Полет в никуда
Один из лучших образцов советского ар-деко — построенная по проекту архитекторов Б.С. Виленского, В.А. Ершова и инженера Н.А. Кабанова станция метро «Аэропорт» — в ближайшее время может лишиться исторического облика.
Департамент культурного наследия города Москвы принял решение согласовать «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции, выполненный ООО «Бюро А495». Казалось бы, это известие должно обрадовать ценителей архитектурного наследия, ведь станции в самом деле не помешало бы проведение качественной научной реставрации. К сожалению, титул проекта не соответствует его содержанию: в действительности «проект реставрации и приспособления» предусматривает практически полное уничтожение подлинного декоративного оформления вестибюлей станции, сохранившегося со времени ее открытия в 1938 году.
По мнению разработчиков проекта, в процессе реставрации станции целесообразно полностью заменить каменную облицовку ее вестибюлей: демонтажу подлежат белый мрамор «Коелга», мрамор узбекского месторождения «Газган», мраморный оникс «Агамзалу», черный диабаз, розоватый прохоро-баландинский мрамор, армянский оливково-черный мрамор «Давалу» и мраморовидный известняк месторождения «Биюк-Янкой» (последний, по сведениям сайта Палеометро.ру, столь богат окаменелыми моллюсками и кораллами, что делает станцию «Аэропорт» одной из первой в московском метро по видовому разнообразию окаменелостей).
По крайней мере частичному уничтожению подвергнутся и редчайшие по степени своей сохранности деревянные кассы с латунными перегородками: проектом предусматриваются замена латунных деталей и «воссоздание» деревянных. Неясна также судьба подлинных оконных и дверных заполнений: несмотря на то что окна и двери входных групп полностью сохранились, в проекте также говорится об их «воссоздании».
Столь серьезное вмешательство в облик памятника обосновывается, по мнению проектировщиков, утратой подлинной облицовкой «эстетического вида природного камня» и неудовлетворительным (в том числе ограниченно работоспособным) техническим состоянием деталей интерьера. Аттестованные эксперты Е.П. Борисенко, А.И. Трапезникова и Л.К. Горлова, несмотря на свой богатый профессиональный опыт, оказались согласны с подобным решением.
По мнению экспертов и авторов проекта, наличие на мраморных плитах сколов, трещин и таких поверхностных дефектов, как пятна, ямчатость и выветривание, является достаточным основанием для замены подлинного интерьера памятника новодельным, выполненным из таких «аутентичных материалов», как «мрамор, аналогичный по цвету, текстуре и аналогичным характеристикам». Осознавая невозможность доставки камня с семи разбросанных по территории бывшего СССР карьеров, на некоторых из которых добыча уже давно не ведется, эксперты легализуют не только массированную замену подлинных деталей интерьера на новые, но и изменение материалов отделки вестибюлей, подобное произошедшему на «Маяковской» в 2000-е годы.
Планируемая замена подлинных латунных перегородок экспертами и вовсе не обосновывается.
Перед вынесением заключения о «соответствии научно-проектной документации законодательству» экспертов не останавливает ни присутствие подлинных облицовки, столярных заполнений и художественного металла в описании предмета охраны станции (перечне особенностей объекта культурного наследия, послуживших основанием для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению), ни наличие в Уголовном кодексе Российской Федерации статьи 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
Не пугает авторов проекта и экспертов и неминуемое разрушение в результате работ единства вестибюлей и перронного зала станции как целостного произведения архитектуры. Проект никоим образом не учитывает, что замена отделки вестибюлей разделит памятник на три чужеродных друг другу пространства, облик одного из которых — перронного зала — будет формироваться материалами восьмидесятилетнего возраста, а облик двух других — вестибюлей — современными материалами. Не исключено, что в дальнейшие планы Метрополитена входит и ремонт перронного зала, способный привести к полному уничтожению архитектурного памятника.
