Реновация: нам пишут
После публикации нашего релиза «Реновация и градозащита», в котором приводится список из более чем 300 ценных домов, оказавшихся под угрозой сноса по программе реновации, нам на почту, а также через комментарии на сайте и в соцсетях посыпались письма от москвичей. Получается, даже наш внушительный список оказался неполным. Перебирая по одному 4-тысячный массив адресов, предложенных мэрией для голосования, активисты «Архнадзора» выуживали дома авторской архитектуры и ценные объекты градостроительной среды, не относящиеся к «индустриальному домостроению», а также здания на территории охранных или защитных зон. Наша задача была отобрать дома индивидуальных, нетиповых проектов, представляющие архитектурную ценность. Но москвичи считают, что кое-что мы могли пропустить, и называют ещё адреса, которые, на их взгляд, могли бы попасть под «зонтик» градозащиты. А заодно сигнализируют о спровоцированных мэрией голосованиях по домам, которых изначально не было в списке.
Мы обязательно проверим все названные вами дома – и если окажется, что это действительно наш случай, внесем их в обновленный список. Проверка займет некоторое время. Ну а пока просто публикуем небольшую подборку таких писем, чтобы показать, насколько проблема волнует людей. Мы не называем имена тех, кто обратился к нам приватно, через электронную почту. Что же касается комментариев на общедоступных ресурсах, имена их авторов оставляем без изменений, ведь они и так видны всякому пользователю Интернета.
— Юрий: Ура! Спасибо! Сам делал подобный текст для м24, но он не оказался востребован. Много очень «тихих» домов, которых нет в списках, но их жителей агитируют голосовать за включение! Например, Руставели 9. (примечание редакции: дом 9 по ул. Руставели имеет статус выявленного памятника)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Сегодня я обнаружила, что дом моих соседей по адресу: 5-я улица Соколиной Горы, д. 4 попал в ваш список авторской архитектуры. Но у нас все дома в нашем квартале построены по индивидуальным проектам, все они сталинки, с большими кухнями и комнатами, большими ванными комнатами, высокими потолками, все они одного времени постройки 1958-1960 гг. Степень износа всех наших домов примерно одинакова, составляет по общему износу около 48-49%. Все наши дома кирпичные с железобетонными перекрытиями, все находятся в исправном состоянии. Наши пятиэтажные дома представляют собой единый ансамбль, именно они составляют наш квартал. Это дома по улице Буракова №№ 17/2, 21, 23, 23а, 25а и дом № 4 по 5 улице Соколиной Горы. Все эти дома попали в так называемую программу «реновации», несмотря на то, что они, как и дом № 4 по 5-й улице Соколиной Горы, не являются ни аварийными, ни ветхими. От имени жильцов наших домов прошу вас включить все дома нашего квартала по адресам: ул. Буракова, 17/2, ул. Буракова, 21, ул. Буракова, 23, ул. Буракова, 23а, ул. Буракова, 25а, в ваш список домов авторской архитектуры. Помогите нам защититься от сноса наших домов.
— Марина Чусова: Не вижу домов на Варшавском шоссе: дом 10, корп. 2 — бывшая казарма Даниловской мануфактуры, дореволюционной постройки. Дом 7, корп. 1 — бывшая казарма Даниловской мануфактуры, дореволюционной постройки. Дом 4 — жилой дом для служащих Даниловской мануфактуры, дореволюционной постройки, его недавно отремонтировали. Все они входят в ансамбль Даниловской мануфактуры. Варшавское шоссе, дом 29, дом 31 — жилые дома 40-х годов. (примечание редакции: Варшавское ш., д. 4, 7, корп. 1, 10, корп. 2 в таблице есть. То, что упущено, будет внесено в таблицу)
— Ксения Хлыстун: Добрый день! По каким принципам создавалась данная таблица? Не подскажете, почему несколько кирпичных 4-этажных домов с потолками 3,20, построенных по индивидуальному проекту в районе Богородское, в эту таблицу не вошли?
