Дом Сокол в зоне риска
Доходный дом М.В. Сокол — один из известнейших памятников московского модерна, безусловное украшение Кузнецкого моста. «Архнадзор» неоднократно писал о продолжающемся искажении облика здания, которое, по иронии судьбы, занимает Институт по проектированию жилых и общественных зданий «Моспроект-3»: о кондиционерах, врезанных по живому в майоликовые фризы; о идущем в настоящее время варварском ремонте парадной лестницы, в ходе которого уничтожены оригинальные криволинейные рамы и каменные подоконники, выровнен «под ноль» декор стен, сняты подлинные деревянные перила.
Как бы вздернутый вверх фронтон дома Сокол, призывно поблескивающий керамическим покрытием, знаком каждому. Он виден издалека и отмечает поворот улицы в сторону Камергерского. Пройти мимо, не заметив это сооружение, невозможно. Но если подойти ближе, перед взглядом предстанет почти «убитый» первый этаж в разномастных вывесках и входах, усеявшие фасад кондиционеры. Внутренний двор, который мог бы успешно использоваться как городское общественное пространство, встречает помойками, наростами пристроек, чудовищными наворотами труб и венткамер, врезанных по живому в здание-памятник.
Рассказать об истории и тревожной современности шедевра московского модерна, а также о создателе дома, выдающемся московском зодчем Иване Павловиче Машкове, мы попросили его прямого потомка, архитектора Алексея Бранденбурга.
Иван Павлович Машков (1867–1945) занимает видное место среди зодчих московской архитектурной школы конца XIX – начала XX века. Его более чем шестидесятилетняя творческая деятельность исключительно многогранна. Будучи известным архитектором-практиком, автором более пяти десятков сооружений самого разного назначения, построенных им в Москве, он в то же время был крупным специалистом по исследованию, реставрации и охране памятников древнерусского искусства и зодчества, видным общественным деятелем и учёным, много лет работавшим в Московском архитектурном и Археологическом обществах.
В рамках своей проектной деятельности И.П. Машков создал целый ряд первоклассных сооружений в стилистике господствующих архитектурных направлений. В 1903 году в стиле московского модерна он спроектировал и построил один из лучших памятников этого направления – доходный дом Сокол на Кузнецком мосту. Заказ на работу он получил от владелицы участка М.В. Сокол, знавшей его по деятельности в Московском братолюбивом обществе, где с 1895 года И.П. Машков был главным архитектором. Работа по проектированию и строительству этого дома стала важной вехой в жизни архитектора, став его несомненной творческой удачей.
Дом Сокол обладает целым рядом безусловных архитектурно-художественных достоинств. Это и градостроительное решение, при котором шестиэтажный дом-комплекс с внутренним световым двором органично вписывается как в конфигурацию небольшого по размеру участка, так и в планировочную структуру окружающей застройки, сложившуюся сеть улиц и проездов. Это и функционально удачная внутренняя планировка: главный жилой корпус с наиболее комфортабельными квартирами, имевшими двустороннюю ориентацию, и общественными помещениями в первых двух этажах своим объемом формировал фронт застройки улицы. Внешний облик жилого дома отличается мягкой пластикой крупных форм, подкупающих своей выразительностью, общей эмоциональной насыщенностью и одухотворённостью художественного образа.
Такое зрительное впечатление достигается прежде всего благодаря архитектурно-композиционному решению главного фасада. Здесь первенствует тема фронтальной стеновой плоскости, которая расчленена на всю высоту плоскими лопатками небольшого выноса. Эта вертикальная тема обогащена двумя прямоугольными угловыми эркерами, завершенными балконами с металлическими козырьками динамичного рисунка, и одним полукруглым эркером по центру фасада. Напряженность композиции достигается сочетанием вертикальных и горизонтальных членений, которые, изгибаясь по криволинейной поверхности центрального эркера, плавно растекаются по фасаду.
Богатые, пластически насыщенные архитектурные формы, кронштейны балконов и основания эркеров словно не прочерчены по линейке, а трепетно вылеплены уверенной рукой, оставляя ощущение едва уловимого волнообразного движения, которое поддержано криволинейным рисунком переплетов больших витринных окон.
Завершает фасад фронтон в виде гигантской волюты, плавными линиями обтекающей верх здания, украшенный замысловатыми прорезными скульптурными деталями и ажурными металлическими решетками. Живописная композиция фасада насыщена цветом. Автор применил различные отделочные материалы, в том числе и цветную керамическую плитку для декоративного пояса и венчающего фриза с растительным орнаментом.
В композицию главного фасада включено и монументальное майоликовое панно с мотивами живой природы, решенное в серо-голубой и серебристой цветовой гамме, которое было выполнено по эскизам выдающегося художника, мирискусника Николая Николаевича Сапунова. Гордо парящий в небе сокол, изображенный в центре панно, завершает эту свободную, устремленную ввысь, динамичную, эмоционально-выразительную композицию.
К 2000-м годам, к сожалению, уже исчезли многие архитектурные детали: кованый козырек изысканного рисунка на левом угловом эркере и ворота, ажурное завершение фронтона, часть криволинейных оконных переплётов.
К 2017 году процесс уродливого искажения пошёл ещё дальше и глубже – в интерьерное пространство.
Свою многолетнюю деятельность по изучению, охране и реставрации памятников русского искусства и архитектуры Иван Павлович Машков начал в 1895 году после избрания его членом-корреспондентом Московского археологического общества, в котором впоследствии (1898–1921) он стал заместителем председателя – графини П.С. Уваровой, возглавлявшей Общество до 1917 года. В 1908-09 годах Машков спроектировал для нее дом в Вознесенском переулке, 17 (бывшем Б. Чернышевском). Особенно значительна была роль Общества в охране памятников. Вследствие высокого авторитета его решения были практически обязательными для всех, кто вёл реставрационные, ремонтные и строительные работы на исторических сооружениях.
С 1900 года Общество начало работу по постоянному слежению за состоянием архитектурных памятников Москвы. По каждому памятнику было составлено: историко-археологическое описание, чертежи планов, фотофиксация, а по некоторым сделаны обмеры. В статьях И.П. Машкова, опубликованных в начале XX века в изданиях МАО, приведены ценнейшие материалы по десяткам выдающихся древних памятников. Эти материалы зачастую сопровождались предложениями по их реставрации.
В 1909 году при МАО была создана Комиссия по изучению старой Москвы, председателем которой стала графиня П.С. Уварова. В числе учредителей был и И.П. Машков. В Комиссию входило около 100 человек, задачей которых была охрана не только памятников, но и «уголков старой Москвы», живописных дворов, художественно исполненных окон, дверей и других элементов зданий и их интерьеров. Подобный подход к сохранению исторической городской среды весьма актуален и в наши дни, когда происходит активная урбанизация с новым строительством, в том числе и в исторических частях города.
К основным работам И.П. Машкова по сохранению памятников старины относятся реставрация фасадов церкви Сергия в Пушкарях (1897), снесенной в 30-е годы XX века; реставрация и ремонт Смоленского собора Новодевичьего монастыря (1898–1903). В память об окончании работ в крытой галерее собора у северного входа до настоящего времени сохранилась мраморная доска, где, в частности, сказано: «Храм и иконостас восстановлен в первоначальном виде при митрополите Московском Владимире, настоятельнице оного монастыря игуменье Антонии, производителе работ архитекторе С.К. Родионове, представителе Императорского Московского археологического общества И.П. Машкове». С этой работой связано получение И.П. Машковым в 1904 году заказа на проектирование территории Новодевичьего кладбища (проект выполнен в том же году). На протяжении многих лет, с 1910 по 1918 гг., И.П. Машков был основным производителем работ, связанных с реставрацией Успенского собора Московского Кремля.
После революции 1917 года МАО потеряло своё ведущее значение, а в 1923 перестало существовать. И.П. Машков прекращает реставрационную деятельность, продолжая работу в качестве эксперта и консультанта, а в 1918 году становится членом Комиссии по архитектурной реставрации Отдела по делам музеев и охране памятников старины Наркомпроса. Вопросы охраны памятников искусства и зодчества волновали и интересовали И.П. Машкова до последних месяцев жизни, о чём свидетельствует его переписка 1944 года с начальником Главного управления по охране памятников М.И. Рзяниным, по просьбе которого он составляет редакцию «Правил охраны древних памятников».
Оценивая всё сделанное И.П Машковым для изучения, охраны и реставрации памятников русского искусства, И.Э. Грабарь писал, обращаясь к нему в 1926 году: «Когда-нибудь история отметит памятники, на которые Вы впервые обратили внимание учёного мира, как отметит она и те, которые удалось спасти от гибели только благодаря вовремя принятым Вами мерам». Далее Грабарь отмечал то постоянство, с которым И.П. Машков «всегда и всюду отстаивал всякое покушение на цельность памятников русского зодчества…».
Идущие в настоящее время работы по ремонту доходного дома М.В. Сокол вызывают крайнюю обеспокоенность судьбой памятника архитектуры регионального значения. Как отмечено выше, уже в 1990-е годы это значительное произведение московского модерна утратило многие архитектурные детали: металлический козырек эркера и ворота, ажурное завершение фронтона, большую часть криволинейных оконных переплётов, ряд других элементов. Те самые детали, которые во многом определяли неповторимые стилистические особенности и художественную выразительность сооружений стиля модерн.
Ведущийся варварскими методами ремонт продолжает искажать внешний облик здания. Уничтожение ещё сохранившихся элементов интерьеров неизбежно приведёт к дальнейшим стилистически-художественным утратам. Над памятником архитектуры нависает угроза потери стилевой идентификации. Той самой, что составляет художественную ценность здания для архитектурного облика центра города, равно как и для русской художественной культуры в целом.
В градостроительной политике мэрией взят и воплощается курс на создание инфраструктуры пешеходных зон в историческом центре города – курс, я убежден, абсолютно верный для Москвы и других исторических городов. Но если одновременно не проводить целенаправленной, продуманной политики по сохранению и реставрации памятников и сооружений, то какое архитектурно-пространственное обрамление обретут эти пешеходные зоны? И если не сохранять историческую застройку и архитектурные памятники, зачем и куда ходить по этим пешеходным зонам? И чем, собственно, вокруг любоваться? Такие вопросы невольно возникают, когда видишь, как варварски разрушительно ведутся ремонтные работы по дому Сокол – памятнику архитектуры регионального значения в центре города!
Деятельность по охране и реставрации памятников в то время, когда её вел Иван Павлович Машков, в большей части касалась монастырей, храмов и церквей. В настоящее время, после многочисленных невосполнимых потерь памятников храмового зодчества, именно они оказались в зоне относительной безопасности. А в зоне риска для своего существования и сохранения внешнего облика оказались гражданские постройки, многоэтажные доходные жилые дома в их числе. Специфика их внутренней планировки имеет целый ряд объективных сложностей по приспособлению к современной типологической и функциональной эксплуатации. И именно поэтому доходные дома требуют отдельного, более пристального к себе внимания, более тщательно проработанного и продуманного подхода. Его нужно и можно находить, если мы не хотим потерять эти памятники отечественной архитектуры, как потеряли многочисленные церкви и храмы в 30-е годы XX века.
От семьи потомков И.П. Машкова, архитектор А.Б. Бранденбург
1 комментарий