Школьный трамвай
В последние годы Москва прирастает пешеходными пространствами – расширяются уличные тротуары, ограничивается въезд машин. Где-то это получается лучше, где-то хуже, но процесс, как говорится, идёт. Часть пешеходных улиц мы получили в наследство от прежней власти: давно закрыт проезд машин по старому Арбату, стали пешеходными Столешников и Камергерский переулки.
Но есть ещё одна улица, не настолько известная, как перечисленные, но имеющая некие перспективы, которые могут превратить её в довольно уютный уголок «старого города». Речь идет о Школьной улице, находящейся в Таганском районе на территории исторической Рогожской ямской слободы.
Некогда Школьная улица была главной в слободе, носила имя Тележной, иногда Крутоярской (по находившемуся здесь питейному заведению «Крутой яр»), затем стала 1-й Рогожской, а в советские годы стала называться Школьной, хотя все историки в один голос утверждают, что школы на ней никогда не было. Вот как описывал её современник во второй половине XIX века:
Вся она (улица) состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Дома все были каменные, двухэтажные, но самые дворы были с деревянными навесами и вымощены тоже деревом, отчего здесь бывали колоссальные пожары. Вся улица бывала уставлена продающимися телегами, тарантасами, кибитками. Торговали на ней … и экипажами средней руки, и шорным товаром, и всем, что нужно ездившим по дорогам. Для проезда оставлена была только середина улицы. Улица эта была очень широкая. … Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами – всё это её очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц. Трактиры и полпивные всегда были полны народом (цит. по С.К. Романюк, Москва за Садовым кольцом).
Так продолжалось до строительства Московско-Нижегородской железной дороги, с которой ямщики уже не могли конкурировать. После очередного пожара, случившегося в 1886 г., улица окончательно опустела.
В советские годы Школьной улице повезло. Её обошли грандиозные сносы, сопровождавшие пробивку новых магистралей – в отличие от параллельной ей Вороньей улицы (в советские годы – Тулинской, ныне – ул. Сергия Радонежского), утратившей всю историческую застройку по своей правой стороне и получившей взамен хотя и не самые плохие по архитектуре, но заметно «выпадающие» из исторической среды высотные здания.
В 1952 году на Школьную пришёл неизменный «друг» старой Москвы – трамвай. По существовавшей в те годы практике, при снятии трамвайных линий с крупных магистралей их фактически переносили на параллельные им небольшие улочки, сохраняя тем самым и маршруты, и давно сложившиеся связи между разными частями города. Так появился трамвай на Плющихе, на Вятской улице. По этой же причине он пришёл и на Школьную – для того, чтобы расширить проезжую часть Тулинской улицы и сохранить при этом устоявшиеся маршруты движения людей. На старых фото хорошо видно, насколько органично вписался трамвай в уютную улочку, заросшую деревьями, застроенную невысокими двух- трёхэтажными домиками.
К началу 80-х годов ситуация начала меняться. Удивительно сохранившуюся Школьную улицу заметили и начали готовить её к музейно-пешеходной функции. Процесс, правда, затянулся, и многие её здания пришли в откровенно аварийное состояние, тоже хорошо читающееся по старым снимкам. Что-то из потерянного восстановили, часть зданий фактически построили заново, но, надо отдать должное тогдашним властям, сохранили нетронутой фасадную линию улицы, что позволило, несмотря на солидный процент новодела, внести улицу в список объектов культурного наследия. На этом дело и остановилось, хотя до логичного завершения благоустройства осталось буквально полшага: создать места для привлечения людей – заселить в восстановленные исторические здания мелкие кафе, магазины, художественные студии и другие места, куда могут прийти люди. Второй важный момент – надо снабдить улицу общественным транспортом, чтобы облегчить доступность вновь созданной инфраструктуры. Сейчас по Школьной не проходит ни одного маршрута общественного транспорта, а длина улицы – более семисот метров, а с подходами к ней от метро – и ещё больше. Те, кому очень надо, конечно, дойдут, но говорить о хорошей доступности всей улицы пока рано.
Сейчас Школьная улица представляет собой скорее автостоянку, чем улицу в привычном смысле слова – её проезжая часть, небывалую ширину которой отмечали ещё в XIX веке, в будние дни плотно забивается припаркованными машинами, которые попадают на неё по не менее забитой улице Сергия Радонежского, Рогожскому валу и другим. Наплыв машин, конечно, не способствует желанию прогуляться по Школьной улице.
Если же взглянуть на современную карту трамвайных маршрутов в этом районе, можно увидеть напрашивающуюся связь мощной трамвайной линии по шоссе Энтузиастов с Курским вокзалом – для этого надо продлить её по улице Сергия Радонежского до Андроньевской площади – всего на 650 метров. Таким образом мы решаем сразу несколько задач: вывозим людей с шоссе Энтузиастов сразу на три линии метро, в том числе и на Кольцевую, а заодно и к Курскому вокзалу, удобно связанному электропоездами с Каланчёвской площадью и тремя вокзалами, а затем – с Белорусским и Рижским направлениями. Однако проложить эти 650 метров пути оказывается неожиданно сложно. Улица Сергия Радонежского – федеральная трасса и крайне загруженная городская магистраль, левая сторона которой представляет историческую ценность, а правая занята жилыми многоэтажками, проложить трамвай вдоль которых не позволят строительные нормы, да и жители будут не в восторге от такого соседства. К тому же, для успешной работы трамвая требуется отделить его от потока автомобилей – устроить выделенную полосу, на которую физически невозможен выезд машин, уменьшив для этого ширину проезжей части и без того загруженной улицы. Как же быть?
И тут нам придёт на выручку всё та же Школьная улица – не имеющая ни одного жилого дома, но очень нуждающаяся в своём общественном транспорте. Нужно просто вспомнить, что без малого тридцать лет по ней ходили трамваи, и просто вернуть их на своё историческое место. Конечно, сделать это предстоит по самым современным технологиям – исключив любые вибрации или шум от проходящих вагонов, уложив пути на специальное защитное основание и пустив по ним новые вагоны, каких много, например, в северо-западной части города. Заодно мы уберём стихийную автостоянку и связанные с ней шум и выхлопы от автомобилей и снизим до минимума количество автомобилей на Школьной, оставив возможность проезда лишь для машин экстренных служб.
Почему именно трамвай, а не троллейбус или автобус? Потому что только трамвай имеет чётко предсказуемую траекторию движения, жёстко ограниченную рельсами. Он позволяет иметь на одном и том же маршруте как скоростные участки (например, линия по шоссе Энтузиастов), так и места, где он, наоборот, будет двигаться с пониженной скоростью – в трамвайно-пешеходных зонах. Трамвай – наиболее вместительный и технологичный из всех видов городского наземного транспорта. Плюс уже упоминавшиеся полное отсутствие выхлопов, минимальные шум и вибрация. Именно поэтому трамвай так любят использовать в исторических центрах европейских, да уже и не только европейских городов, насыщенных памятниками истории и культуры.
Вернув себе трамвай, Школьная улица сможет вновь считаться исторической. Сплошной фронт малоэтажной застройки с подлинными фасадами XIX века, много прохожих, трамвайная линия посреди улицы – это ли не та самая «старая Москва», найти которую с каждым годом становится всё труднее? Пожалуй, в других частях города уже не осталось ни одной «трамвайной» улицы, настолько сохранившей в себе дух исторического города. Пусть Школьная – это не самый центр города, тем лучше! Новое общественное пространство возникнет фактически на «валах» – бывшей городской окраине, вернёт улице её исторический вид и обязательно станет новой культурной точкой на карте Москвы. И поможет ему в этом трамвай.
Поэтому здесь может быть только один вывод: трамваю на Школьной – быть!
Ниже мы приводим подборку фотографий улиц, на которых прекрасно уживаются вместе пешеходы и трамваи. Точно такой же может (и должна!) стать Школьная улица в Москве.
80 комментариев