Вольности перевода
Благоустройство и общественное пространство
Как известно, министр культуры РФ Владимир Мединский подвел весьма своеобразную черту под визитом в Москву заместителя генерального директора ЮНЕСКО Франческо Бандарина: мы-де с ЮНЕСКО договорились о памятнике князю Владимиру на Боровицкой площади, нужно только высоту уменьшить и выполнить проект комплексного благоустройства площади, чем мы теперь и займемся с энтузиазмом.
Оставляя в стороне вопрос, хорошо ли, что министр государства Российского готов объявить памятник одному из его отцов-основателей «элементом благоустройства», обратим внимание на другое.
Все, кто следил за дискуссиями Бандарина с российскими экспертами, отчетливо помнят, что ни о каком «благоустройстве» тот не заговаривал, а говорил о комплексном подходе к Боровицкой площади как к общественному пространству, служащему людям.
Таким образом, «благоустройство» вместо «создания общественного пространства» – это наш доморощенный перевод с языка ЮНЕСКО на язык чиновничий.
Чтобы эти вольности перевода не вводили соотечественников в заблуждение, мы публикуем перевод рекомендаций экспертов ИКОМОС (Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест), посвященного проекту памятника на Боровицкой площади (в первоначальной, 24-метровой версии). Именно на такие отчеты опирается ЮНЕСКО при формулировании своих окончательных рекомендаций, касающихся объектов Всемирного наследия и их буферных зон в различных странах мира.
На русском языке документ, поступивший в Москву в декабре 2015 года, публикуется впервые.
Официальный комментарий Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS): оценка воздействия памятника на объект Всемирного наследия и рекомендации
Настоящий комментарий ICOMOS учитывает: все вышеизложенные соображения; анализ и выводы, содержащиеся в Оценке влияния на объект Всемирного наследия (далее — ОВН); документы, предоставленные третьей стороной, а также дополнительную информацию, найденную в Интернете и иных источниках.
В целом, у ICOMOS есть серьезные возражения по поводу заключений, содержащихся в Оценке влияния рассматриваемого памятника на ОВН, и окончательной оценки воздействия памятника на ОВН. Конкретные комментарии ICOMOS состоят в следующем:
1. ICOMOS не подвергает сомнению ни исключительную историческую роль князя Владимира, ни идею сооружения ему памятника в Москве. В то же время сооружение памятника именно на Боровицкой площади, в непосредственной близости от ОВН, не может быть оправдано соображениями идеологического порядка. Главным критерием оценки проекта сооружения памятника в этом месте должно быть его воздействие на выдающуюся универсальную ценность (ВУЦ) ОВН и его характеристики. В данном случае этот критерий должен иметь абсолютный приоритет.
2. Сооружение памятника на этом месте, скорее всего, поставит под угрозу вышеперечисленны
— (1) Как показывает визуальный анализ, представленный в Оценке влияния на ОВН (см. контрольное направление визуального восприятия 1, 2, 3, 4, 12, 13, 14 – Илл. 16), постановка 24-метрового монумента на Боровицкой площади окажет негативное воздействие на роль ОВН в историческом городском ландшафте, в частности:
- * Памятник нарушит панорамы объекта Всемирного наследия и вступит в конфликт с его вертикальными доминантами, а с некоторых точек перекроет вид на ОВН;
- * Своими размерами (превышающими по высоте кремлевские стены) памятник нарушит и девальвирует визуальный приоритет объекта Всемирного наследия, который должен неукоснительно соблюдаться, особенно теперь, когда ОВН находится в прямой видимости от Боровицкой площади;
- * Будет нарушен и тематический приоритет ОВН, как символа российского государства, мощного политического центра, пространства высокой духовности и величия (связанного также с критерием vi включения в список Всемирного наследия). Установка на Боровицкой площади памятника историческому деятелю масштаба князя Владимира как «контрапункта» объекту Всемирного наследия (как утверждается в Оценке влияния на ОВН) создаст новый мощный символический центр в непосредственной близости от ОВН. В результате создастся напряжение, наносящее вред как объекту Всемирного наследия, так и самому памятнику.
— (2) Установка монумента между двумя крупными объектами культурного наследия – Кремлем и Домом Пашкова – нарушит их красноречивый диалог, несомненно дополняющий выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия. Роль Дома Пашкова, вершины русского классицизма, будет сведена к роли задника для монумента (см. 3D-модель пунктов 7, 8 и 9 илл. 17, а также визуализацию, приложенную к пакету документов из п. 7 – илл. 18).
— (3) Памятник вступит в конфликт с естественным историческим ландшафтом данной зоны, притом что этот ландшафт подчеркивает рельеф двух исторических холмов, Боровицкого и Ваганьковского.
— (4) Установка монумента ограничит возможности детального академического изучения 10-метрового археологического слоя. Исследование и экспонирование этого слоя будут способствовать значительному повышению выдающейся универсальной ценности объекта Всемирного наследия.
3. Негативное влияние монумента на ОВН с большой долей вероятности затронет и аутентичность и целостность его окружения (имеющего принципиальное значение согласно «Нарскому документу о подлинности») в том виде, в каком они существовали на момент внесения данного объекта в список Всемирного наследия в 1990 г.
4. Анализ правовых режимов зоны, в которую входит Боровицкая площадь, показывает, что установка монумента нарушит как действующие режимы и регламенты (III и III B), так и те, которые предусмотрены проектом приказа об их изменении (см. п. 3), в частности:
- * Проект установки памятника на площади не предусматривает сохранения и восстановления «традиционных характеристик городского ландшафта», не учитывает ни «композиционно-п
ространственные характеристики исторической среды», ни «традиционный композиционно-пр остранственный тип застройки»; - * Данный проект не способствует «оптимизации условий восприятия ансамбля Московского Кремля», не обеспечивает «визуальное восприятие объекта культурного наследия и сохранение исторических панорам с территории объекта культурного наследия»;
- * Крупные размеры монумента не соответствуют проекту режимов и регламентов, требующих «нулевых» параметров нового строительства;
- * По рассматриваемому участку не были проведены «историко-культу
рные исследования», предусмотренные проектом режимов использования земель и градостроительны х регламентов. Эти исследования определили бы степень возможного вторжения нового строительства на данном участке.
5. Ошибочный выбор места установки памятника частично объясняется отсутствием подробного Градостроительно
6. ICOMOS считает, что сама процедура выбора проекта памятника в буферной зоне объекта Всемирного наследия недопустима, поскольку:
- • Предлагает проект памятника без привязки к конкретному месту;
- • Прибегает к интернет-голосов
анию, предлагая на выбор для установки памятника три произвольно отобранных места, без учета мнения экспертов; - • Выбирает место установки в непосредственной близости от границ территории ОВН, без предварительного проведения историко-архитек
турной экспертизы, не имея подробного градостроительно го плана и в нарушение режимов охранных зон.
Учитывая вышеизложенное и полагая, что данный ОВН обладает весьма высокой ценностью, ICOMOS считает, что установка монумента на Боровицкой площади окажет существенное влияние на объект Всемирного наследия, нанесет ему значительный, постоянный и необратимый ущерб.
На основе данного анализа ICOMOS хотел бы дать следующие рекомендации:
1. Соглашаясь с необходимостью установить в Москве памятник князю Владимиру, ICOMOS рекомендует отклонить проект его установки на Боровицкой площади;
2. Помимо этого, необходимо:
a. Точно определить характеристики выдающейся универсальной ценности ОВН, придавая должное значение тем из них, которые касаются градостроительно
b. Как можно скорее утвердить проект охранных зон и режимов в пределах буферной зоны ОВН;
c. Провести историко-культур
d. Провести академические (а не спасательные) археологические раскопки в 10-метровом археологическом слое на Боровицкой площади;
e. Разработать процедуру принятия решений о месте установки монументов в буферной зоне объектов Всемирного наследия. Эта процедура должна учитывать выдающуюся универсальную ценность и характеристики ОВН, а также мнение экспертных сообществ.
ICOMOS,
Декабрь 2015 г.
9 комментариев