Теперь она есть
Александр Можаев
Известно, что Москву отличает невероятная насыщенность строительной истории: любой неисследованный старый дом, как бы ни был он прост внешне, может таить в себе совершенно неожиданные глубины. Замечательно, что порой это правило распространяется даже на типовые постройки ХХ века. Публикуем новые данные о жилом доме в Филях, сохраняющем совершенно уникальное настенное панно 1930-х гг. На днях этот неучтённый памятник оказался внесённым в Перечень домов для голосования по включению в проект программы реновации.
Жилой дом по адресу Новозаводская улица, дом 17, строение 1 возведён около 1933 года для сотрудников авиационного завода имени 10-летия Октября. Четырёхэтажный дом с плоской кровлей выстроен из шлакоблоков типа «Крестьянин» и оштукатурен. Его глухой, крашенный фасадной краской торец, обращённый в сторону Новозаводской улицы, при ближайшем рассмотрении сохраняет следы монументального панно во всю высоту стены. Панно выполнено по цементной штукатурке в технике сграффито и, возможно, имело дополнительную покраску отдельных деталей.
Разглядеть рисунок возможно лишь очень постаравшись, лучше при косом вечернем свете. Приводимые здесь фотографии фрагментов изрядно «вытянуты» фотошопом. Впервые о реликте сообщил историк архитектуры Денис Ромодин, прочитавший надпись в верхней части стены. По его наводке автор этих строк и специалист Государственного музея архитектуры Станислав Чижиковский осмотрели стену, сделали пробную расчистку поверхности и зафиксировали вертикальный строй великолепных самолётов и прочие детали. Предлагаем предварительную схему реконструкции панно: некоторые места требуют дополнительного натурного уточнения.
Фриз в верхней части фасада имеет надпись, разбитую на три строки: «У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь», и имя автора цитаты, подписанное в правом нижнем углу небольшими курсивными буквами. Это фраза из известной речи, произнесённой И.В. Сталиным 7 января 1933 года на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б). По сторонам от надписи изображены две группы из четырёх пионеров, держащих в руках модели самолётов. В нижней части фриза проходят две горизонтальных декоративных ленты.
Основная часть панно имеет форму арки, внутри которой летят тяжёлые бомбардировщики ТБ-3, прорисованные условно, но с большим знанием предмета. Эти самолёты (также известные как АНТ-6) выпускались заводом имени 10-летия октября с 1932 года. Ант-6 использовался как грузовой и десантный самолёт, но преимущественно – как ночной бомбардировщик с высокой точностью бомбометания. Применялся в боях на Халхин-Голе, в советско-финской и Великой Отечественной войне.
Изображения самолётов имеют четыре двигателя с вращающимися пропеллерами и звёзды на крыльях. Читаются три разновеликих машины, летящих справа налево и один (внизу), смотрящий в противоположную сторону. Композиционно в правой части остаётся место для ещё одного небольшого объекта, что требует уточнения при натурных исследованиях. В центре условной арки помещено изображение ещё одного самолёта «анфас», по сторонам от него, над дугами арки, изображены развевающиеся знамёна.
В нижней части панно изображены колонны трудящихся, которые пока читаются лишь частично. Слева видна фигура, стоящая на одном колене, справа – брутальные мужчины в кепках и, кажется, касках, стоящие в два ряда со знаменами в руках.
Возможны несколько вариантов сохранения панно – постановка на охрану всего дома, постановка на охрану и сохранение его секции или части, постановка на охрану самого панно с перенесением его на новую поверхность. В любом случае, первым и срочным этапом должно стать дальнейшее изучение интереснейшего памятника советского монументального искусства и памятника истории отечественной авиации, а также оценка его технического состояния.
Комментарий кандидата искусствоведения Марии Силиной:
Панно на здании, безусловно, нуждается в сохранении, так как это один из немногочисленных примеров уникальной для СССР программы по созданию произведений монументального искусства, начатой в 1931 году в рамках реконструкции Москвы. В 1932 году было организовано Архитектурно-планировочное управление при Моссовете, на которое было возложено составление общего и районных планов г. Москвы и решение всех вопросов архитектурно-художественного оформления города. Именно под эгидой Управления в Москве с 1933 года начали разрабатывать большое количество проектов с включением произведений монументального и монуменально-декоративного искусства.
Это были и однотонные цементные барельефы, керамика и роспись по керамике, а также сграффито, техника, которой очень дорожили советские архитекторы за ее классичность. Художники и скульпторы Москвы должны были создать не менее впечатляющее обилие сюжетов: будни пионеров, производственные процессы в заводских цехах, развитие авиационной промышленности и даже подводные исследования морей и океанов. Однако это разнообразие техник и сюжетов почти полностью осталось только в планах. К 1933-1934 годам инициатива московских властей при поддержке правительства получила лишь очень ограниченное развитие: больше половины проектов, предложенных АПУ, не были реализованы. Не хватало в первую очередь материальной и организационной базы, а также налаженных контактов между архитекторами, строителями и художниками. Лишь с началом строительства метрополиена, когда на его оформление были пущены средства и силы общесоюзного уровня, проекты взаимодействия разных искусств в архитектуре стали осуществляться. Тогда, после 1935 года, богатство и фантазийность в отделке интерьеров принесли заслуженную славу московскому метро по всему миру.
Таким образом, рассматриваемый объект по адресу Новозаводская улица, дом 17, строение 1, является одним из ранних и уникальных примеров развития программы по синтезу искусств, осуществление которой уже ко второй половине 1930-х принесло блестящие плоды и славу архитектурно-художественной застройке Москвы 1930-1950-х годов.
13 комментариев