Лес у Красных Ворот
Реплика Наталии Душкиной
На недавней презентации проекта «Моя улица» заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков сообщил, что на опустевшем пространстве возле станции метро «Красные Ворота», где, по его словам, в 2016 году снесли магазины, «Площадь превратится в рощу деревьев с дубами, кленами, липами, лиственницами, соснами и рябинами».
Справедливости ради надо сказать, что перед выдающимся памятником архитектуры ХХ века – наземным вестибюлем метро, построенным по проекту творческого лидера рационализма, архитектора Николая Ладовского в 1935 году, магазинов и ларьков не было. Открытое в сторону Садового кольца пространство было десятилетиями свободно или использовалось под парковку.
Сообщение о том, что перед этой прекрасной, открытой для любования еще с дальних дистанций перспективной аркой, передающей своей формой и скульптурной пластикой «всасывающий» эффект погружения в подземное пространство метро, будет сооружен «искусственный рельеф» с холмами и смешанным лесом, иначе как покушением на историю и градостроительный код места не назовешь.
С невероятной легкостью перечеркивается существовавшая на протяжении почти трех столетий важнейшая градостроительная и визуальная ось, по сей день определяющая движение по направлению из центра Москвы, по Мясницкой, на северо-восток – в Немецкую слободу и Лефортово.
Именно в створе этой оси в 1753 году по проекту выдающегося архитектора елизаветинской эпохи Дмитрия Ухтомского была возведена из камня знаменитая барочная арка, на месте неоднократно горевших деревянных триумфальных ворот.
Сквозь Красные ворота открывался вид в сторону Новой Басманной улицы, ведущей в Заяузье, и на указующий «шпиц» церкви Петра и Павла, построенной по проекту Петра I. Красными воротами отмечался и обратный путь в сторону Кремля, как это замечательно показано на известной ведуте Федора Алексеева.
После трагического сноса Красных ворот и церкви Трех Святителей в 1927-1928 годах память о выдающемся триумфальном сооружении была запечатлена не только в названии площади, но и в архитектуре станции метро «Красные ворота». Автор подземного перронного зала академик Иван Фомин создал торжественную классическую станцию с доминированием красного цвета в отделке пилонов и стен. В наземном вестибюле Ладовский не только ввел интенсивный цвет, но и уподобил вход в метро триумфальной арке, поставленной точно по оси своей барочной предшественницы. Ультрасовременная форма вестибюля поддержала великий градостроительный «фарватер», а сам «перспективный» вход с выраженным вектором движения воспринимается как прокол уличной оси в глубины пространства.
Современные московские урбанисты, задумав высадку «леса» и уличной мебели впритык к знаменитому входному вестибюлю на холмах неизвестного происхождения (скорее всего, маскирующих выводы из запланированного по ПЗЗ подземного паркинга) в одночасье сметают все исторические смыслы, которые поддерживались поколениями архитекторов. Ни триумфальной арки, ни планировочной оси.
Существующий ныне сквер на месте снесенной Трехсвятительской церкви держит линию ее фасада и поддерживает абрис древней площади. Новые древесные купы, которые неизбежно примкнут к скверу, нивелируют и эту планировочную веху. Складывается впечатление, что все эти «тонкости» малоизвестны или неинтересны проектировщикам, рисующим город как tabula rasa.
В случае осуществления этого «ландшафтного дизайна» ожидается одно благо – при выходе из метро насаженный лес закроет только что образовавшийся безобразный вид в сторону Новой Басманной улицы с башней клубного дома «Басманный, 5», проломившего все законодательные препоны и нависшего свой шестидесятиметровой высотой и над застройкой XVIII века, и над конструктивисткой поликлиникой МПС Ивана Фомина. Это и есть новый урбанизм?
15 комментариев