«Моя улица-2017»: комментарий археолога
Программа благоустройства «Моя улица» добралась до самого центра города. В этом году в планы московского правительства входит реконструкция Новой, Старой и Славянской площадей, Китайгородского и Лубянского проездов, Варварки и множества других улиц.
Несколько дней назад стартовали работы на Новой площади. Мосгорнаследие, в лице главного археолога столицы, уже призвало встревоженных горожан успокоиться – всё под контролем. Однако отсутствие на сайте департамента обязательной в таких случаях историко-культурной экспертизы, а также простые наблюдения за вскрытием культурного слоя, позволяют усомниться в наличии подобного контроля. Ситуация скорее напоминает прошлогоднюю: работы опять начаты в авральном режиме, без согласования (а то и в отсутствие?) археологических разделов проекта благоустройства. И это несмотря на прошлогодние предупреждения прокуратуры, заставившей московское правительство привести городские нормативные акты об археологическом сопровождении земляных работ в соответствие с федеральным законодательством об охране наследия. Законодательство улучшено, методы работ остались теми же.
«Архнадзор» попросил археолога Игоря Кондратьева, директора Центра историко-градостроительных исследований и одного из лучших знатоков московской археологии, прокомментировать первые фотографии разрытий 2017 г. Что открыли траншеи «Моей улицы»?
В сделанных снимках заложен немалый научный потенциал, поскольку многое из того, что вы увидели через объективы ваших фотокамер, больше никто никогда не увидит, включая и археологов.
1. Про квадры и брусчатку. Первые кадры с места событий, которые я увидел, содержали груду крупных квадров, выковырянных из котлованов прямо из-под асфальта.
Судя по фотографии, она сделана совсем рядом с участком снесённых в 1934 году Никольских ворот Китай-города и Владимирской церкви. Снесено всё это было вровень с дневной поверхностью, а потому должно залегать прямо под асфальтом, в том числе и нижние части построек на высоту, равную мощности накопившегося с XVI-XVII вв. культурного слоя. Здесь и далее: схемы выполнены архитектором К.А. Борисенко.
Первоначально возникло предположение, что эти квадры – следы свежего слома появившихся из-под асфальта стен. Потом на месте выяснилось, что квадры не известняковые, лежат в виде дорожного полотна, да и сама выстилка поздняя, советская, что сняло тревогу за древние стены. Однако размеры камней, пусть и уложенных в качестве вымосток, показывают, что это, конечно же, не брусчатый камень. Скорее всего, во вторичном использовании уложены камни из цокольных облицовок каких-то снесённых построек. Наиболее вероятный претендент – грандиозная Пантелеймоновская часовня (архитектор А.С. Каминский, 1881-1883 гг.), занимавшая до сноса в 1934 году вовсе не место нынешнего ТЦ «Наутилус», как порой полагают, а территорию перед ним дальше в сторону Лубянской площади, то есть на добрую половину ширины нынешнего Театрального проезда.
На археологической карте участка, составленной как раз при разработке проекта «Наутилуса», часовня помечена красным крестиком.
2. Про Китайгородскую стену. Стену никто никогда не терял. И ломают её сейчас исключительно в силу безобразно проведённого проектирования археологического раздела, ежели таковое и было. В отличие от стен Белого города, которые зафиксированы только картографическими материалами конца XVIII века, или ранее, что привносит некоторую неопределённость в точную посадку этой постройки на современную геоподоснову, стены Китай-города попали на все новейшие геоподосновы, в том числе и крупномасштабные. Эти материалы не только известны – они опубликованы (Овсянникова Е.Б. Китайгородская стена. Реставрация перед сносом. М. 2015).
Местоположение стены известно до сантиметра. Поэтому разговоры о том, что кто-то что-то контролирует в ручном режиме (или, как порой выражаются, «коммутирует») – смешны. Место стен известно, они вылезают прямо из-под асфальта, они имеют не менее 4-5 метров массива в глубину, 6 метров массива в толщину, могут скрывать в себе подземную галерею с бойницами и слухами, в плане стены представляют собой бесконечную букву «Ш», обращённую ногами в сторону города, а перекладиной в ров. Между вертикальными гастами буквы «Ш» помещаются печуры нижнего боя, как показано на иллюстрации плана и разреза стены по линии перехода к Детскому Миру.
Вышеизложенное можно проиллюстрировать сделанными волонтерами «Архнадзора» фотографиями. Вот сама стена, вскрытая с внутренней стороны:
Это вид на северо-запад. В северо-западном борту котлована видно примыкание культурного слоя к кирпичному массиву стены (стена справа на снимке), под которым начинается белокаменная цокольная часть. Сразу под асфальтом виден слой кирпичного боя, накопившегося в процессе сноса стены в 1934 году. Ниже слоистый горизонт – это дневные поверхности периода реставрации стены 1929 года. Ниже залегает коричневый культурный слой. Обратите внимание, что коричневый культурный слой совершенно закрывает белокаменный цоколь стены, то есть закрывает не менее трёх рядов квадров. Исходная дневная поверхность времени постройки стены здесь даже не достигнута. Из фотографии не совсем понятно, какую часть массива стены мы видим. Очень вероятно, что котлован пришёлся на внутреннюю часть печуры нижнего боя. Тогда понятно, почему в юго-западной стенке котлована мы наблюдаем выстилку из двух рядов кирпича.
