Гуляй, инвестор!

20060914_47407
Юрий Егоров

В новогодние праздники столица рискует потерять редкий для неё образец деревянной промышленной застройки.

Незаконные сносы исторических зданий в выходные и праздничные дни стали уже доброй традицией нашего города. Не дают что-то сломать? Или дают, но слишком мало? Ничего страшного – в году есть как минимум два продолжительных периода, когда застройщики могут вести себя так, как будто над ними нет ровным счётом никакой власти и, упаси Боже, никакого контроля. Речь идёт о майских праздниках, когда вся страна выезжает после долгой зимы на дачи или на природу. И второй период, к которому мы подошли вплотную – новогодние каникулы. Десять дней, когда не работают структуры Правительства Москвы, когда молчат СМИ (за исключением немногочисленных дежурных бригад, освещающих в основном околопраздничные сюжеты). За десять дней можно успеть сделать очень много.

Уходящий 2015 год начался именно с таких новостей – уже 3 января заработали экскаваторы на Болотной набережной, стирая с лица земли, вероятно, последние постройки Винно-Соляного двора – строения 10 и 11 во владении 15. На вопрос о том, был ли разрешён снос, выписывался ли ордер, кажется, можно не отвечать. К вечеру 4 января эти вопросы утратили всякий смысл. История закончилась ничем.

10 января 2015 года так же самовольно снесён фасад Литейного цеха Завода «ЗиЛ», причём эпитет «самовольно» принадлежит контрольному органу – Мосгорнаследию, предписавшему этот самый фасад сохранить. И здесь всё обошлось указанием на незаконность произошедшего, дальше этого дело не продвинулось.

Фото с сайта РУЖД

И провожаем мы 2015 год примерно под те же звуки – 30 декабря начат снос деревянного здания элеватора Рязано-Уральской железной дороги, находящегося около Павелецкого вокзала столицы по адресу: Дубининская улица, владение 17, строение 1. История этого здания весьма поучительна. Его собственник – ЗАО «Экспериментальная реалбаза хлебопродуктов им М.В.Дубова» – обращался в Правительство Москвы с просьбой разрешить ему снести это здание и ряд других, находящихся на этой же территории, причём не в рамках строительства чего бы то ни было, а «в целях реорганизации территории», то есть предлагался просто «снос ради сноса». 10 июля 2013 года Сносная комиссия рассмотрела эту просьбу и приняла весьма разумное решение, учитывающее интересы как владельца зданий, так и исторической застройки. Процитируем его:

2.1. Сохранить историческую часть здания элеватора 1900-х гг. с возможностью реконструкции и изменения функционального использования, учитывая типологическую, инженерно-технологическую и историко-архитектурную уникальность сооружения.
2.2. Согласиться с разборкой 7-этажной части здания 1970-х гг. как не обладающей историко-культурной ценностью.
2.3. При проведении работ по реконструкции исторической части здания элеватора 1900-х гг. обеспечить сохранение ценных деревянных конструкций и архитектурных элементов.

IMG_4604

Данное решение опубликовано на сайте Департамента культурного наследия. И действительно, то здание, которое предписывалось сохранить, являет собой редкий образец деревянной промышленной архитектуры более чем столетней давности.

На рубеже XIX–ХХ веков Рязано-Уральская железная дорога представляла собой одну из крупнейших частных железнодорожных магистралей России, она пролегала через территорию Московской, Калужской, Смоленской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Самарской, Астраханской губернии и области Уральского казачьего войска. Существенную часть перевозок по ней занимали хлебные грузы, однако их вывоз был затруднён из-за отсутствия прямой связи дороги с каким-либо из крупных торговых городов или портов. Это представляло известное неудобство как для самой дороги, так и для экономики охватываемых ей районов. 21 мая 1897 года Обществу Рязано-Уральской железной дороги было дано Высочайшее разрешение на строительство линии от небольшого городка Павелец до Москвы с сооружением конечной станции в Замоскворечье – центре хлебной торговли.

Фото типа 1930

В первые же годы своего существования московская станция Рязано-Уральской ж.д. стала крупным складским центром. В том числе железной дорогой были построены деревянные элеваторы общей вместимостью один миллион пудов. Одно из таких зданий сохранилось близ Павелецкого вокзала до наших дней.

И вот теперь орган охраны памятников велит владельцу сохранить здание, а тот, вопреки озвученному решению, приступает к его сносу, выбрав для этого именно то время, когда ему никто не сможет помешать. Знакомая история, не правда ли? Следует отметить, что действие ордера на снос советских построек закончилось 30 ноября текущего года, то есть на данный момент у собственника нет никаких документов, разрешающих ему снос каких-либо зданий на этой территории.

IMG_6744

К счастью, снос был замечен и за два часа до конца последнего рабочего дня 2015 года в Мосгорнаследие поступил сигнал о начавшемся беззаконии. На тот момент снос был приостановлен по не зависящим от Мосгорнаследия причинам.

И теперь, в который уже раз, мы задаёмся вопросом – чем закончится эта история? Доживёт ли уникальное деревянное здание (согласитесь, не так-то много в Москве осталось деревянных промышленных зданий) до конца новогодних выходных?

Способно ли в принципе Правительство Москвы обеспечивать исполнение принимаемых им решений, касающихся исторической застройки? Кажется, такие вопросы мы задаём регулярно.

IMG_6741

Мы призываем Мосгорнаследие обеспечить выполнение принятого им же решения. Для этого существует множество способов, самый простой из которых – официальное обращение в правоохранительные органы с просьбой не допустить каких-либо сносных работ по указанному адресу. Иначе предписанное комиссией «сохранение ценных деревянных конструкций и архитектурных элементов» в очередной раз окажется лишь благим пожеланием, а контрольный орган Правительства Москвы снова покажет свою полную несостоятельность. Будем надеяться на лучшее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *