Книга о вкусной и здоровой пище людоеда
Константин Михайлов
Варварка — последний рубеж обороны Москвы. Мэрия его сдала без боя
15 ноября, на Варварке, 14 назначена встреча депутатов Государственной думы и москвичей. Тема – уничтожение последних домов Зарядья, начавшееся в праздничный вечер 4 ноября 2016 года. Праздник девелопера продолжается на Варварке с тех пор непрерывно. Если его не остановить, если этот рубеж обороны падет – можно считать, что окончательная гибель исторической Москвы – вопрос времени. Потому что если в двух шагах от Кремля, в его охранной зоне возможно это – то в Москве возможно все, что девелоперам и мэрии угодно, и где им угодно.
Хроника пикирующего бомбардировщика
Честно говоря, с вечера 4 ноября я живу с ощущением, что в центре моего родного города взорвалась бомба. Собственно, это не фигура речи: посмотрите на фотографии достижений девелопера за полторы недели – и вы поймете, что это вполне сравнимо по последствиям с настоящей авиационной бомбардировкой. Один корпус ценного и интересного, с прекрасной архитектурой внутренних дворов и интерьерами, комплекса зданий конца XIX – начала ХХ вв. — уже разрушен полностью, второй стоит с пустыми глазницами оконных проемов…
4 ноября 2016 года. Снос исторического корпуса начинается
14 ноября 2016 года. Снос почти закончен, на очереди — следующий, южный корпус комплекса
Увы, это дело не супостатов и интервентов. То, что уцелело во время фашистских бомбардировок центра Москвы в 1941-м, что выжило в градостроительной мясорубке Зарядья 1930-1950-х – уничтожают в наши дни.
На месте последних домов Зарядья, в охранной зоне Московского Кремля – объекта Всемирного наследия – за корочкой сохраненных и восстановленных исторических фасадов должен вырасти очередной коммерческий «многофункциональный комплекс», со стеклянным фасадом, обращенным в сторону Кремля, нависающим над древними храмами Патриаршего подворья.
Аппетиты девелоперов, поддержанных столичной мэрией, делают возможным дикое, немыслимое варварство в 2016 году – уничтожение прекрасных зданий, грубое искажение облика исторических построек в кремлевской охранной зоне, нагромождение бетонных и стеклянных объемов.
Проектный вариант 2015 года
После обсуждения этого вопроса на заседании президентского Совета по культуре и искусству в декабре 2015 года реализация проекта замедлилась. Снос не начинался, хотя к нему все уже было готово осенью 2015-го, начались разговоры о корректировке.
Корректировка была проделана, но оказалась не кардинальной. Вместо одного фасада обещают теперь сохранить три, здание несколько уменьшилось «в пятне», отступив от храма Георгия на Псковской горе, зато оно подросло кверху, с 5-6 нынешних до 8-9 этажей, потому что позволенные городскими властями 50 тысяч квадратных метров (вдвое больше площади исторических зданий) нужно куда-то умять. А они выпирают.
Но казалось, что раз проект переделывается, то будет какое-нибудь его обсуждение. Вместо этого 4 ноября начался погром.
А спустя полторы недели после начала погрома на стройке наконец появился инфощит: «Реконструкция существующих зданий под многофункциональный гостиничный комплекс с апартаментами». Начало строительства – IV квартал 2016 года. Окончание строительства – IV квартал 2019 года. Заказчик-застройщик – ООО “Многофункциональный комплекс Варварка, 14, стр. 1, 2”».
Упоминание об апартаментах, разумеется, не может не навести на простую мысль об элитном жилье в двух шагах от Кремля под вывеской гостиницы. А взгляд на стеклянную стену, которая будет смотреть в сторону Кремля, наводит на другую мысль: Юрий Михайлович Лужков гостиницу «Россия» снес как «диссонирующий объект» (так она и поименована в режимах охранной зоны Кремля, утвержденных городскими властями еще в 1997 году), а Сергей Семенович Собянин хочет построить ее обратно. Чуть поменьше и чуть от Кремля подальше, но очень похоже.
Проектный вариант 2016 года. На переднем плане — апсиды храма Георгия на Псковской горке
Будущие жертвы и настоящее вранье
Надпись на инфощите, конечно, не стоит воспринимать всерьез: «реконструкция существующих зданий» на деле уже обернулась сносом одного из них и закончится сносом всего, за исключением трех фасадов, да и то не полных.