На следующей фотографии – вид того же котлована с противоположной стороны. Следы спрессованного кирпичного боя под асфальтом – слой разрушения стены 1934 года. Ниже очень хорошо виден слоистый горизонт поздних дневных поверхностей.
Обращаю внимание читателей, что здесь этот горизонт перекрывает белокаменный массив, а кирпичная кладка, в которую слоистый горизонт упирается, сама отступает вглубь стены от фасада белокаменного основания. Это говорит в пользу того, что котлован действительно попал на внутреннюю часть печуры, а значит, долбает стену в её габаритах, а вовсе не заложен рядом с ней. Похоже, что кое-кто из фейсбука просто «коммутирует» нам мозги.
3. Про материк. На ряде фотографий видно, что котлован достигает и даже прокапывает слой красновато-жёлтого суглинка, имеющего сверху белёсый подзолистый горизонт, перекрытый чётко очерченным снизу и сверху серым гумусным горизонтом.
Следующий снимок сделан напротив церкви Иоанна Богослова под Вязом. Любой археолог, увидев это фото, скажет вам авторитетно – это материк. Вот слой красно-желтого суглинка, вот над ним подзол (светлая малоплодородная почва, бедная известью и железом) мощностью 60 см, вот выше слой гумуса около 25 см мощности – погребённая (т.е. древняя, сформированная в иных условиях климата) почва, возможно, следы первичного обживания поверхности человеком, пашня или огород. Выше заметна полоска красно-жёлтого суглинка мощностью около 15 см – это выброс из первой ямы, выкопанной здесь человеком. Выше залегает богатый органикой, щепой коричневатый слой городской жизни. Верхние полметра занимает асфальтовое покрытие на песчаной подготовке. Всё, казалось бы, ясно. Культурный слой имеет здесь мощность 1 метр.
Всё это было бы справедливо в любом другом месте, кроме этого. Один метр мощности культурного слоя для Китай-города – это подозрительно мало. Фоновые мощности составляют здесь 2-3 метра, и всякое изменение мощности слоя должно иметь своё объяснение. К примеру, изменение уровня материка, его повышение. Современная дневная поверхность напротив церкви Иоанна Богослова под Вязом составляет 149.50 по Балтийской системе высот. Если материк залегает здесь на глубине одного метра, то его поверхность должна соответствовать отметке 148,50. А геологические карты дают здесь отметку материка на уровне около 145.00, то есть на 3,5 метра глубже (Атлас геологических и гидрогеологических карт и инженерно-геологических разрезов территории Москвы в пределах Садового кольца под ред. Ф. В. Котлова, 1955).
Территория Китай-города расположена на поверхности третьей надпойменной террасы реки Москвы. Ров Китай-города, показанный на опорном плане, сформирован на основе оврага, залегающего по тыловому шву третьей надпойменной террасы. Отметки поверхности третьей надпойменной террасы в этой части городе не превышают значений 146,00 в самой высокой части. Отметка материка 148,50, которая получается, если принять мощность слоя в 1 метр, противоречит данным геологии и геоморфологии.
Как это объяснить? Единственное, что выглядит правдоподобным, это предположить, что открытый в шурфах пласт суглинка это не материк, а вал Китай-города, земляные укрепления 1534 года, предшествовавшие строительству каменных стен. Вал был насыпан из грунта, взятого из оврага, который был превращён в ров. Структуру вала составляли плетневые конструкции, которые в таком котловане и при такой работе могут и не найтись. На поверхности вала может формироваться почва, она может подвергаться оподзоливанию (почвоведческий термин, описующий, в нашем случае, формирование белёсо-золистой корочки на исходно рыжем материковом массиве суглинков и говорящий о долговременном бытовании на этом уровне открытой поверхности). ей . Важно было бы получить археологический материал из серого слоя с поверхности подзола. Скорее всего, это будет материал не ранее середины 16 века.
В траншее, отходящей перпендикулярно в сторону Политехнического музея, видно, что поверхность валов понижается.
Вот вид с другой стороны:
К слову сказать, в этой траншее, которая идёт от церкви Иоанна Богослова под Вязом в сторону Политехнического музея, опять вскрыта и разломана стена Китай-города.
На сегодняшний день археологов на площадке не наблюдается. Вскрытые участки стен стыдливо затянуты чёрным пластиком – наверное, чтобы люди не завидовали.
Если пройти чуть ниже – по Театральному проезду к Большому Театру – то не доходя башни Третьяковского проезда, напротив памятника первопечатнику Ивану Фёдорову, можно увидеть полосу особого мощения – «сигнации».
Эта полоса отмечает («сигнирует») местоположение стены Китай-города, раскопанной в этом месте в 2006 году. То же самое надо сделать, наконец, и на Новой площади, чтобы чиновники и городские власти перестали терять стену Китай-города.
PS: Большая просьба к фотографам на будущее: делайте несколько общих планов котлованов, желательно, в перпендикулярных осях, и чтобы была видна окружающая застройка, а не только ноги фигурантов. В современных аппаратах и смартфонах есть ещё функция «геометка». Если её включить, фотография будет снабжена точными GPS-координатами, что поможет точнее определить место съёмки.
1 комментарий