного движения «Архнадзор»! Обращаются к вам жители 30-го квартала Кунцево, проживающие на ул. Боженко в домах: 14 (корп. 1, 2, 3, 4), 12 (корп. 1, 2), 10 (корп. 1, 2, 3). История этих домов достаточно интересная, в них проживали представители научной и технической интеллигенции, сотрудники дипломатического корпуса. В д. 14, корп. 3 провел детские годы всемирно известный советский хоккеист Валерий Харламов (это здание снимали для недавно вышедшего фильма о нем). В доме 14, корп. 4 проживал один из создателей первой отечественной барокамеры. Наши дома были построены в период с 1952 по 1954 г. по индивидуальным проектам и составляли ансамбль города Кунцево. Застройка шла по единому архитектурному плану, замкнутыми кварталами. Здания построены в стиле упрощенного сталинского ампира – с красивыми фасадами, декоративными элементами, эркерами, карнизами, фигурными балконами. Строительство осуществлялось силами немецких военнопленных из расположенного неподалеку лагеря. Дворы имеют прекрасное озеленение, некоторые деревья уже выше домов. Это комфортное для жизни место. Считаем необходимым сохранить его для будущих поколений москвичей! Дома следует ремонтировать и реконструировать. При этом жителям, нуждающимся в улучшении условий, возможно предоставление другого жилья взамен реконструируемого. Мы считаем, что в данном случае необходимо разработать индивидуальные подходы к такого типа зданиям. (примечание редакции: частично перечисленные дома изначально были в таблице «Архнадзора», остальные туда включены)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Прошу внести в перечень «Архнадзора» адрес: ул. Бориса Жигулёнкова, д. 25, корп. 3, ВАО, Соколиная гора. Этот дом не имеет отношения к ветхому жилью!!! Он построен по индивидуальному проекту в 1958 г. В нем широкие кирпичные стены с хорошей тепло- и шумоизоляцией, железобетонные перекрытия, высота потолков 3 метра, с тремя квартирами на этаже. (примечание редакции: дом включен в таблицу «Архнадзора»)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте, уважаемые эксперты! Вы опубликовали список из примерно трёхсот домов, попавших под так называемую реновацию, которые имеют некую историческую или архитектурную ценность. В том числе есть и дома «сталинской» постройки на Люблинской улице. Я сам житель дома № 133 по Люблинской улице, но его в вашем списке я не нашёл. Дом 1940 года постройки, 4-этажный, с красивым фасадом, в нём потолки 3,15 и ванные комнаты с окнами! Хотелось бы узнать, неужели он не представляет никакой ценности в архитектурно-историческом смысле? (примечание редакции: дом включен в таблицу «Архнадзора»)
— Алла: Наша «сталинка» по ул. Руставели, д. 10, корп. 3 уж точно никакая не аварийная. Многие целенаправленно именно в нашем доме квартиры купили, предпочли его новостройкам: потолки 3,4, кухни 10-12 метров, тихий двор, рядом Гончаровский парк, отличная шумоизоляция, зимой не холодно, летом не жарко. До реновации постоянно на подъезде объявления висели «куплю в этом доме квартиру». На государственном сайте «Реформа ЖКХ» указано, что степень износа фундамента, стен и перекрытий нашего дома составляет 0%. Общая степень износа 46%. Даже не ветхий дом! (примечание редакции: дом включен в таблицу «Архнадзора»)
— Елена Харченко: Включите, пожалуйста, наши дома в список «Архнадзора»: Б. Филёвская, д. 12 (1958 г.) и д. 14, корп. 1 (1957 г.) . Они построены по индивидуальному проекту и составляют единый архитектурный ансамбль с домами 15 и 17 по Новозаводской, которые есть в вашем списке. Были построены для работников завода Хруничева. У нас в доме 12 три подъезда, и все с разной планировкой и количеством квартир. Есть «двушки» по 72 кв. м.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Обращаются к вам жители домов по ул. Б. Филевская, д. 12 и д. 14, корп. 1 с мольбой о помощи: включите, пожалуйста, наши дома в ваш список!!! Я вам сегодня утром звонила, сейчас дублирую информацию. У нас настоящая война. Наши дома находятся в шаговой доступности от двух станций метро («Фили» и «Багратионовская») и станции МЦК «Шелепиха», относятся к разряду сталинских. Технический износ домов на данный момент составляет порядка 40%. С момента постройки капитальный ремонт не производился ни разу. Мой дом кирпичный, 1958 г. постройки, с ж/б перекрытиями и потолками 3,1 м. Самая маленькая квартира в нашем доме – 2-комнатная – 55 кв. м, 3-комнатные по 78 кв. м и 4-комнатные по 100 кв. м. Однако наш дом попадает в предварительный список для голосования, которое стартовало с 15 мая 2017 г. Другие аналогичные дома, расположенные в не столь удобном месте, в данный список почему-то не попали. Мы, жители, видим здесь лишь одно – коррупционный интерес управы и инвесторов, замаскированный под словом «реновация». (примечание редакции: дома включены в таблицу «Архнадзора»)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Уважаемые сотрудники Архнадзора, понимаю, что сейчас вы столкнулись со шквалом писем. Я собственник квартиры по адресу: Б. Очаковская, 22. Дом 1956 г. постройки, индивидуальный проект. Большие квартиры, высокие потолки. За программу реновации выступают только те люди, которые запустили свои квартиры и не хотят делать в них даже косметический ремонт. По ул. Б. Очаковская таких домов десяток, все они приблизительно одних лет постройки, какие-то блочные, какие-то кирпичные, образуют единый ансамбль. Это дома с большими и просторными придомовыми территориями, утопают в зелени. Просьба обратить внимание властей Москвы на наш дом и спасибо за ваше участие! (примечание редакции: письмо из этого дома было и в первой подборке; этот дом и несколько близлежащих включены в таблицу «Архнадзора»)
— Кристина Плетнева-Мирзоян: Добрый день, дом по адресу: Нижегородская, 66 также попал в список на снос. Это кирпичная «сталинка» 1957 года постройки. (примечание редакции: дом включен в таблицу «Архнадзора»)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Хочу обратиться к вам с просьбой включить наш дом в Свиблово, ул. Кольская, 9. Это 4-этажный кирпичный дом индивидуального проектирования 1961 года постройки. Потолки 3 метра. Никакого отношения он не имеет к «хрущевкам». Теплый, добротный дом. (примечание редакции: дом включен в таблицу «Архнадзора»)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Я являюсь жителем Останкинского района, Мурманский проезд, д. 22. Наш дом попал в программу, он 1959 г. постройки, индивидуальный проект (согласно данным БТИ и управляющей компании), кирпичный. Помогите нам спасти наш чудесный дом. Прошу также обратить внимание на Мурманский проезд, д. 18. (примечание редакции: дома включены в таблицу «Архнадзора»)
— (личное сообщение в соцсетях, имя отправителя есть в редакции): Я живу в Свиблово, в бывшем городке НИИ транспортного строительства, старом трехэтажном доме 1956 года. Несмотря на утраченные здания, основная часть городка, образующая архитектурный ансамбль, до сих пор сохранилась. Карту района, расположенного между улицей Кольская и Игарским проездом, прилагаю. Три здания НИИ выполнены на стыке ампира и конструктивизма. Есть дом 1937 года постройки, формой напоминает паровоз. Есть дома начала 50-х годов. Сохранилась старая поликлиника и баня (30-х – 40-х). Есть трёхэтажные кирпичные дома, их в городке называют финскими. Все это история Москвы. Весь городок стоит признать ценным, на мой скромный взгляд. Один из немногих почти полностью сохранившихся «городков-спутников». Снести хотят все 2- и 3-этажные дома. Голосование разделило людей. В моем квартале дома через один проголосовали — если снесут выборочно, это даже хуже будет. Угловой дом на Вересковой подтапливается в дождь, на первом этаже сырость. Сделать ливневку не могут почему-то. Видимо, проще снести. Наши дома даже к электричеству нормально не подключают. Висит на деревьях временный провод. Я писал на этот счёт, но всем плевать. Прошу прощения, что получилось сумбурно. Переживаю. Я живу в этом городке, в доме, где жили мои прабабушка и прадед, бабушка и дед, родилась моя мама. Я работаю в этом самом НИИ, где все они работали (прадед, деда оба, бабушка, отец). (примечание редакции: в таблицу «Архнадзора» включены недостающие ценные дома Городка Института Пути в дополнение к тем, что в ней уже были)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): К сожалению, не обнаружила в списках «Архнадзора» двух кирпичных пятиэтажек, которые «хрущевками» не являются: ул. Чистова, д. 9/19 и д. 11А (ориентировочно 1958 г. постройки, в 11А ж/б перекрытия). Включите, пожалуйста! (примечание редакции: дома включены в таблицу «Архнадзора» в подраздел «Жилая среда середины 20 века»)
2. Адреса «инициативного» голосования
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте! Большое спасибо за вашу работу по составлению списков домов, попавших в реновацию «по ошибке». Включите, пожалуйста, в список дом по адресу: ул. 3-я Прядильная, 17 (Измайлово) — это кирпичная «сталинка» индивидуального проекта, потолки 3.2, дом после капремонта, есть лифт. Еще прошу вас обратить внимание на дома 32-34 по 5-й Парковой улице. Это кирпичные 3-этажные дома, построенные немцами. Их нет в списках на снос, но жители под предводительством управы проводят собрания и требуют включить их в программу реновации. (примечание редакции: дом 17 по 3-й Прядильной включен в таблицу «Архнадзора»)
— (сообщение по телефону, номер звонившего есть в редакции): Плетешковский пер., д. 10 – «доходник», 1910 г. В список на реновацию пока не вошёл, но часть жильцов активно требует включения. Управа организует собрание собственников.
— Игорь: Огромное спасибо за вашу работу! Изучите, пожалуйста, дома по адресу: 1-я ул. Машиностроения, д. 4, корп. 1 и 2. Кирпичные дома 1937 года постройки, индивидуальный проект. Сами дома не вошли в предварительный список на «реновацию», но местные власти активно агитируют жильцов за включение в программу через проведение ОСС. (примечание редакции: речь идет о жилых домах Автозавода, замечательных образцах московского конструктивизма)
— Елена: Добрый день! Наш дом по адресу: ул. Краснодарская, 1 – индивидуальный проект, не вошёл в список для голосования. Крепкая кирпичная пятиэтажка 1959 года. Высокие потолки – 3 метра, хороший метраж квартир. Кап. ремонт запланирован на 2030 год. Но местные депутаты ухватились за наш дом и заставляют людей голосовать за снос (в основном обращаются к тем, кто заинтересован в расселении, и ещё к пенсионерам). Обещают, что «пробьют» снос и всех рядом стоящих домов в высоких инстанциях. Начали собирать по всем домам ОСС. Пожалуйста, не допустите сноса дома!
— Елена: Ростокино (правая сторона от пр. Мира): Будайский пр-д, дом 7 (корп. 1 и 2), ул. Бажова, д. 2, 3. Проезд Кадомцева, д. 9, 11 (корп. 1 и 2), 13 и 15. Ул. Малахитовая, д. 19, 21. Все относятся к 1952-57 годам, все авторской застройки. В некоторых проходит капремонт.
— Марина: Рассмотрите включение в список домов в Лефортово: ул. Красноказарменная, д. 12 (четыре корпуса), построены в 1929 г. по индивидуальному проекту, составляют историческую застройку вместе с корпусами Бронетанковой академии. Таких домов в Москве больше не осталось. Потолки 3 метра, подвал с кладовкой для каждой квартиры, большие балконы, коммуникации вынесены, все квартиры не менее трех комнат, есть площадью 130 кв. м, большие ванные и туалеты. Кирпичные дома, но с деревянными перекрытиями. Простояли до настоящего времени без капитального ремонта, пережили войну. (примечание редакции: речь идет о жилых домах для преподавателей и аспирантов ВЭИ, памятниках конструктивизма, до сих пор не имеющих официального охранного статуса. Кроме того, корпус 2 комплекса домов ВЭИ – важнейший мемориальный адрес Павла Флоренского, фигуры мирового значения)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Очень хочется отстоять «сталинки» в Измайлово. Их много. Некоторые в хорошем состоянии, некоторые в плохом. Наши в хорошем! Я живу в доме 1951 года, который был построен для работников метрополитена. Ансамбль из трех домов по адресу Измайловский проспект, д. 47, 49 и 51. В некоторых домах есть коммуналки. И, конечно же, они начинают голосовать за реновацию, даже не разобравшись в законодательной стороне вопроса.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Мой дом по ул. Псковской, 4 (СВАО) хотя и не входит сейчас официально в список реновации, но, к сожалению, есть немалое количество безумных соседей, активно за неё ратующих и везде бегающих с этим предложением. Невозможно жить как на вулкане! У меня есть единомышленники среди соседей, которые против сноса, но треть голосов собственников, боюсь, мы не наберём. Очень хочется защитить дом. Он очень добротный, 1958 г., построенный по индивидуальному проекту. 4 этажа, высокие потолки, толстые кирпичные оштукатуренные стены, ванные огромные — ну, как это ломать? Я специально покупала себе тут квартиру, так как не могу жить с низкими потолками (здоровье не позволяет). Такой же дом – ул. Псковская, 8, где размещается общежитие и полицейский участок.
— Александр: Ещё нет в вашей галерее домов номер 94 и 92 по нашему Ленинградскому шоссе.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Я уже вам писал и пишу еще раз. Прошу обратить внимание на действия властей в районе Измайлово и Восточное Измайлово, которые собираются включить в программу сноса историческую застройку этих районов. Сейчас только что прошло собрание собственников жилья, якобы собранное управой во дворе дома по адресу: Измайловский бульвар, 14/32. Указанный дом немецкой постройки, так же, как и дома во дворе — 5-я Парковая, д. 32 и 34. Их тоже хотят включить в программу собянинского сноса. И с домом по адресу: Измайловский бульвар, 37 происходит то же самое. Некие неустановленные граждане под видом представителей управы собирают подписи жителей за снос, в дальнейшем они будут выдавать эти подписи как решение собрания собственников.
— Дина: «Архнадзор», спасибо за работу! … Местные власти озабочены только желанием выслужиться, поэтому совершенно спокойно могут прийти и к жителям дома, имеющего официальный статус объекта культурного наследия, и предлагать жителям голосовать за его снос! Например, Руставели, д. 9 — визит 05.05 Председателя Советов Мун. депутатов тов. Осипенко записан на видео.
Составитель: Ирина Стрельникова
Приложение:
Таблица дополнена также списком зданий, которые нельзя отнести к объектам авторской архитектуры, но которые составляют историческую городскую среду, формируя узнаваемое лицо районов Москвы. Сохранение этого лица путем своевременного капремонта или реконструкции таких домов должно стать альтернативой тотальной реновации жилого фонда. Список не претендует на полноту и содержит лишь отдельные адреса домов, жители которых призвали «Архнадзор» обратить внимание на проблему сохранения добротных образцов жилой застройки 1950-1960-х гг.
47 комментариев