Москомархитектура, выдавшая в сентябре 2015 года градостроительный план земельного участка, легализующий это строительство, в последние недели прямо-таки делает семимильные шаги в рейтинге самых правдивых столичных ведомств. То главный архитектор города Сергей Кузнецов публично пообещает в интервью, что проект будет «полностью основан на сохранении исторической части» комплекса, который «реконструируют с сохранением всех ценных архитектурных элементов и даже с восстановление утраченных». Через три недели на Варварке завели экскаваторы. Уже в ходе сноса Москомархитектура вновь беззастенчиво рассказывала, что реализация проекта проходит в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО!
«Архнадзор» уже давно ознакомил публику с настоящими, причем официальными, рекомендациями международных экспертов ИКОМОС по итогам мониторинговой миссии в Москву: «избегать физической подмены или радикальной архитектурной трансформации существующего комплекса (Варварка, 14), который является последним свидетельством подлинной исторической городской ткани, утраченной в этом районе»; «не превышать габаритов существующего комплекса»; «представить проект в Центр Всемирного культурного наследия на рассмотрение» и т.п.
Ничего этого сделано не было, все рекомендации международных (как, впрочем, и отечественных) экспертов выполнены в точности наоборот – а проект начал реализовываться.
В этих зданиях, в советские и постсоветские времена служивших офисами, мало кто бывал, мало кто видел эту красоту. В нашей недавней публикации можно увидеть все это, что уже пошло и должно скоро, по планам девелоперов, пойти под экскаватор: фасады внутренних дворов и корпусов; превосходное историческое убранство вестибюлей и лестниц; наконец, кабинет знаменитого советского наркома Анастаса Ивановича Микояна, с мраморными колоннами и великолепным кессонированным потолком. Мемориальная доска с портретом Микояна, ставшего, как известно, инициатором издания в СССР знаменитой «Книги о вкусной и здоровой пище», помещена на фасаде углового здания на Варварке.
Все это, надо думать, представляется главному архитектору города и Москомархитектуре, судя по их заявлениям, неценным и не заслуживающим сохранения.
К моему огромному сожалению, недоумению и – чего уж там — возмущению, к этому мнению давно присоединилось Мосгорнаследие, столь скромно молчащее в эти ноябрьские дни. Еще 9 сентября 2015 года оно официальным письмом согласовало проектную документацию по “реконструкции” комплекса на Варварке, с титулом “подготовительный период. Частичный демонтаж”. Причем в первоначальном варианте, по состоянию на сентябрь 2015-го, “частичный демонтаж” был полным, за исключением участков сохраняемых фасадных стен по Варварке и Китайгородскому проекту.
Впрочем, я склонен думать, что если Москомархитектуру в ее нынешнем состоянии стеклянные фасады и прочие модернистские навороты в Зарядье могут искренне вдохновлять, то Мосгорнаследие в подобном доселе не было замечено. И что оно не столько тут «присоединилось», сколько его «присоединили».
Результат, впрочем, один и тот же. Даже хуже, но об этом чуть ниже.
Выбранные места из безответной переписки с Мосгорнаследием
В эти дни ноябрьского сноса, как уже сказано, Мосгорнаследие хранит загадочное молчание, хотя происходящее касается его напрямую. Взрывная волна от бомбы на Варварке затронула многих. Рассылают запросы аппарат советника Президента РФ по культуре и Министерство культуры. Работают по данному вопросу федеральная и городская прокуратуры. Поставлена в известность Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Публичную тревогу происходящим высказал Комитет по культуре Государственной думы, ряд депутатов, в том числе известный литератор Сергей Шаргунов, направили запросы в правоохранительные органы и Мосгорнаследие.
Но оно молчит.
Упрекнуть Мосгорнаследие в бездействии в эти дни невозможно. Оно работало, и самым активным образом. В Лейпциге 10 ноября его руководители открывали стенд Правительства Москвы на европейской выставке, посвященной реставрации, сохранению и приспособлению исторических памятников, говорили приветственные речи, делились бесценным московским опытом. В Москве в рамках надзорных полномочий Мосгорнаследие проводило административное расследование на предмет самовольного изъятия одним москвичом археологических предметов летом 2016 года. И только на события на Варварке никакие надзорные полномочия департамента не распространялись.
И дело не только в том, что отмечалось в наших публикациях раньше: снос ценных градоформирующих объектов на территории охранной зоны, вопреки Постановлению Правительства РФ, которое велит их сохранять; радикальное изменение при реконструкции габаритов и облика зданий, не отвечающее данному в том же постановлении определению регенерации в охранных зонах; отрицательные заключения экспертов ИКОМОС.
Были все основания полагать, что на Варварке, 14 происходит не то что изъятие – а уничтожение, и не отдельных археологических предметов, а целого археологического культурного слоя. Подтверждающие это фотографии – с котлованами во внутренних дворах, экскаваторами, остатками уничтоженных сводчатых подземных сооружений — были опубликованы еще в октябре 2016 года.