Факт согласования проектной документации Департаментом культурного наследия не может не вызвать недоумения. Лишь недавно шесть аналогичных проектов, также выполненных ООО «Бюро А495», были отклонены Департаментом. В частности, Мосгорнаследие не согласилось с возможностью демонтажа уникального розового биробиджанского мрамора на «Белорусской» Замоскворецкой линии и полного уничтожения облицовки вестибюля и перронного зала на «Белорусской» Кольцевой линии, что отражено в сводках замечаний к соответствующим актам экспертизы. Не были согласованы и аналогичные проекты «реставрации и приспособления» вестибюлей станций «Павелецкая» Замоскворецкой линии и «Площадь Революции», также предусматривавшие замену мрамора.
Департаментом также были отклонены предусматривающий уничтожение подлинных кессонированных потолков «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Охотный ряд» и недостаточно проработанный «проект реставрации и приспособления» вестибюлей станции «Кропоткинская». Неясно, почему варварские методы реконструкции, шесть раз признанные Департаментом не соответствующими законодательству, в случае станции «Аэропорт» оказываются, по мнению Департамента, допустимыми.
Отметим, что все вышеупомянутые проекты были одобрены одной и той же комиссией государственных экспертов в лице Е.П. Борисенко, А.И. Трапезниковой и Л.К. Горловой. Проявленный тройкой экспертов уровень ответственности наглядно характеризуется тем фактом, что основными источниками по истории Московского метрополитена стали для них «Википедия» и сайт moscowchronology.ru, откуда были позаимствованы с минимальными правками огромные фрагменты текстов.
Можно констатировать, что в случае, если на станции «Аэропорт» будут проведены работы по согласованному Мосгорнаследием проекту, Московское метро понесет крупнейшую утрату со времен уничтожения подлинного интерьера станции «Маяковская» в 2000-е годы. Отметим, что станция «Аэропорт» по сей день не получила подобающего охранного статуса, уже много лет оставаясь, несмотря на общепризнанные архитектурные и художественные достоинства, всего лишь «выявленным» памятником. Недостаточно высокий охранный статус — одна из причин, делающих возможным появление варварских проектов реконструкции Московского метро.
Не меньшую обеспокоенность вызывает судьба более 20 станций Сокольнической, Замоскворецкой, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линий, акты экспертизы по которым еще не публиковались. ООО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ», субподрядчиком которого является ООО «Бюро А495», заключен контракт с Московским метрополитеном на разработку проектной документации по 30 станциям-памятникам, в числе которых такие шедевры, как «Красные ворота» И.А. Фомина, «Арбатская» Л.М. Полякова, «Новослободская» А.Н. Душкина. Выполнение работ по проектам, аналогичным уже опубликованным, на столь большом числе станций способно полностью уничтожить Московское метро как подлинный памятник, достойный включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общественное движение «Архнадзор» призывает Московский метрополитен отказаться от планов по уничтожению подлинных интерьеров выдающихся памятников истории и культуры — станций метро 1930-х — 1950-х годов, а Департамент культурного наследия города Москвы — пересмотреть решение о согласовании работ на станции «Аэропорт».
UPD: пересмотр решения Мосгорнаследия
«Архнадзор» рад сообщить, что широкий резонанс в СМИ и сетях на нашу публикацию принес плоды.
Еще 3 апреля Мосгорнаследие сообщило нам в устной форме об отклонении проекта, а сегодня (4 апреля) опубликованное на сайте ДКН официальное извещение о результатах рассмотрения проекта работ на станции было изменено. В графе, извещавшей до сегодняшнего дня о согласии с выводом заключения государственной историко-культурной экспертизы и согласовании проектной документации, появилась новая запись: Проектная документация отклонена от согласования.
Прилагаем исходную (Исходная) и измененную (Измененная) версии официального извещения, опубликованные на официальном сайте Мосгорнаследия. Исходная версия в настоящее время удалена с сайта.
Сюжет Вестей с комментарием координатора АН Юрия Егорова:
Фотографии: Ю. Егоров, П. Акаев, PastVu, Палеометро.ру
33 комментария