Не прошло и семи лет

9606926043_0286973e0a_o

Министерство культуры опубликовало приказ министра от 4 мая о включении Дома преподавателей Синодального училища церковного пения (Большая Никитская, 11/4 стр. 2) в реестр памятников федерального значения.

Этой истории ровно семь лет — чуть меньше, чем Архнадзору. В мае 2009 года мы забили тревогу по поводу планов Московской консерватории обустроить Библиотеку имени С.И. Танеева за счет сноса дома, примыкающего к Рахманиновскому залу со стороны Среднего Кисловского переулка. Зал, как и всё владение 11 по Большой Никитской улице, исторически был частью Училища синодальных певчих, а в доме жили его преподаватели — в большинстве своем церковные композиторы, создатели музыкального неорюса, самые известные из которых — Александр Кастальский, Павел Чесноков, Николай Голованов. Мы назвали Синодальный дом музыкальным Абрамцевом.

Было удивительно, что сама Консерватория готова уничтожить мемориальные квартиры, снести дом до передней стены и построить шестиэтажный новодел на месте четырехэтажного подлинника. Проект разрабатывался Институтом «Моспроект-4» во главе с Андреем Боковым, главным архитектором проекта выступал Дмитрий Буш. Тот же тандем проектировал снос в соседней усадьбе Шаховских на Большой Никитской, 19 для «Геликон-оперы» — снос, который вошел в рабочую фазу тогда же, весной 2009 года.

Это было время, когда нам приходилось защищать памятники культуры не только от коммерсантов и бандитов, но и от учреждений культуры, призывая их не подавать дурной пример, но выступать единым фронтом с градозащитой.

Уличная акция в защиту Синодального дома стала одной из первых в истории Архнадзора — и одной из самых памятных . Надеемся, ректорат Консерватории где-то в глубине своей коллективной души благодарен нам за то, что мы удержали его от вандализма, не дав пойти по пути «Геликона». Однако еще в сентябре 2009 года ректорат вместе с проектировщиком открыто противодействовал выявлению Синодального дома в качестве памятника  (заявитель — активист Архнадзора Екатерина Юдина).

 

8555681904_89d4ff2b55_o

Еще несколько лет судьба дома оставалась неопределенной. После окончательного расселения дом был занят консерваторскими рабочими; квартиры, по нашим сведениям, разгромлены. Внушила надежду смена генерального проектировщика — вместо «Моспроекта-4» им стала профильная реставрационная организация — ЦНРПМ, как только и должно быть на объектах культурного наследия. Это означало, что приспособление здания для библиотечных нужд теперь проектируется в рамках реставрационных работ.

Увы, в предмет охраны выявленного памятника вошла планировка только двух квартир — Кастальского и Чеснокова, проектом предусмотрена замена материала перекрытий, потерявших за годы запустения несущую способность . Как видим, до завершения этой истории еще далеко, и целиком благополучной ее уже не назовешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *