В Москве уродуют дом фельдмаршала Каменского
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
Забытый усадебный дом XVIII века (Смоленский бульвар, 19, стр. 2), застроенный от Садового кольца современным корпусом, реконструируют для резиденции Уполномоченного по правам человека в России.
Работы идут вне реставрационного режима, на основании обычной градостроительной документации, силами обычных подрядчиков. С фасадами поступают просто – замазывают раскрытия реставраторов, позволившие датировать дом серединой XVIII века.
Декор в стиле барокко – основания белокаменных наличников с лучковыми и треугольными фронтонами на кирпичном фоне, карнизы с тонкой профилировкой – просто замазывается штукатурным либо цементным раствором. А ведь жилых домов эпохи барокко в Москве весьма немного.
Усадьба известна с 1737 года, с конца XVIII века принадлежала фельдмаршалу графу Михаилу Федотовичу Каменскому – победителю турок при Козлуджи, участнику взятия Хотина, Бендер и Аккермана. В 1809 году фельдмаршал был убит крепостным за жестокость.
Ему наследовал сын, генерал граф Николай Каменский, участник Швейцарского похода Суворова, Наполеоновских войн, победитель турок в войне 1810 года.
Легенды о злонравии рода Каменских отразились в рассказе Лескова «Тупейный художник». В 1833 году усадьба приобретена генерал-губернатором города светлейшим князем Дмитрием Голицыным и подарена Московскому обществу сельского хозяйства для размещения Земледельческой школы. Дом перестроен в 1850-е годы преподавателем Школы архитектором М.О. Лопыревским.
Большой аристократический дом пустовал много лет, «Архнадзор» включил его в свою Красную книгу. Прохода к дому нет, увидеть его можно лишь через забор соседнего двора (Смоленский бульвар, 17).
Как же стала возможна «реконструкция» такого дома вместо реставрации?
В 2011 году приказом тогдашнего главы Мосгорнаследия Александра Кибовского дому было отказано в статусе памятника культуры и присвоен статус «исторически ценного градоформирующего объекта». Основание – заключение государственного эксперта Андрея Баталова.
Акты историко-культурной экспертизы публикуются, согласно изменениям в Законе, только с 2015 года, и мы не знаем, какие слова подобрал эксперт, отказывая в статусе дому такого класса. Знаем только, что еще в 2010 году по этому адресу был объявлен конкурс на проект «реконструкции» для Уполномоченного по правам человека в РФ. Согласно тексту технического задания, «здание полностью утратило внешний и внутренний декор». Как мы знаем, это ложь.
Понятно, что «проявление» истории на фасадах никак не помешало бы практическому использованию здания. Консервация натурных раскрытий стоила бы копейки, зато вернула бы дому статусный облик. Не говоря уже о полноценной реставрации.
Печально и удивительно, что уродование памятника архитектуры оказалось связано с уважаемым институтом Уполномоченного по правам человека в России. Ведь защита гарантированных Конституцией прав граждан включает и право на сохранность культурного наследия.
Остановка фасадных работ и корректировка проекта стали бы явным свидетельством усилий Уполномоченного по правам человека по реализации наших конституционных прав.
1 комментарий