ВЖКХ – выставка достижений ЖКХ, или «Мы тут такое устроим!»
Ирина Трубецкая
ВДНХ этой весной не похожа на себя. Всюду заборы, полностью перекрыт даже Мичуринский сад, так что полюбоваться цветущими яблонями не получится. Не получится вдохнуть и аромат лип на Липовой аллее: их обрезали, не оставив ни одной ветки. В таком состоянии они не будут цвести в этом году вовсе. Огорожен и сквер перед павильоном «Юные техники», огорожен масштабный участок за зданием конторы Машинно-тракторной станции. И это только начало. Зато заборы модные: «Мы тут такое устроим!», – сообщают они нам радостно. И было бы смешно и весело, если бы Выставка не стала в малом тем, чем в большом стал весь город – полигоном для бесконечного «благоустройства», которым нас не то хотят удивить (куда уж более), не то добить, и которое всегда на нас сваливается неожиданно, так что никогда не знаешь, где ещё вырастет забор. Если в городе могут закрасить исторические фасады доходных домов, то на Выставке подобный якобы благоустроительный подход может проявиться в замене фонарных опор 1939 года на нечто, что в понимании руководства современнее и красивее. А участок с небольшими домиками – бывшими образцовыми коровниками или гаражами для тракторов – могут застроить якобы модными коробчатыми постройками. Нас никто не спрашивал.
Но беда не только в этом. Как выясняется, администрация ВДНХ, за которой стоит воля московской мэрии, не собирается считаться и с нормами, установленными здесь законом. Режимы и регламенты строительной и хозяйственной деятельности на территории ВДНХ установлены в 2015 году, когда Выставка была признана достопримечательным местом. Это было сделано тоже по воле её администрации и мэрии, вопреки мнению экспертов, высказывавшихся за придание Выставке статуса ансамбля. Ведь ВДНХ – это архитектурно-ландшафтный ансамбль, состоящий из меньших локальных ансамблей, удивительное достижение советских архитекторов, продумавших здесь не только грандиозные павильоны Главной аллеи, но и комплексы небольших сельскохозяйственных построек; им вторят специально устроенные ландшафтные участки. Это как в симфонии – есть звук, идущий от основных инструментов, но прекрасная музыка получается из слияния множества мотивов, в том числе менее выраженных и негромких партий, когда духовые дополняются переливами флейты или тонким голосом скрипок.
Признание ВДНХ достопримечательным местом произошло одновременно со снятием имевшихся здесь более строгих ограничений: была фактически аннулирована охранная зона объектов культурного наследия и отменён режим особо охраняемой природной территории.
В 2015 году «Архнадзор» возражал против предложенных режимов достопримечательного места, так как они разрешают встройки до 20 метров на целом ряде участков. Но теперь руководству Выставки оказалось недостаточно и тех встроек. Уже ведётся работа по ослаблению ограничений на высоту и объёмы нового строительства, и даже заказана экспертиза, обосновывающая это.
Работу взялся сделать городской ГУП «Специализированная дирекция объектов культурного наследия». Мы не удивимся, если работу по переделке собственных доводов двухгодичной давности выполнят те же люди. Вопрос – отвечает ли это цели сохранить ВДНХ, в данном случае не ставится. Поставлена лишь одна цель: обслужить волю заказчика, который хочет строить и благоустраивать. И в этом ВДНХ отражает подход, сложившийся в городе – не вписывать хозяйственную деятельность в установленные и обоснованные экспертами рамки, а раздвигать эти рамки, пока не удастся запихнуть в них нечто в 30 метров высотой. Это нечто именуется, конечно, не строительством. Это «развитие». Вырубка деревьев или нарушение сложившегося вида садово-паркового объекта в таких понятиях – «благоустройство». Извращаются базовые подходы к сохранению объектов культурного наследия.
Очевидно, что руководство ВДНХ и власти города не воспринимают эту территорию и само понятие достопримечательного места как объект культурного наследия. Оно становится просто местом. Видимо, отсюда и игнорирование истории этой московской достопримечательности, и намерения заменить сложившуюся структуру и облик Выставки чем-нибудь посовременней и покрасивее. Ниже приводим основные вопросы к происходящим и планируемым работам.
1. Так и не была представлена широкой публике концепция развития территории ВДНХ
Где какая зона планируется, сколько квадратных метров собираются построить и какой высоты, какие дорожки будут расширены, изменены или сохранены – ответов на эти вопросы в форме единого документа о будущем Выставки в публичном доступе нет. И нет общественного обсуждения планов по развитию. Вместо этого мы узнаём о грядущих изменениях на том или ином участке точечно из пресс-релизов. Мы узнаём результаты, когда техзадания написаны и проведены конкурсы, либо когда ставятся заборы и появляются рабочие.
ВДНХ – значительное историческое общественное место, и планы по ее использованию должны определяться совместно с общественностью. Территория ВДНХ должна оставаться местом для посетителей, любителей Выставки и окрестных жителей. Не на словах, а на деле. Но пока это лишь слова из релизов.
2. За прошедшие пару лет снесён ряд небольших построек
Среди них башенка на границе с Останкинским парком (строение № 594) и небольшое деревянное здание без номера, затерявшееся в тени деревьев напротив павильона «Семена». Кому они мешали?
Снесено кирпичное здание архива и библиотеки, строение № 335, которое закруглением на фасаде отвечало закруглению стоящей напротив водонапорной башни. Снесено строение № 166, разборку которого Мосгорнаследие не согласовывало. Но на их месте задуман некий «Город героев», из-за которого, оказывается, можно сносить существующие здания и переписывать режимы.
Я опасаюсь за протяжённый, без признаков аварийности тракторный гараж (строение № 88), который вдруг тоже огородили забором. В нём хорошие деревянные подкровельные конструкции, здесь можно было бы устроить мастерскую или еще что-то интересное.
Из релизов известно о предстоящем сносе главного административного корпуса (строение № 230) и строительстве на его месте нового выставочного здания, объём которого будет значительно больше существующего. Это означает уничтожение прилегающего ландшафта, один из фрагментов которого исторически имеет название «Ялтинский участок». Масштабное строительство здесь также приведёт к ещё большему искажению обзора уникального объекта культурного наследия «Арка Северного входа».
Объём проектируемого здания так велик, что будет застроен и участок Дома связи, в котором располагалась радиорубка (строение № 546), а прилегающий к ней ландшафт уничтожен. Поэтому и здесь уже идёт работа по изменению существующих ограничений.
Кому нужны такие объёмы строительства? Тому, кому они выгодны финансово.
А посетители привыкли видеть в этой части ВДНХ исторически сложившееся, богатое зелеными насаждениями пространство – цветущую черёмуху у радиорубки, пихты и цветы у административного корпуса, фасады самой радиорубки в лучах заходящего солнца, скульптуры павильона «Охота и звероводство» на фоне елей, а не в закрытом пространстве разрастающейся «фермы», постройки которой выдают за некапитальные. Ферма – хорошая идея, но почему бы её не разместить в существующих строениях, зачем искажать панораму деревьев и нарушать режим территории, где запрещено строительство?
3. Глобальные изменения намечены в ландшафтной части
Уже изменён вид Липовой аллеи – деревья, известные своим богатым цветом и ароматом, обрезаны до обрубков. В таком виде они не будут цвести. Покажите мне посетителя, которому это было надо. Я же как посетитель могу сказать, что приходила сюда ради этих разросшихся дивных лип, ради их густого цветения и аромата, когда летом их ряды превращались в тенистую аллею.
Стало известно, что возможна вырубка Грушевой аллеи из-за расширения дороги. Это следует из опубликованной концепции так называемого Ландшафтного парка, где приведён новый профиль дороги с метражом и описанием. На месте старых груш могут устроить … велодорожки! Это апофеоз того, как нельзя вести благоустройство, потому что многие люди, в том числе автор этой статьи, будучи велосипедистом, приезжает на Выставку для того, чтобы проехать мимо старых груш, которые прекрасно цветут и плодоносят. Уберите оттуда старые груши – и кому-то велодорожки уже не понадобятся. Проезжая часть там достаточно широка, а транспорта немного, что вполне позволяет вписать дорожки в имеющееся полотно.
И Грушевая, и Липовая аллеи должны войти в предмет охраны достопримечательного места ВДНХ в их привычном облике, это сложившийся ландшафт Выставки. Даже отрезки дороги здесь названы соответственно.
Согласно этой же концепции Ландшафтного парка, задумано изменение облика запрудной части, внедрение в неё чужеродных элементов, в том числе в имеющие статус объектов культурного наследия Дубовую рощу (Шереметевская дубрава), Мичуринский сад и пруды, что противоречит закону об объектах культурного наследия. На территории Шереметевской дубравы предполагается строительство подвесного моста, через пруды и по их берегам планируется устройство не свойственных этой части ВДНХ мостов и настилов. Нет сомнения, что в документации их проведут как некапитальные сооружения. Мичуринский сад уже перекопан, и здесь появится что-то меняющее его вид, хотя суть его сохранения как объекта культурного наследия – в неизменности и поддержании сложившегося облика.
Из чужеродных элементов и современные фонари взамен старых опор 1939-1950-х годов. Старые фонарные опоры – элемент истории Выставки, здесь настоящий заповедник старых фонарей. Кому нужны ультрасовременные новые фонари именно здесь?
Вызывает вопросы и мощение цветными плитами Круговой аллеи и территории вокруг прудов – зачем это делать? Ведь на Круговой аллее уложено хорошее покрытие, а год назад оно во многих частях ВДНХ было обновлено. К предмету охраны достопримечательного места отнесен тип покрытия планировочной структуры, а именно асфальт. Применение пестрого, никогда не использовавшегося здесь покрытия в виде фона может придать этой территории несвойственный ей образ. Закатывание же в плитку участков, где сейчас растёт трава, с оставлением деревьям лишь прорези в плиточном покрытии – это просто варварство для зелёной запрудной зоны. Скажите, пожалуйста, кому нужна очередная растрата денег и замена нового на новое, травы на плитку?
4. Намечены участки для застройки, параметры которой почти не известны
Мы узнаём о застройке не на стадии планирования, когда возможно обсуждение, а уже на стадии начала реализации. Сразу после этого следует расчистка территории. Возникает вопрос – нужны ли посетителям парки «героев и ремёсел» ВМЕСТО подлинных построек раздела «Советская деревня»? Почему эти тематические разделы, вероятно, интересные по задуманной функции, не планируются исходя из принципа использования существующих строений?
Кажется странным, что администрация ВДНХ и привлечённые ею архитекторы не понимают, что привлекательность и уникальная самобытность этой территории вот в этих негламурных, тихих домиках, у которых есть своё лицо, своя «загогулина», чего нет в безликих современных постройках. В этих домиках история Выставки. Она в бывших тракторных гаражах, в радиорубке, в ряде водонапорных башен, в здании старой пожарной части, в аттике сооружения, похожего на оранжерею, она есть и у павильона «Птицеводство», и у небольших построек в дворовой части павильона «Кролиководство».
Но вместо сохранения планируется снос стеклянного павильона № 20 и строительство на его месте чего-то более 34 метров высотой, что серьезно исказит вид Главной аллеи и площади Промышленности. Хотя в предмет охраны выставки входит объемно-пространственная структура всей центральной части.
Из появившихся в газетных статьях описаний будущей зоны аттракционов мы узнаём, что рядом с павильоном «Юные техники» в сквере Юннатов возникнет что-то очень высокое: на участке между двумя объектами культурного наследия, павильонами «Юные натуралисты» и «Физика» будет вставлено нечто высотой не то 30, не то 40 метров… Но это убьёт визуальную связь между двумя зданиями-памятниками и облик этого ландшафтного участка. Как раз для того чтобы не происходило подобного, здесь и установлена охранная зона, на которую наложили режимы достопримечательного места. Даже они не разрешают здесь подобной высоты. Они запрещают какое-либо строительство на ценных в историко-градостроительном плане озелененных территориях. Тогда на каком основании идет проектирование подобных объектов?
Остаётся беспокойство за все потенциальные участки компенсационного строительства, разрешённые режимами достопримечательного места, которым ВДНХ стала два года назад.
5. В случае реализации всего, что уже заявлено, произойдёт внешнее перерождение ВДНХ
Задуманные масштабные преобразования облика и планировки Выставки приведут к необратимым изменениям ее планировочной структуры, которая на ВДНХ представляет самостоятельную ценность, сама по себе являясь объектом культурного наследия. Вероятно, этот пункт руководство Выставки постарается исключить из охраняемых характеристик, предмет охраны сократить, а возможности для строительства увеличить.
На сайте госзакупок уже опубликован целый ряд заказов на корректировку режимов достопримечательного места ВДНХ. И мы понимаем, что эта корректировка не имеет своей целью исполнение пожеланий общественности, в том числе и тех замечаний к проекту достопримечательного места, что мы направляли два года назад. Нет, управляющим хочется большего, им недостаточно снятия режима ООПТ и практически аннулирования режима охранной зоны (который, кстати, никто пока не отменил, формально она есть), недостаточно уже разрешённого строительства в 15-20 метров по разным углам Выставки. Хочется ещё большего.
И тогда возникает вопрос к руководству ВДНХ – для кого и для чего вы всё это делаете? Ведь от настоящей, исторической ВДНХ останется лишь Главная аллея, а остальное будет представлять собой современное пространство с новыми объёмами и затеями, с новым ландшафтом… Возможно приходящие туда люди забудут со временем, как здесь было раньше, забудут исторический облик этого места. Но тогда надо сказать открыто, что статус достопримечательного места – это инструмент застройки и изменения территории.
На ВДНХ, как нигде больше, искажено само понятие объекта культурного наследия. Потому что подход к Выставке как к объекту культурного наследия, видом которого является достопримечательное место, подразумевает не застройку и изменение ландшафта, а сохранение исторической территории и всех элементов исторической градостроительной среды, на ней расположенных.
Показательна фраза из концепции Ландшафтного парка, которая сообщает, что за этим парком следует «сверх-урбанизированная территория Парка будущего». Но мы любим Выставку за то, что она не урбанизирована! За её историю и пространство. Почему же её теперешние хозяева не хотят знать и пользоваться историческим зонированием и наименованиями – Новая деревня, Животноводческий городок, зона Растениеводства? Зачем вместо них какие-то чужеродные урбанизированные парки героев будущего?
Мы предлагаем не забывать и беречь историю ВДНХ – в деталях, в сооружениях, в ландшафте. Для этого необходимо обсуждение предстоящего «развития и благоустройства» и уменьшение их масштаба.
Мы также считаем, что необходимо выявление локальных исторических ансамблей в рамках достопримечательного места ВДНХ и запрет их искажения.
8 комментариев