— Альбина: Внесите, пожалуйста, в таблицу наш дом — Люблинская, 129/2 (перекресток с ул. Судакова) — кирпичная сталинка, 1956 года постройки, индивидуальный проект с потолками 3,20, 5 этажей. И заодно дом 6 по ул. Судакова, так как его брат-близнец дом 4 в таблице есть, а № 6 пропустили. Все наши дома (Люблинская, 129/2, Судакова, 4, 6, 8) внесены в предварительный список на реновацию.
— Мария: Как же я рада видеть наш дом: Русаковская ул., 8 в списке! Надеюсь, удастся отстоять. Спасибо, что думаете и боретесь! Правда, там весь микрорайон хотят сносить, дома 2-8 по Русаковской.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Просмотрели составленную вами таблицу и с удивлением обнаружили, что дом 30 по улице Коминтерна (Лосиноостровский район) в нее не вошел, хоть он и идентичен дому 28. Просим дополнить список. Заранее благодарны!
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Прошу прощения, но вы могли бы помочь нам. Проблема: наш квартал попал в программу реновации, но дома не являются хрущевками. Индивидуальные проекты, кирпич: ул. Академика Скрябина: д. 25/1, корп. 2 (1962 г., коэффициент общего износа на 2015 год — 19%); д. 25/1, корп. 3 (1963 г.). Ул. Чугунные Ворота, д. 5, корп.2 (1964 г.), д. 7, корп. 1 (1961 г.), д. 9, корп. 1 (1965 г). Ул. Ташкентская, д. 21, корп. 2 (1964 г.); д. 36, корп. 1 (1966 г.), д. 36, корп. 2 (1967 г., капитальный ремонт 2015 г.). Ул. Ташкентская, д. 21, корп. 3 (1964 г.) – крупнопанельный, единственный панельный дом в нашем квартале. Рядом Кузьминский лесопарк. Подскажите, пожалуйста, что нам необходимо сделать? Как нам выйти из программы реновации? Возможно ли включить наши дома в ваш список?
— Филипп Дмитриев: Спасибо большое за то, что обратили внимание на дома района Измайлово (22 квартал, 2-я и 3-я Прядильная). Проблема в том, что кроме указанных домов аналогичными характеристиками (индивидуальный проект, кирпичные, потолки 3.20) обладают почти все дома данного квартала и соседних, как, например, мой дом: 2-я Прядильная, д. 3, корп. 1. А также 2-я Прядильная, д. 7 а, 3-я Прядильная, д. 18, д. 18 а, д. 16, д. 14, корп. 3 и другие…
— Evmt: В списке отсутствуют некоторые поздние сталинки, например: серии 1-410 по адресам: ул. Перовская, 5, 9, 26, корп. 1, 2, 3; 28; 30/2, ул. Лазо, 4, корп. 1, 2…
— Иван: Добавьте в список адрес в Басманном, Госпитальный Вал, д. 3, корп. 1. Это добротная кирпичная пятиэтажка 1964 г., со стенами 80 см толщиной, не ветхая и не аварийная, как попала в список на голосование, вообще непонятно. Спасибо.
— Алексей Артфаворит: Внесите в свой список дом по адресу 3-й Павелецкий проезд, д. 7, корп. 3. Индивидуальный проект 1958 г. Через сквер его брат-близнец не попал под программу. Расположение нашего дома, видимо, кому- то приглянулось.
— Алексей: Почему в список под защиту не попал дом Даниловский район, 3-й Павелецкий проезд, д. 7, корп. 3? Индивидуальный проект 1958 г. Если его снесут, то под угрозой будут расположенные рядом дома аналогичных проектов: 7, корп. 1 и корп. 4. А так же нарушится привязка к скверу, где расположен дом-близнец, который не попал в программу.
