Не девушка с веслом

Врисовка: Архнадзор

Александр  Можаев

Для начала уточним, что пригорок на северной стороне Боровицкой площади, на котором в ночь на 16 октября запланирована установка статуи в честь знаменитого ниспровергателя статуй святого князя Владимира, — это не Боровицкий холм, это просто безымянный пригорок. Распространенная информация о том, что для строительства основания памятника срыт тот самый холм, по счастью, не соответствует действительности, поскольку на Боровицком холме издавна стоит Кремль. Сама же Боровицкая площадь — это пространство, ограниченное Александровским садом и Моховой улицей, за садом — Кремль, а за Моховой — Староваганьковский холм, на котором стоит Пашков дом.

Чтобы понять сложную природу злосчастной Боровицкой площади, надо обозначить три основных положения. Во-первых, на ней можно рассказывать всю историю Москвы с доисторических времен — здесь она начиналась. Видела площадь и язычников вятичей, и первый визит Юрия Долгорукого, и явление первого деревянного Кремля вон там на пригорке. Более отчетливо история просматривается с XV века, когда на месте Пашкова дома — а тогда это было еще ближнее Подмосковье — появился загородный двор княгини Софьи Витовтовны. В XVI столетии это был открытый плацдарм Кремля с ненадолго явившимся с внешней его стороны Опричным замком, в XVII веке здесь стояли слободы стрельцов, до тех пор пока Петр Алексеевич не перевешал их жителей на зубцах кремлевской стены. Ну а потом местность преобразилась строительством дворца Пашкова, об авторстве которого до сих пор спорят — то ли великий Баженов, то ли не менее великий, но пока не авторизованный иностранец.

kqvbrs42qyialinkaw

Глубокомысленный трактователь столичной истории Рустам Рахматуллин полагает, что биографию Боровицкой площади можно рассматривать в категориях схемы «Москва — третий Рим», где она подобна римскому Форуму, расположенному меж аристократическим Кремлем-Палатином и бросающим ему вызов Ваганьково-Капитолием (лежащий позади него Арбат — вечный рассадник вольнодумства, от Пушкина и декабристов до Цоя и Окуджавы). А Форум — это середина, «полемика холмов», здесь власти пристало выходить к народу безоружной, недаром в XVII веке государь Алексей Михайлович построил у Боровицких ворот каменные богадельни и по праздникам лично раздавал здесь милостыню.

Второе: Боровицкая площадь очень красива. В 1780-е напротив Кремля поднялся вызывающе прекрасный дворец водочного магната Петра Пашкова. Когда он строился, площади здесь не было — перед ним располагался еще один квартал двухэтажных мещанских домов. В том, как гордо поднимался над ними огромный Пашков дом, была своя выразительность, но после сноса этих домов в начале 1970-х шедевр открылся во весь рост. А со стороны Пашкова дома можно смотреть на панораму Кремля — здесь она не самая парадная, но просторная, в пять башен, в три красных звезды. За Каменным мостом — замоскворецкие дали. Но при этом немного найдется тех, кто когда-нибудь приходил на эту площадь, чтобы ей любоваться.

Потому что вот, наконец, в-третьих: Боровицкая площадь вообще не площадь — не всякое пустое, пускай и прекрасное пространство достойно такого названия. При царском режиме Волхонка и Знаменка встречались у самых Боровицких ворот — это была небольшая, но понятная площадь. В 1930-е была снесена южная ее сторона и устроен новый Большой Каменный мост, ранее находившийся в 200 метрах отсюда, у Ленивки). Сейчас можно задаться вопросом: почему машины, съезжая с моста, делают дурацкую петлю вокруг газона при выезде на Моховую? А потому, что по замыслу весь квартал меж Моховой и Александровским садом упразднялся и получалась огромная развязка, на которой встречались проспект Дворца Советов, улица Коминтерна (Новый Арбат) и главная магистраль Замоскворечья.

ee853d976bb79f5ac94d338a3bfca059

От этой идеи, как известно, отказались, но в 1972 году все равно снесли всю оставшуюся застройку на стрелке Волхонки и Знаменки. При этом новое решение площади было отложено на послезавтра, которое так и не наступило. С севера и юга на площадь по сию пору выходят обрубки полуснесенных кварталов. В 1996 году был объявлен конкурс на реконструкцию площади, настолько печальный, что жюри постановило не присуждать первого места. Проект бюро Асадова предлагал стеклянный холм, проект академика Абдуллы Ахмедова, при всей своей чудовищности все же пытался сделать из площади площадь — по образцу питерской Дворцовой, с перекрытием Волхонки аркой из подручного материала и подручными талантами, но все же. После предлагались только локальные объекты типа реализованной Галереи Шилова или нереализованного кособокого музейного депозитария — если помните, этот проект стал одним из формальных поводов для отставки Лужкова.

