Нивелирная марка 1877 года

Валерий Леонов
Публикуется с сокращениями. Целиком опубликовано в Живом Журнале

Нивелирная марка № 2 1877 года на бывшем Николаевском Императорском дворце со стороны Благовещенского собора в Кремле. Ныне Большой Кремлевский дворец. Как говорит строительный словарь, нивелирная марка это стенной репер, устанавливаемый на несущих конструкциях капитальных зданий и сооружений.

Термин «нивелирование» происходит от французского «niveau» — «уровень» и означает определение абсолютных над уровнем моря и относительных высот различных точек земной поверхности.

В середине ХIХ века в Москве возникла острая проблема сооружения жизненно важного общегородского объекта — водоканализационной системы, что требовало, прежде всего, наличия крупномасштабной карты города с метрическим изображением рельефа. Подобной карты Москвы тогда еще не было. Московская городская управа, считая Константиновский межевой институт (ныне МИИГАиК) самым опытным и ответственным в городе геодезическим учреждением, подписала контракт на три года по съемке и нивелировке Москвы с его представителями, межевыми инженерами — Н.Н. Смирновым, Дмитрием Петровичем Рашковым и А.П. Захаровым. Реальным руководителем исполнителем проекта, из подписавших этот исторический контракт, пришлось быть только Дмитрию Петровичу Рашкову, жизненные пути А.П. Захарова и Н.Н. Смирнова оборвались на начальной стадии работ.

Принципиально новое содержание хранили первые нивелирные марки, заложенные в стены московских зданий в 1877 году. Чугунные отливки марок 1877 года имели треугольную форму (основание равнобедренного треугольника 24 см, его высота 13 см), высотная метка на них не точка, а горизонтальная линия канавка. Принципиальным отличием марок Константиновского межевого института было наличие на них сведений о высотах в саженях соответствующих марок над урезом воды реки Москвы у Данилова монастыря.

К созданию высотной геодезической основы города особое внимание проявила и Московская городская управа, которая 3 мая 1877 года признала постановку нивелирных марок необходимым делом, отпустив дополнительно 5 тысяч рублей. Показателен и такой факт: единственный раз в печатном органе законодательной власти России — «Известиях Московской городской думы» был опубликован полный каталог высот нивелирных марок в 18 выпусках за 1878-1879 годы по полицейским частям города.

Желающие самолично полистать «Известия Московской городской думы» за 1878-79 годы могут посетить Российскую государственную библиотеку, других вариантов посмотреть полный каталог высот нивелирных марок я не знаю.

Но такие журналистские перлы, как «водоканализационной системы» и «система высот от православной святыни» заставили попробовать поискать другой источник. В Исторической библиотеке нашлась книга Александра Львовича Апухтина «Очерк истории Константиновского межевого института с 1779 год по 1879 год».

В 1874 году, при содействии управляющего межевой частью преподаватели геодезии института статские советники Смирнов и Рашков приняли на себя, по контракту с московской городскою управою, производство съемки и невеллировки города Москвы.

Это была своего рода ученая экспедиция, произведено силами Константиновского межевого института и нескольких межевых инженеров, в которой приняли участие и воспитанники инженерного отделения. Работы эти исполнены по почину бывшего московского городского головы князя В.А.Черкаского, он еще в 1871 году при содействии некоторых лиц, специально знакомых с делом, образовал совещательное собрание, на котором были выработаны основные положения для программы работ по составлению плана Москвы. На основании этих общих положений, межевыми инженерами Смирновым, Рашковым и Захаровым была составлена подробная записка о съемке и невеллировке города, с исчислением расходов на производство работ. Но дело это оставалось без всякого движения до 1873 года, когда в городскую управу поступило еще три проекта по производству тех же работ. При рассмотрении всех четырех проектов, городская управа, не считая себя достаточно компетентною, чтобы высказать по ним окончательное заключение, обратилась к к управляющему межевой части, с просьбой подвергнуть означенные проекты обсуждению состоящих под его управлением специалистов. Сенатор Ржевский отозвался, что, по рассмотрении проектов межевыми техниками, найдено: «что проект господ Смирнова, Рашкова и Захарова более других целесообразен» и что он «желая со своей стороны, оказать содействие к наилучшему достижению цели, предположенной общественным управлением города Москвы, признал возможным, если будет принят проект господ Смирнова, Рашкова и Захарова, разрешить господину Смирнову, как преподавателю геодезии в Константиновском межевом институте, пользоваться геодезическими инструментами межевых учебных заведений и помещением для чертежных работ». Что, в последствии, принесло городу до 8.000 рублей экономии. Кроме того, В.К.Ржевский нашел возможным, чтобы под надзором господина Смирнова по съемке и нивеллировке занимались работами и «воспитанники, оканчивающие курс в инженерном отделении института».