А это уже не шутки и не интерпретации с толкованиями. «Территория культурного слоя “Китай-города», XI-XVIII вв.» — это, согласно указу Президента РФ от 20 февраля 1995 года — объект культурного наследия федерального значения, охраняемый государством. Разрушительные работы на территории федерального памятника – это 243 статья Уголовного Кодекса РФ, «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
Я знаю, что самоцитирование – тяжкий грех, но ради документальной точности позволю его себе. 9 ноября 2016 года, отчаявшись дожидаться, что Мосгорнаследие официально вступит в дело, я отправил в департамент следующее заявление, которое было принято и зарегистрировано:
«Руководителю Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянову
Уважаемый Алексей Александрович!
В настоящее время на по адресу: г. Москва, ул. Варварка, 14, стр. 1, 2 производятся работы по сносу зданий начала ХХ в., а также земляные работы, связанные с выемкой больших объемов грунта, уничтожением сводчатых подземных сооружений и использованием тяжелой строительной техники (фотофиксацию прилагаю).
Участок строительства расположен на территории объекта археологического наследия «Территория культурного слоя «Китай-города», XI-XVIII вв.». Любые работы на территории объекта археологического наследия возможны только после проведения государственной историко-культурной экспертизы документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению их сохранности, на основании ст.30 и ст.36 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия».
Государственная историко-культурная экспертиза вышеуказанной документации для общественного обсуждения не опубликована, на официальном сайте Департамента культурного наследия города Москвы сведения о такой экспертизе отсутствуют. По нашей информации, таковые разделы просто отсуствуют.
Прошу Вас провести проверку по данным фактам и, в случае их подтверждения, вынести предписание о немедленной остановке хозяйственных, земляных работ, в т.ч. работ по сносу зданий на указанном участке.
С уважением,
член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству
К.П. Михайлов».
По состоянию на утро 15 ноября 2016 года я не получил из Мосгорнаследия никакого официального ответа, мне не известно ни о каких официальных действиях Департамента культурного наследия города Москвы, хотя пресечение правонарушений, связанных с памятниками (и проверка сигналов о них) – его прямые обязанности и полномочия.
И это в некотором роде загадка. Да, с одной стороны, Мосгорнаследие еще в сентябре 2015-го согласовало демонтажный проект. Но разрушение или повреждение археологического памятника оно не согласовывало, документацию по обеспечению его сохранности даже не рассматривало (за отсутствием таковой). Стало быть, имело все основания вмешаться. В регионах за повреждение культурного слоя с энтузиазмом преследуют граждан, вырывших без согласования небольшой котлован, возбуждают уголовные дела по 243-й статье. А тут, в двух шагах от Кремля, в охранной зоне объекта ЮНЕСКО – молчание.
Новые загадки варварского строительства
Столкнувшись с загадочной нерешительностью Мосгорнаследия, я решил изучить вопрос варварского строительства, оно же строительство на Варварке, немного подробнее. И столкнулся с тем, что количество загадок по мере погружения в тему только увеличивается. Причем касается это отнюдь не материй охраны памятников.
Посетив ряд заинтересовавшихся происходящим инстанций и офисов, расположенных, кстати говоря, в зоне пешеходной туристической доступности от варварского строительства, я имел возможность ознакомиться с рядом весьма любопытных документов. Для начала выяснилось, что девелопер – обозначенное на информщите ООО “Многофункциональный комплекс Варварка, 14, стр. 1, 2”, оно же ООО “МФК”, не имеет никакого формального отношения к земельному участку, на котором осуществляет свою “реконструкцию”. Территория будущего строительства включает в себя несколько земельных участков, из коих самый обширный, № 77:01:0001013:1, на котором и стоят “существующие здания”, зарегистрирован в собственности отнюдь не ООО “МФК” и даже не города Москвы, — но Российской Федерации. И находится он по договору в аренде у ОАО “Торгово-Промышленная компания “Продмаркет”. И – самое интересное – вид разрешенного использования в документах обозначен как “Эксплуатация части зданий под административно-торговую деятельность и для организации летнего кафе”. Никаких, заметим, строительства, реконструкции, никаких гостиниц. И никакого сноса зданий – эксплуатация.
Несколько лет назад, когда здесь еще не запахло большим и вкусным девелопментом, все на Варварке, 14 так и было – торговля, офисы, кафе и ресторан.
Таким образом, можно констатировать, что государственный земельный участок, переданный Российской Федерацией в аренду ОАО “Продмаркет” для совершенно определенных целей, используется ООО “МФК” для совершенно иных, противоположных, целей. Не стоит ли Российской Федерации поинтересоваться, как это город Москва сумел так устроить дело? Ведь это Москомархитектура выдала тот самый ГПЗУ, где вид разрешенного использования обозначен как “гостиничное обслуживание”.
Дальше – больше. Выяснилось, что фактически реализуемый на Варварке проект “Реконструкция административного здания с приспособлением под многофункциональный комплекс с гостиницей. 1 этап. Подготовительный период. Частичный демонтаж” – тот самый, что так любезно согласован Мосгорнаследием застройщику в сентябре 2015 года – получил отрицательное заключение Мосгорэкспертизы. Причем дважды – 20 августа и 21 декабря 2015 года. И ни одного положительного заключения в “досье” этого проекта не значится.
Итого: археология – раз; несоблюдение требований законодательства об охране памятников – два; градостроительная деятельность на федеральной земле вопреки действующим договору аренды и разрешенному использованию – три; двойная отрицательная госэкспертиза реализуемого проекта – четыре.
Казалось бы, тут уж не одно Мосгорнаследие, а все контролирующие органы – Мосгосстройнадзор, ОАТИ, прокуратура – должны сбежаться на Варварку. Но нет – у застройщика тишь да гладь, нарушаемая только ревом экскаваторов.
Ну не загадка ли?
Разгадка варварского строительства
«Вы заране уж угадали – точно так», — говаривал в таких случаях всезнающий Пушкин А.С.
7 сентября 2016 года председатель Совета директоров ООО «Киевская площадь» Г.С. Нисанов направил мэру Москвы С.С. Собянину письмо, дающее универсальный ответ на все перечисленные загадки:
«ООО «МФК», входящее в группу компаний «Киевская площадь», является инвестором-застройщиком объекта «Многофункциональный гостиничный комплекс с апартаментами по адресу: г. Москва, ул. Варварка, д. 14, стр. 1, 2» общей наземной площадью 50 тыс. кв. метров.
Учитывая сжатые сроки реализации и значимость объекта для города (! – так в документе – Ред.) просим Вас оказать содействие в решении комплекса вопросов с органами исполнительной власти города Москвы.
Департаментом городского имущества города Москвы: прекращение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора с АО ТК «Продмаркет» и заключение прямого договора аренды всего земельного участка с ООО «МФК»; изменение ВРИ земельного участка…
Департаментом культурного наследия Москвы: переоформление права безвозмездного пользования частью Китайгородской стены на период строительства (с целью размещения штаба строительства)».
Вот зачем наши предки-то Китайгородскую стену строили!
И наконец, главное: «Разрешить в ускоренном порядке (до завершения разработки и согласования полного проекта реконструкции и строительства объекта) демонтаж отдельных частей зданий объекта, находящихся в неудовлетворительном состоянии».
Вот теперь-то мы знаем, что заменяет в Москве 2016 года договоры аренды, права пользования, недоразработанные проекты, отсутствие согласований и заключений госэкспертизы, разрешение на снос. Положительная резолюция на таком письме.
А на этом письме положительная резолюция есть.
И, по нашей информации, дело ею не ограничилось, были даны конкретные поручения.
Так из книги о вкусной и здоровой пище в два счета получается книга о вкусной и здоровой пище людоеда из «Рифм Матушки Гусыни», который «скушал церковь, скушал дом, и кузницу с кузнецом».
На Варварке, 14 – не думаю, что преувеличиваю — проходит сегодня последний рубеж обороны исторической Москвы. Если в охранной зоне Кремля станет возможен, будет реализован такой проект – значит, возможно все.
Много ведь еще не положено на чертежную бумагу хороших и вкусных идей. Можно, например, надстроить ГУМ и связать его хрустальными переходами с ЦУМом и «Детским миром». Можно еще раз снести «Военторг», построить новый в два раза выше и соединить его в один многофункциональный комплекс со зданием напротив, через Воздвиженку – тому уже ничего не страшно. А висячий мост, что проектируется в Зарядье, можно завернуть по параболе вокруг всего Кремля, чтобы было прикольно и здорово, потому что никто в мире еще до такого не додумался.
Я не злословлю: стоит преодолеть моральный барьер один раз – и новые рекорды будут достигаться все с большей легкостью.
А кто и как при этом будет красиво говорить или с достоинством молчать — даже и предсказывать не стоит трудиться.
Неинтересно.
Фото: «Архнадзор», Hidden Moscow, Николай Аввакумов
Опубликовано на сайте «Хранители наследия»
6 комментариев