— Александр: По Очакову в списке только два дома. Однако кирпичных домов индивидуального проекта у нас много: Озёрная, 10, 12 и 14 — единый комплекс. Озёрная, 4/9 и 2/12 — два кирпичных дома с единым решением двора (вход во двор оформлен архитектурно). Большая Очаковская, 11, 22, 23/8 (кирпичный дом с арочными витринами пока живого книжного магазина). Все дома 1954-1956 годов постройки, на данный момент определяют облик ещё не разрушенной части старого Очакова. И все они стоят в списке под снос.
— Григор: Внесите, пожалуйста, дом 56 по проезду Черепановых, 1937 года постройки. Сам дом не вошел в голосование, но жильцов активно склоняют за «внос» дома в программу реновации. Позиция сторонников сноса: дом через 20 лет будет аварийным, и лучше жильцам попасть под программу реновации, чем «сноситься» и «расселяться» по сценарию, следующему из признания дома аварийным. Тезис построен на предположениях и опасениях жильцов любых домов старше 50 лет. Это естественно — беспокоиться о состоянии старого дома. Но в нашем случае нам как бы предлагается забыть про капитальный ремонт, а также взносы, которые мы платим в этот фонд, и расчистить площадку для застройки. Обратите, пожалуйста, внимание на эти ложные отправные тезисы. Если они озвучиваются и по другим адресам — налицо скоординированная информационная акция.
— Феликс: Кирпичные пятиэтажки по Кронштадтскому бульвару, 21-29 ну никак не относятся к домам индустриального домостроения. Однако они включены в список. Слишком лакомый кусок этот квартал — рядом с метро «Водный стадион». Вот и получается, что дурят то ли народ, то ли президента.
— Александр Белых: Уважаемые Архнадзоровцы! Вы сегодня опубликовали интересный список — «Таблица объектов авторской (индивидуальной и образцовой) архитектуры, предложенных к «реновации» Правительством Москвы». Особенно интересный по району Перово. В него вошел дом 6 по ул. Лазо — обыкновенная кирпичная «хрущевка» 1962 года постройки. А рядом с ним почему-то не заметили целый квартал нехрущевских кирпичных домов, построенных по индивидуальным проектам. Это дома по адресам: ул. Перовская, д. 26, корп. 1-2-3, ул. Перовская, д. 28, ул. Перовская, д. 24Б, ул. Перовская, д. 30/2, ул. Лазо, д. 4, корп. 1-2. Получается, что если дома, конструктивно схожие с другими домами из Вашего списка по ул. Перовская, не имеют украшений и лепнины, то они автоматически относятся к хрущевкам? (примечание редакции: дом 6 по ул. Лазо вошел в список как находящийся в охранной зоне объекта культурного наследия)
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день, я живу по адресу: Москва, ул Ставропольская, дом 15, это район старого города Люблино. Мой дом был также построен по индивидуальному проекту, это крепкий дом из красного кирпича, стены почти что 1 метр, высокие потолки, есть эркеры. Вверху был как бы выложенный кирпичиками рисунок, балконы когда-то тоже были с красивым оформлением внизу. Сейчас, конечно, все это пришло уже не в такой лицеприятный вид. Но балконы крепкие, так как люди в нашем доме их основательно утеплили и застеклили. И они их используют, то есть явно были проверки на прочность. В доме нет вмурованных в стены труб, высокие потолки, в нашем угловом подъезде большие парадные…
— Лариса Луткова: Внесите, пожалуйста, дом по адресу ул. Руставели, д. 13/12. Год постройки 1951, строили пленные немцы. Дом очень уютный, добротный и красивый. Здесь часто снимают кино. Не вошел в список, но голосование о внесении идет. Помогите сохранить Бутырский хутор.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Прошу вас внести в таблицу незаслуженно забытые при ее составлении сталинки района Люблино:
наш дом по адресу: ул. Люблинская, 129/2. Кирпичная сталинка 1956 г. постройки, индивидуальный проект с потолками 3,2 м. Дом 133 (1940 г.). Кирпичная сталинка, 4 этажа.
Ул. Судакова, 6 — брат-близнец дома номер 4 по той же улице, который в вашей таблице есть. И еще ул. Судакова, 8.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Наш дом: Черное Озеро, д. 2 сделан в 1961 г. по индивидуальному проекту. Можно ли его включить в список, чтобы его не снесли?! В настоящий момент проходит голосование на общем собрании в очно-заочной форме. Предварительно 50-70 % против такой реновации. Ул. Черное Озеро, как и Оранжерейная, с очень сложной гидрогеологией, по ним протекают ручьи, питающие озера Белое, Святое.
— Sofia Pechorskaya: Уважаемые Архнадзоровцы! Пожалуйста, дополните составленный вами список 5-этажных сталинских домов, которые вынесены на голосование по реновации, следующими домами, расположенными в Нижегородском районе по улице 3-я Карачаровская, д. 2, корп. 2, д. 4, корп. 2, д. 6, корп. 2, д. 10, корп. 2, д. 12. корп. 2, д. 14, корп. 2. Все эти 5-этажные дома с толстыми кирпичными стенами и потолками 3.2 м были построены по индивидуальным проектам в период с 1957 по 1962 г. Вы можете проверить эту информацию здесь.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Уважаемые сотрудники Архнадзора, большое вам спасибо за проделанную работу в части анализа домов, предварительно включенных в программу реновации, но не являющихся хрущевками.
Прошу обратить внимание на дом, отсутствующий в вашем списке, находящийся по адресу: Большая Очаковская улица, 22. Наш дом построен также по индивидуальному проекту в 1956 году, как и вошедший в список дом 29 по Большой Очаковской. Единственное различие — наш дом блочный, а тот кирпичный. Собственно, почти все пятиэтажки, находящиеся на Большой Очаковской улице, были построены по индивидуальным проектам.
Жители нашего дома, обивающие пороги различных инстанций с протестом против включения его в программу реновации, будут вам безмерно благодарны, если наш дом таки представляет историческую ценность и если вы обратите на это внимание города Москвы.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Еще дома: ул. Миллионная, д. 12, из 48 квартир предварительно 21-22 против сноса. И дом 10. Также есть дом по адресу: ул. Миллионная, д. 10А, он не в списке от 02.05.2017, однако от инициативной группы противников сноса этого дома мне известно, что проведено ОСС, и якобы дом планируют включить в ближайшее время. Спасибо за оперативность, в ситуации беззакония это очень важно!
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте, уважаемые коллеги! С большим интересом изучила карту домов, которые вы отнесли к объектам авторской архитектуры. Спасибо вам за эту огромную и очень нужную работу. В список попал дом 13 по Лазоревому проезду — трехэтажный кирпичный дом по индивидуальному проекту. Вместе с тем, три аналогичных дома, расположенных рядом с ним, в этот список не попадают: 1-й Ботанический проезд, д. 1 (4 этажа) и д. 3 (3-этажка). И Лазоревый проезд, д. 12 (4 этажа). Все эти дома кирпичные, построены по индивидуальному проекту в 1960 — 1962 годах и выглядят абсолютно так же, как дом 13. Дома, разумеется, не являются ни ветхими, ни аварийными и по своим конструктивным характеристикам схожи с домами «сталинского» периода. В частности, толщина внешних стен не менее 700 мм.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Сегодня прочитал вашу статью о Списке домов, предварительно включенных в программу реновации, но не являющихся хрущевкой. Я проживаю по адресу: — ул. Большая Очаковская, д. 11. Наш дом — это «сталинка». Дом относится к «несносимой» серии — так написано в справке при оформлении ипотеки у одной из соседок дома. Фундаментом дома служит бомбоубежище. Осенью прошлого года был проведен капитальный ремонт – фасада, кровли, электрики, стояков отопления, батарей, стояков водоснабжения и т. д. Возможно ли проверить мои данные и внести наш дом в ваш список?
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте. Сегодня прочитала новость на rbc.ru о том, что вы составили список домов, попавших в список реновации и не являющихся хрущевками. В том числе в списке наш дом, ул. Золоторожский проезд, дом 4. На самом деле официальный год его постройки — 1890. Дом по сути состоит из 3 объединенных корпусов. Часть дома была построена в 1890 году, потом после ремонта в 1927 была достроена еще одна часть и в 1957 еще одна. Документы с указанием настоящей даты постройки можно найти в архивах.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте. Увидела в «Коммерсанте» вашу карту нехрущевок. Там нет дома Волоколамское шоссе, 110 (Покровское-Стрешнево). Это индивидуальная серия, поздняя сталинка, с потолками 3,20 и квартирами под 100 метров.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Доброе утро. Прочитала на Вашей странице материал, в котором вы выделили дома, попавшие в голосование по программе реновации, но которые не относятся к хрущевкам и которые вы защищаете. Открыла ваш список, но наших домов в нем не нашла. В список на уничтожение попали 2 одинаковых дома в районе Ростокино: ул. Бажова, д. 7 и д. 5. Оба дома построены в 1957 году по индивидуальному проекту и относятся к числу домов «сталинской застройки». В обоих домах высокие потолки (3,2) , большие кухни (от 10 м), широкие лестничные проемы, а подвалы сконструированы как бомбоубежища. Дома кирпичные с железобетонными перекрытиями. У меня на руках есть документы, подтверждающие, что на конец 2014 года износ составлял 38 %. Есть ли возможность взять и наши дома под вашу защиту? Соответствуют ли они предъявляемым вами условиям, чтобы быть сохраненными?
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Добрый день! Я являюсь собственником квартиры, находящейся по адресу: г. Москва, ул. Большая Очаковская, дом 11. К сожалению, наш дом вы в списки на исключение из программы реновации не внесли. По документам мы считаемся индивидуальной несносимой постройкой 1954 г. У нас кирпичный дом, высокие потолки, летом провели капитальный ремонт всего дома. Под нашим домом и соседним проходит бомбоубежище, которое переходит на другую сторону. На данный момент мы активно боремся против программы реновации, поэтому просим у вас помощи по защите нашего дома.
— (письмо получено по электронной почте, контакты отправителя есть в редакции): Здравствуйте! В интернете опубликован список из 300 домов, которые ваша организация требует исключить из программы реновации, прошу добавить в него наши дома из района Ростокино, расположенные по адресу: ул. Докукина, д. 3, корп. 2, д. 7, корп. 1, д. 9, корп. 1, д. 11, корп. 1. Ул. Бажова, д. 5 и д. 7. Это дома так называемого позднесталинского периода, построены они в период с 50-го по 60-й год, дома добротные, 5-этажные, стены из красного кирпича, облицованные силикатным, потолки у нас 3.2 м, бетонные перекрытия, ванные комнаты — 6-7 кв. м, удобные планировки, дома в исправном состоянии и ремонтопригодны — все трубы проложены в квартирах и не замурованы в стены, у многих очень дорогие ремонты, но, к сожалению, в наших домах остались и коммуналки. И, очевидно, на людей, проживающих в них, рассчитывает наша управа, мы все оказались в заложниках у этих людей. Помогите!!!
— Liudmila Bernadskaya: Огромное спасибо за Вашу работу! Очень переживаю за Москву. Меня не было в Москве, когда сносили дом Неклюдовой на Малой Бронной! Варварство! Нельзя, чтобы так всё прошло и забыли. Это наша Москва, наш ДОМ, а не этих «реноваторов».
Составитель: Ирина Стрельникова.
Продолжение см. ЗДЕСЬ.
45 комментариев