borovitskaya-ploshhad-yandeks-karta

Боровицкая площадь — исключительно сложный узел из обрывков не доведенных до ума безумных замыслов; распутывать его предстоит долго и вдумчиво. Сейчас она принадлежит транспорту и крайне неудобна для пешеходов — ее даже невозможно обойти вокруг! Александровский сад фактически тупик: если пройти по нему до конца, остается возвращаться назад, потому что на магистрали Кремлевской набережной пешеходу делать нечего, а в прекрасный Лебяжий переулок, до которого от сада по прямой сто метров, попасть можно, лишь спустившись под Каменный мост, миновав один светофор и две высокие лестницы, отчего и переулок совершенно бесполезен, и саду скучно. От Лебяжьего до Моховой еще два долгих светофора, шум и нелепица, а вернуться в Александровский можно только через Воздвиженку — километр от того места, где мы из него неосторожно вышли.

img_3469Врисовка: Архнадзор

Оставив за кадром споры о художественных достоинствах памятника Владимиру и занятные нюансы упрямейшего продвижения его установки именно на Боровицкой площади — попытаемся представить, какие перемены ожидают саму площадь. Инициаторы и сторонники установки статуи именно на этом месте также подчеркивают, что площадь в ее сегодняшнем виде — вещь случайная. И предлагают решить проблему «в рамках благоустройства» неустроенной территории. Считая благоустройством не скамейки-дорожки, а монумент высотой с 5-этажный дом (сначала предполагалось 24 м с постаментом, теперь вроде бы 16 без него).

dscn8426

Появление такой решительной доминанты меж Кремлем и Пашковым домом наверняка не оставит возможности ее не замечать. Оголтелость этого решения, на мой взгляд, замечательно объяснил коллега Рустам Рахматуллин: «Когда посредственное фигуративное произведение такого размера оказывается на фоне эталона вкуса, лучшего произведения московского классицизма, оно пытается превратить его в свою кулису, притом боковую. Дом Пашкова не просто ничего перед собой не требует, он все перед собой исключает. Это не Брежнев в 72-м снес квартал перед домом Пашкова, это дом вернул себе воздух для диалога с Кремлем. Приостановите процесс, у вас нет идеи, уважайте святого Владимира!». Однако тщетно; музыку заказывает инициатор установки памятника — Российское военно-историческое общество.

img_3496 Врисовка: Архнадзор

Не уверен, что установители памятника вообще думали о том, что будет после, но очевидно, что это не девушка с веслом, которую при случае можно будет взять да подвинуть. В отсутствие общего замысла предполагается, что последующие решения будут вынуждены подстраиваться под огромный памятник.

222Врисовка: Архнадзор

И точно: согласно проекту монумент будут окружать некие террасы, попадать к ним надо будет из Александровского сада, но дальше маршрут все равно оканчивается тупиком: пришли, осмотрели статую снизу вверх — и обратно до метро. Выходить из сада по-прежнему незачем. Однако газета «Аргументы и факты» уже нашла «остроумный выход» из положения. Вроде как в качестве частной инициативы она предлагает улучшить пространство, устроив позади Владимира «еще одну площадь с деревьями и фонтанами». Для этого предлагается снести весь прилегающий квартал с домами XIX века (за вычетом трех владений, состоящих на федеральной охране).

Лиха беда благоустройство. Врисовка с дублером Александровского сада от Боровицкой до Воздвиженки в «Аргументах» сопровождается подписью «А тем временем смотрим мы на нашу картинку и сами поражаемся!». А мы, в свою очередь, поражаемся, глядя на ваши картинки и ваши статуи.

Опубликовано  «Афиша daily«

—————-

P.S. Реплика Рустама Рахматуллина по поводу установки статуи Владимира и современной монументалистики в целом: «МАННЕРГЕЙМ КАК ЛИНИЯ, или Осень монументов«.

 