В марте 1874 года с господами Смирновым и Рашковым (Захаров отказался от участия в деле) был заключен контракт и по этому контракту управа постановила выдачу за работы денег, в количестве 26.300 рублей, в зависимость от Межевого института. Таким образом, это дело, сначала частное, обратилось в полуофициальное, производившееся под руководством институтских преподавателей, межевыми инженерами и воспитанниками VIII класса института.

Собственно работы заключались в следующем:

1. Составлена тригонометрическая сеть 1-го разряда, за базис которой было принять определенное генеральным штабом расстояние Ивана Великого и Новодевичьего монастыря, ею связано 70 колоколен церквей Москвы, из которых 9 колоколен получили новые определения и прежние все поверены. Вычисленные координаты общих пунктов с генеральным штабом показали полное согласие с определениями сего последнего. Большинство из этих колоколен было привязано геодезически с точками земной поверхности, между которыми и производился полигонный обход с универсальным снарядом, с точностью отсчитывания в углах по нониусу в 10 секунд, причем расстояния измерялись стальной мерительной лентой, с точностью до 0,01 сажени. Эти полигоны, названые главными, обнимали большие строительные кварталы, без подробной съемки, а эта последняя производилась внутри их астролябией с точностью по нониусу до 1 минуты. Подробности съемки главным образом касались длины, ширины улиц, выступов и изломов их, положения фонарных столбов, границ церковных, казенных и общественных владений. Частных же владений съемка не касалась. Точность работы на главных полигонах достигала: в углах от 1 до 10 секунд и по периметру от 1/700 до 1/2000; по съемочным полигонам: в углах от 0,5 до 1 минуты и по периметру от 1/500 до 1/1000.

2. С помощью геодезического нивеллирования определены альтитуды. Альтитуда, как говорит Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, это высота точки над поверхностью или уровнем моря, — 40 колоколен, относительно уровня Балтийского моря, а также и уровня реки Москвы, нижнего ее течения, под Даниловым монастырем. С этими альтитудами были связаны высоты различных цоколей и выступов зданий. Впоследствии эти цоколи были заменены особыми металлическими нивеллирными марками, реперами, которые, в количестве 2.250 штук, были размещены на стенах городских зданий. Топографическое нивеллирование примыкало к означенным реперам и производилось сомкнутыми полигонами, начиная с Кремля. Точность нивеллировки не превосходила 0,01 сажени на версту.

3. Измерено главных полигонов на 200 верст, съемочных полигонов на 693 версты; пронивеллировано на 547 верст; мензуальной съемки на 74 версты. Проверено, вследствии вкравшихся ошибок и недоразумений, на 311 верст; всего 1.825 верст. Число участвовавших инженеров было: 2 распорядителя, 25 техников и воспитанники 8-го класса трех выпусков 1874-1877 годов.

А что такое мензульная съёмка, упомянутая в предыдущем абзаце, при желании можно узнать в горной энциклопедии. Коротко, это построение топографического плана местности в полевых условиях при помощи кипрегеля и мензулы. Пo точкам на планшете вырисовываются в заданном масштабе различные элементы местности (контуры рек, озёр, дорог, населённых пунктов и другие), горизонталями изображается рельеф.

Кроме полевых работ, исполнено чертежных:

4. План в масштабе 25 сажень в одном дюйме, помещающийся на 41 листе ватманской бумаги большого формата и занимающий место около 45 квадратных аршин. На нем улицы, переулки, площади, реки, пруды, церкви и прочее окрашены и подписаны, а также казенные и общественные здания. Поверхность Москвы представлена разделенной плоскостями, параллельными уровню реки Москвы у Данилова монастыря и отстоящими друг от друга на 0.25 сажень сечения, по отвесной высоте.

5. План Москвы 50 сажень в дюйме, помещенный на 12 листах ватманской бумаги большого формата, занимающий место около 10 квадратных аршин, также с проведенными горизонталями на каждую сажень сечения.

6. Профили на все улицы, переулки, тупики, проезды и площади с подлежащими подписями, в количестве 401 листа ватмана.

Нивелирная марка № 237. Любовно укрыта стеклом, поэтому сохранилась идеально. Угол Большого Кисельного переулка и Кисельного тупика. Дом купчихи Рогожиной Мясницкой части.

Нивелирная марка № 277. Угол Проспекта Мира и Садовой-Спассой улицы.

Здесь могла быть фотография марки № 433. Находилась марка до совсем недавнего времени на доме 21 по Чистопрудному бульвару. На втором окне слева по фасаду, ближе к улице Макаренко. Последний раз ее сфотографировали в марте 2015 года, а уже в мае, на месте окна и марки появилась дверь. Неким торговцам срочно потребовалось именно здесь сделать вход в свое заведение.

Нивелирная марка № 457. Лялин переулок, дом 23-29 строение 2.

Марка № 500. Гороховский переулок, дом 4. Московский государственный университет геодезии и картографии.

Нивелирная марка № 500 была восстановлена и торжественно открыта на здании МИИГАиК в Гороховском переулке 25 мая 2004 года. Сегодня восстановленные нивелирные марки № 500 и № 2210 не только являются объектом культурного наследия, но и включены в базу данных современной нивелирной сети города Москвы.

Нивелирная марка № 518. Могу только предположить, что марку заменили в 1894 году в связи с утратой, марка № 518 есть в каталоге 1878 года. Улица Воронцово Поле, дом 12 строение 1.

До 2009 года была жива марка № 527 на стене Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Стрелке, то есть на углу Солянки и Подколокольного переулка. В связи с ремонтом пропала. Ее фотографии еще можно встретить в сети.

На стене католического Храма Святого Людовика Французского, расположенного на улице Малая Лубянка, дом 12а. Католики умудрились сохранить нивелирную марку № 1840 практически в идеальном состоянии.

Фотография Храма Святого Людовика Французского из альбома Найденова «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, зданий и других сооружений», датируется фото 1884 годом. При сильном увеличении снимка можно разглядеть треугольник слева от входа в храм.

История мировой геодезии знает много фундаментальных исходных начал счета плановых координат, высот, протяженности важнейших линейных объектов. Обычно это научные обсерватории, футштоки уровня моря, почтамты и т. п. Однако только однажды в Москве несколько десятилетий существовала местная система высот от православной святыни — уреза реки Москвы у Данилова монастыря. Именно поэтому по просьбе наместника Данилова монастыря и по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II нивелирная марка № 2210, заложенная в 1877 году на отметке 7,77 сажени от начала счета высот в стене часовни святого благоверного князя Даниила Московского (в 1930 году марка была утрачена вместе с часовней) была восстановлена в заново отстроенной часовне.

11 сентября 2004 года москвичи, собравшиеся неподалеку от северного выхода станции метро «Тульская», стали свидетелями знаменательного события — впервые в России был восстановлен и освящен геодезический знак. Эту работу выполнили сотрудники Мосгоргеотреста и мастер литейщик А.В. Займалин под общим научным руководством профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Владимира Святославовича Кусова. 24 августа 2004 года они укрепили точную копию марки 1877 года строго на той же высоте. Архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря в присутствии геодезической общественности Москвы и прессы торжественно ее освятил и вручил памятные грамоты геодезистам, принимавшим непосредственное участие в работах по ее воссозданию.

Марка № 2249. Церковь Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Любопытно, что год выбитый на марке 1896, а марка есть в каталоге 1878 года. Предполагаю, что марку заменили в связи с утратой.

Из заложенных 2250 марок сейчас остались в Москве менее трех десятков. Может быть, со временем, обнаружатся и еще несколько неизвестных мне нивелирных марок 1877 года.

Вот такой памятник инженерной мысли еще можно встретить на улицах города. А ведь когда-то нивелирные марки охраняли. Вот интересный документ с детальным описанием конструкции марки.

Декрет Совета Народных Комиссаров от 16 марта 1921 года.

Об охране геодезических знаков, сигналов и реперов.

В предупреждение имевших место случаев порчи и уничтожения отдельными малосознательными гражданами сигналов, знаков и реперов, служащих для постоянного и временного обозначения на местности пунктов, необходимых при производстве разного рода астрономо-геодезических, нивелирных и съемочных топографических работ, Совет Народных Комиссаров постановил:

1) Знаки, сигналы и репера (марки), служащие для временного или постоянного обозначения на местности различных точек земной поверхности, при производстве всякого рода съемочных, основных, астрономо-геодезических и по точному нивелированию работ — считать предметами и сооружениями государственного значения, подлежащими охране органов государственной власти.

2) Лиц, замеченных в хищении, уничтожении, переустройстве, перестановке (перемещении) указанных в пункте 1‑ом сигналов, знаков и реперов, предавать Народному Суду.

Приложение к п. 1 ст. 140-й.

Описание геодезических знаков, сигналов и реперов, подлежащих государственной охране.

3. Закладные марки или репера имеют разнообразные формы и закладываются в стены или фундаменты зданий в виде металлических досок круглой, треугольной или иной формы. Обратная сторона доски имеет стержень, которым марки заделываются в стену. На лицевой стороне доски обычно имеются выпуклые буквы и цифры: с наименованием учреждения, поставившего марку, года постановки, номера марки и иногда высоты точки или черты на репере над общим для данного нивелирования уровнем.

На основе материалов топографической съемки  1874 — 1877 годов была создана первая карта Москвы, отображающая рельеф. Нивелирный план города Москвы 1888 года.

 

 

1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *