Воспитательный дом, которого никто не видит
50 фотографий закрытого прежде архитектурного комплекса в центре Москвы
Александр Фролов
В последнее время постоянно появляются новости про судьбу Воспитательного дома. Правда, его уверенно называют бывшей военной Академией имени Петра Великого, замечая, что на территории Академии есть и Воспитательный дом. На самом деле всё наоборот: военная Академия занимала некоторое время огромную территорию и здания Воспитательного дома. Доказательством этому кроме многих исторических документов служит гравюра XIX века с видом на владение и здания Воспитательного дома.
На гравюре видны все основные части этого комплекса. В центре, с башней и завершениями двух храмов по сторонам, корпус, с XVIII века называемый Корделожа. Справа – Квадрат, которому должен был отвечать симметричный корпус с противоположной стороны центральной оси. Левый Квадрат построили уже во II половине ХХ века, с отступлениями от первоначального проекта. В левой части гравюры видно протяжённое двухэтажное здание, стоящее торцом к реке. Это Окружное строение. Въезд на Парадный двор фланкируют два въездных корпуса Парадного двора.
Интерьеры Воспитательного дома долгое время были недоступны для осмотра, почти такими остаются они и сегодня. Поэтому знакомство с таким важным зданием, выставленным на продажу, очень важно для понимания его ценности.
Главное здание Воспитательного дома заложено в 1764 году, его строительство продолжалось долгие годы. В царствование императора Николая I были изменены многие интерьеры, создана чугунная ограда, навес над входом.
Несколько видов на внутренний двор, фасады Квадрата и фасад центрального корпуса, по традиции с XVIII века называемого Корделожа. В большинстве окон сохраняется старинная столярка.
Голубь над карнизом Квадрата в Парадном дворе – символ Св. Духа.
Белокаменная кладка цоколя здания. Для строительства Воспитательного дома использовался камень из разбираемой тогда стены Белого города.
Чугунный навес над входом в Корделожу и тамбур. Проект архитектора М. Д. Быковского. По сторонам входа были установлены мемориальные доски маршалу Митрофану Ивановичу Неделину (справа) и академику, генералу Анатолию Аркадьевичу Благонравову (слева). Сейчас от них остались только гранитные полированные плиты. Металлические портреты и надписи грубо выломаны неизвестными.
Центральный вестибюль, оформленный Академией, ныне разорён. По сторонам от входа, в середине двух помещений стояли бюсты, на стенах были тексты. Заголовок уничтоженного текста ещё можно прочесть: «Указ Президиума Верховного Совета СССР».
Лестницы сохраняют чугунные ступени и чугунный пол лестничных площадок. Некоторых плит не хватает, на одной из лестничных площадок лежит брошенный сейф. Часть ступеней требует реставрации.
Зал, оформленный в конце 1920-х годов, когда здание занимал Дворец Труда, архитектором И. Ивановым-Шицем. Вот мнение об архитектуре зала историка искусства, старшего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексея Петухова: «Если говорить о стилистике, я бы отнёс этот интерьер к грани между поздним рационалистическим модерном и ранним ар деко. Здесь заметно множество мотивов венского Сецессиона, немецкого Веркбунда, разнообразных версий национально-романтического модерна. Удивительны монументальные люстры, близкие одновременно Йозефу Хоффману и, конечно, Луису Комфорту Тиффани! В то же время, четкий геометрический ритм членений зала, балконов отсылает к обновлённому неоклассицизму, развивавшемуся в рамках раннего ар деко…». Помещений этого времени с отделкой такого высокого уровня в Москве больше не найти. Обидно, что этот зал почти не известен даже специалистам. В прошлом это помещение и симметричные ему помещения с противоположной стороны здания (Музей Академии) предназначались для церквей Воспитательного дома.
Интерьеры Воспитательного дома. Обширные помещения с большими окнами, находящиеся в Квадрате, больше всего подходят для классов учебного заведения. В случае приспособления под гостиницу здесь придётся делать множество перегородок, обустраивать санузлы, ванные комнаты. Центральный зал в Корделоже сохраняет отделку, созданную Академией. Здесь есть барельеф Ленина в окружении знамён, места, где были стенды вдоль стен, карта военных действий во время Великой Отечественной войны с цитатой из Сталина в рамке. На потолках нескольких залов сохранились лепные розетки разного времени. В окнах стоит старая столярка со старой работающей фурнитурой.
Сводчатые залы Музея Академии – место, где должна была быть церковь.
Протяжённый зал в стиле ампир – Бальный, в нём сохраняются прекрасные лепные детали.
Коридоры в здании проходят насквозь, от стены до стены, и освещаются только торцевыми окнами или светом из дверей соседних помещений и с лестничных площадок. Длина многих коридоров превышает 100 метров. В случае приспособления здания под гостиницу коридоры могут оказаться слишком узкими и длинными. Возможно, потребуется создание новых лестниц дополнительно к старым.
Интересна анфилада голубого цвета. Прежде в залах анфилады висели портреты, в том числе огромные портреты членов императорской фамилии в больших сложных рамах, вдоль стен стояли стулья, скамьи и мраморные бюсты.
Двор исторического Квадрата Воспитательного дома размером с Хитровскую площадь, длина его около 112, ширина примерно 65 метров. Почему-то любители сильных архитектурных поступков говорят, что можно рассмотреть возможность перекрытия двора, хотя закон прямо запрещает подобные капитальные строительные работы на памятниках. В случае перекрытия двора не только будет нарушен закон. Мы лишимся сильного и красивого архитектурного пространства, созданного в середине XVIII столетия, а памятнику будет нанесён серьёзный ущерб. Авторы предложения не учитывают, как неудачны будут виды из окон гостиницы на стеклянную крышу, не учитывает и сложности эксплуатации такого перекрытия.
Воспитательный дом со стороны реки ограждает чугунная литая решётка, видимо, созданная М. Д. Быковским в середине XIX столетия. Решётка покрыта толстым слоем краски, местами с трещинами и сколами, с разбитыми деталями. Она требует серьёзной реставрации.
Исторический дуб императрицы Екатерины II во дворе Воспитательного дома. Обычно этот прекрасный дуб называют так, хотя стоит говорить, что это дуб в память императрицы. На фотографии из альбома Найдёнова, снятой во второй половине XIX века, дуба ещё нет, а центр двора занимает цветник с низкими кустами.
Части Воспитательного дома, относящиеся к XVIII веку, предлагается использовать как гостиницу. Однако вызывает опасение, что при таком использовании приспособление здания потребует больших работ и может нанести урон подлинным частям постройки. Потребуется перепланировка многих помещений, пробивка новых проёмов, закладка старых. Устройство новых санузлов и установка сантехники может потребовать пробивки сводов. Коридоры здания могут оказаться слишком узкими, а лестницы слишком редкими для длинных коридоров. Необходимо будет установить лифты в здании, где их нет. Говорят даже о возможности объединения верхнего этажа Квадрата с чердачным пространством, что естественно повлечёт за собой создание новых межэтажных перекрытий и конструкций крыши.
Таким образом, о сохранении подлинности значительных частей здания говорить уже не придётся.
Может быть, пока не поздно, стоит рассмотреть и другие варианты использования этого грандиозного архитектурного и исторического комплекса? Например, одним из вариантов могло бы быть размещение здесь большого учебного заведения. Но, может быть, это задача федерального уровня, а не городского, как сейчас.
Смотрите про Воспитательный дом в Красной книге Архнадзора.
16 комментариев