9 комментариев

Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
По ссылке Российское военно-историческое общество - инициатор установки памятника святому князю Владимиру - рассказывает нам о неоднозначности Маннергейма, мемориальную доску которому в Петербурге открывал председатель Общества Владимир Мединский вместе с уже отправленным в отставку Сергеем Ивановым. "Но фактом является и то, что финны блокировали город на Неве с севера и участвовали в наступательных операциях в районе реки Свирь." Кто бы мог подумать! Простите, вынужден дословно процитировать свою мысль: "Грёбаный стыд". Именно эта организация учила нас правильному пониманию истории и святости, когда мы пытались разъяснять свою позицию по Боровицкой. Именно эта организация по поручению Правительства России стала оператором установки памятника. Какой оператор, такая и установка.
Как бы там ни было с причинами установки прямого диалога "Пашков дом-Кремль", неоправданны ли они, неизбежны ли, но очевидно, что сделать сегодня из Боровицкой площади площадь можно только двумя путями: 1) вновь застроив лужайку Никсона и обрубки соседних кварталов - несколько тесное, может даже провинциальное пространство выйдет - но это будет именно площадь, комфортная и утроенная по канонам градостроительства, которой можно "приходить любоваться", не впадая в разного рода тягостные думы. К тому же это можно сделать в рамках регенерации. И вариант 2) снести еще много чего вокруг, расчистив территорию под площадь других масштабов и формы. Причем сносить придется много - и те самые 3 Федеральных памятника непременно также. Все другие варианты, все другие решения - суть лишь архитектурно-дизайнерские, ландшафтные, и другого рода уловки, направленные на то чтобы данное пространство воспринималось и ощущалось как площадь по духу, не будучи ею по букве. И насколько эти уловки будут эфемерны можно легко предугадать: при каком нибудь очередном мэре деревья не так начнут стричь, или куда-то пересадят, или установят какую-то ограду/памятник/церковь (почему бы и нет) - и снова нет Боровицкой площади. Вот примерно так я это себе представляю: так что если Пашков дом очень нуждался в диалоге с Кремлем - он его получил, Советская власть ему обеспечила (кстати чем она не фронда, надолго обосновавшаяся в кремлевских стенах: искомое значение фронды - смута). С уходом этой власти, рано или поздно, прямой диалог будет пресечен, хочется в это верить. Так что с намеком данной статьи я не согласен: разрушенные дома были отнюдь незаурядными памятниками классицизма. А классицизм как известно с трудом переносит соседство с другими архитектурными стилями, - они были замечательной кулисой Пашкову дому, и может даже их роль была в смягчении его громады перед древним Кремлем.
Выбор места для памятника равноапостольному князю - крупнейшая градостроительная ошибка в Москве за последние полстолетия. Ничего худшего не было со времён со строительства пр. Калинина, Дворца съездов или гостиницы "Россия" в Зарядье. Сама скульптура относительно неплохая - относительно Петра от Церетели или Жукова на коне, но масштаб скульптуры и место её расположения - убийственные. Ни с одним зданием в окружении она нормально не сочетается. Пашков дом и башни Кремля грубо перекрываются, архитектурный фон у памятника выходит мелкий. Разительный контраст с киевским Владимиром, мастерски вписанным в рельеф и флору. Столь неудачное расположение - очевидный проигрыш Москвы в символическом противостоянии с Киевом за наследие крестителя Руси.
Москву замусоривают монументами низкого качества - и в отношении скульптурных решений, и в архитектурно-градостроительном отношении. Сходная ситуация и со строительством храмов в "историческом стиле", заполонивших все спальные районы и пустыри у магистралей. За этим стоит чистая коммерция, "распил" государственных денег на фоне амбиций начальства. И решения принимаются сверху только в результате интриг. Обидно, но ситуация отражает массовый культурный уровень и лишь видимость демократии. От этого никуда не денешься.
Остаётся только поздравить св. Владимира с возвращением в Александровский сад. Когда-то его образ украшал Кутафью)
У Константина Михайлова из Архнадзора есть связь с Путиным. Он мог и ДОЛЖЕН был объяснить всё это лично главе государства еще на встрече с ним в Кремле когда заступался за палаты Пожарского и получил безоговорочную поддержку Путина и похвалу с просьбой держатьего в курсе. Даже если он тогда замешкался, должен был выйти с Путиным на связь после, у него есть такая возможность. А объяснять друг другу и плакаться, при имевшейся возможности исправить ситуацию просто позор. Памятник было достаточно перенести на другую сторону Боровицкой площади на сторону Ленивки и проблема была бы снята.
Обратно застраивать Боровицкую уже никто не позволит. Лужкову же не удалось. Но и делать из площади гулятельное место никто и не собирается. Официоз тут поселился надолго. По крайней мере, пока выезд с Боровицкого холма не перестанет быть режимным и стратегическим объектом. А так - можно было бы, кивая в сторону попыток навесить мост у всесезонного парка на месте гостиницы Россия, устроить пешеходное кольцо поверх трассы, как в каком-то юго-восточном городе. Это утопило бы транспортную артерию. Приземлило бы Владимира. И приблизило бы Пашков дом и башни Кремля к людям. А так же непременно связало озвученные в тексте закоулки, разрубленные той транспортной артерией. А, по-хорошему бы, надо артерию закупоривать. до двух полос в одну сторону (в пределах бульварного). Всё равно кроме Тверской нет ни одного равного по объему пути. Тут и пешеходам бы место нашлось.
Про юго-восточный город - не дописал - где-то в юго-восточной Азии такое кольцо сделали. уж не в Сингапуре ли. Ну где-то там.
Я бы не приводил футуристический азиатский мегаполис в пример средневековым кварталам Москвы. Если уж тут и применять какое-то ноу-хау, так это строить тоннель - по типу Лефортовского (центральные проспекты Чикаго и Мадрида - примеры из той же категории, только с устройством наземных бульваров). То есть убрать машины вовсе. Дорого, зато решает все проблемы, не создавая попутно новых. Я думаю это рано или поздно произойдет, может не на Боровицкой площади (раз уж к ней такое переферийное отношение у властей), а скаже на Садовом кольце и Тверской - и это будет действительно революционное преобразование, которое навсегда изменит город. И наверняка не вызовет разногласий, споров и протестов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *