В Москве «выявлен» самый высокий конструктивистский дом
Константин Гудков, Александра Селиванова
Жилой дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Обрабстрой» (1931 г.) по адресу Басманный тупик, 10/12 признан выявленным объектом культурного наследия. Соответствующий приказ от 12 июля 2016 г. опубликован на сайте Департамента культурного наследия г. Москвы.
В свете самых громких сносов этого года — Таганской АТС и Погодинского рабочего посёлка — и в контексте угрозы, нависшей над всем конструктивиcтским наследием Москвы, важность этого события сложно переоценить.
Дом «Обрабстроя» по проекту архитектора В.К. Кильдишева был сдан в 1931 г. и известен как самый высокий конструктивистский жилой дом Москвы: в нём 9 этажей и цокольный этаж, также использовавшийся как жилой. Высотный регламент разрешал 8 этажей, но для дома было сделано исключение, которого кроме него удостоились лишь жилые комплексы правительственного “Дома на набережной” и общества «Динамо»(НКВД).
Дом замечателен с точки зрения как архитектуры, так и социальной типологии. По стилю он ближе европейскому ар деко, чем советскому конструктивизму — впечатляет симметричный фасад с экспрессивной пластикой скруглённых элементов входной группы; чрезвычайно удачно продумано взаимодействие с ландшафтом. Здание также является одним из немногих известных примеров крупного реализованного жилого дома, совместившего в себе общежитие-коммуну и индивидуальные квартиры на разных этажах. Заложенная архитектором функциональная схема вариации “дома переходного типа” практически не введена в научный оборот и не исследована. В настоящее время об этой типологии на примере дома РЖСКТ «Обрабстрой» Центром авангарда на Шаболовке и проектом “Тогда” готовится очередная книга в серии “Незамеченный авангард”.
Архитектура
Жилой дом Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Обрабстрой» («Объединённое рабочее строительство») эффектно поставлен на высоком склоне магистрального железнодорожного пути. Парадный вид создаёт симметричная композиция фасада с выразительным разворотом корпусов-крыльев от центрального подъезда с кубической башенкой-рубкой с круглыми окнами-иллюминаторами и смотровым балконом. Неожиданную для жилой архитектуры конца 1920-х монументальность и экспрессию усиливают вертикальные линии расстекловки заглублённого центрального подъезда и динамичные скруглённые формы выступающих боковых ризалитов в духе архитектуры Э. Мендельсона или технологичного стиля стримлайн, эстетизирующего обтекаемые конструкции самолётов и поездов. Интересно и необычно для эпохи решение фасада жилого дома как подчёркнуто парадного, при этом главный вид на здание открывается в динамике с железной дороги, с которой здание является впечатляющей доминантой, эстетически поддерживающей тему скорости и движения вперёд.
План имеет F-образную форму. В центральном подъезде 9 этажей, два его боковых крыла понижены до 8 этажей. По центру заднего фасада к основному объему дома перпендикулярно примыкает 9-этажный корпус. Шестиэтажный южный корпус способствует проникновению света во двор. Дом РЖСКТ «Обрабстрой» — одно из немногих зданий в Москве с реализованной и функционировавшей эксплуатируемой плоской кровлей: до капремонта 1960-х годов там был выход на смотровую площадку над центральным подъездом, а находившийся в последнем этаже 6-этажного корпуса детский сад использовал часть крыши для прогулок детей.
В архитектуре здания были воплощены революционные идеи «нового быта»: обобществление вспомогательных функций (питание, гигиена) в духе коммуны, развитые культурные и общественные пространства. На первых 5 этажах были частные квартиры с удобствами, в то время как этажи с 6 по 9 представляли собой коридорную систему комнат с общими кухнями, душевыми и уборными, для которой была также запроектирована общая столовая. Существование общежития-коммуны в едином объёме с частными квартирами обусловило особую логистику внутри здания: в 1-м, 3-м (центральном) и 7-м подъездах были сделаны лифты, которые в боковых подъездах не обслуживали первые 5 этажей. При этом лестницы 2-го, 4-го, 6-го, 8-го и 9-го подъездов доходили только до 5-го этажа. В подвале были запланированы общественные помещения: клуб, спортзал (были заселены) и прачечная (работала до 1960-х). Коммунальные этажи коридорной системы просуществовали до капитального ремонта дома, во время которого они были разгорожены на коммунальные квартиры.
В доме сохранились оригинальное вертикальное остекление основных подъездов, покрытие пола лестничных площадок (наливной бетон с разлиновкой и покраской суриком в шахматном порядке).
История
За период жилищного строительного бума 1926–1931 гг. в СССР происходит практически одновременная реализация всего спектра идей нового жилья: от радикальных коммун с полным обобществлением до более компромиссных вариантов. Среди последних хорошо известны “дома переходного типа” с небольшими частными квартирами и развитыми общественными помещениями (включая столовую, клуб, детский сад и солярий) — дом Наркомфина (М.Я. Гинзбург, И.Ф. Милинис, 1929–1930 гг.) и дом кооператива «Показательное строительство» (М.О. Барщ, В.Н. Владимиров и др., 1929–1933 гг.). Менее изучены дома, совмещавшие коммунальную и индивидуальную системы, чаще разнесённые в разные корпуса одного здания – как например, в доме-коммуне «Первого Замоскворецкого объединения» (Г.Я. Вольфензон, С.Я. Айзикович и др., 1926–1927 гг.), реже – размещённые на разных этажах.
РЖСКТ «Обрабстрой» («Объединённое рабочее строительство») был одним из кооперативов, занимавшихся строительством жилья в Москве в конце 1920-х гг. Он был организован в 1925 г., а в июне 1930 г. присоединён к РЖСКТ «Бауманский строитель». Начальником строительства РЖСКТ «Обрабстрой» был известный архитектор-рационалист А.М. Рухлядев, проекты выполнял он сам, а также другой известный советский архитектор, автор многих жилых домов в рабочих посёлках, – М.И. Мотылёв (на тот момент – главный архитектор проектного бюро треста «Сокстрой»).
Автором проекта, заказанного «Обрабстроем» для строительства в Басманном тупике, стал архитектор Владимир Клементьевич Кильдишев. В.К. Кильдишев родился 25 июля 1882 г. в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1908 г. получил звание архитектора. В 1906—08 гг. работал помощником архитектора, по окончании учебы помогал И.П. Машкову и П. . Заруцкому. С 1914 — архитектор Покровской общины, в 1915—16 гг. — старший помощник городских архитекторов. В 1927 г. служил уездным инженером в Московском уездном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1930 г. работал начальником Московского окружного управления строительного контроля (ОКРУСК). Преподавал в Строительном институте Моссовета. Умер 19 декабря 1944 г. Из построек: доходный дом А.П. Половинкина, ул. Пречистенка, 27; церковь Серафима Саровского и Иконы Божией Матери Знамение в Серафимо-Знаменском скиту (1910—1911); жилой дом РЖСКТ «Медсанстрой», ул. Покровка, 41 (1929), дом жилой, Петроверигский пер., д. 3, стр. 1 (1932); Воротниковский пер, 5/9 (1935).
Фото: Николай Васильев
9 комментариев