Признак оперы
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
2 ноября 2015 года «Геликон-опера» торжественно открывает «историческую сцену». «Исторической» в театре называют абсолютно новую сцену, построенную на месте двора усадьбы князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых (Большая Никитская улица, 19/16). На официальном сайте театра выражается благодарность «лично мэру С.С. Собянину и руководителю градостроительного комплекса М.Ш. Хуснуллину», благодаря которым «полуразрушенная усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых превратилась в современный театральный комплекс».
Напомним: усадьба действительно полуразрушена, буквально — разрушена наполовину. Разрушена благодаря решениям упомянутых господ, принятым в 2011 году, а также благодаря решениям предыдущего мэра Москвы – Ю.М. Лужкова, предыдущего руководителя градостроительного комплекса – В.И. Ресина и других предыдущих и нынешних руководителей, среди которых А.В. Кибовский и А.В. Кузьмин. Кроме того, усадьба полуразрушена в полном соответствии с замыслом архитекторов А.В. Бокова и Д.В. Буша, из которых первый возглавляет Союз архитекторов России, а в разгар событий возглавлял также институт «Моспроект-4». Наконец, усадьба Шаховских полуразрушена благодаря художественному руководителю «Геликон-оперы» Д.А. Бертману, солистам, хору и оркестру сторонников сноса, выступавшим в блогосфере, в артистической «богеме» и в СМИ после того, как «Архнадзору» удалось было остановить снос.
Сначала, зимой-весной 2009 года, был снесен полуциркульный флигель усадебного двора. Затем, за одну ночь (с 18 на 19 июля) 2011 года, экскаватором разрушен флигель, выходивший в Калашный переулок (дом 16). Оба – в русском стиле конца XIX века, оба – работы архитектора Константина Терского, учителя Шехтеля.
Тогда же надстроен со стороны двора главный дом усадьбы, а во дворе вырыта многометровая яма.
И все это ради строительства новой сцены, для которой Юрий Лужков, а затем Сергей Собянин не нашли иного, свободного места. (Место, предложенное «Архнадзором» – Никитский бульвар, 6/20, – до сих пор пустует). И ради создания нового образа, для которого старый авторский образ «боярского двора» послужил сырцом, расходным материалом. А ведь именно образ памятника культуры неприкосновенен. Не говоря уже о его физической неприкосновенности.
Усадьба Шаховских была памятником федерального значения. Чтобы разрушить ее наполовину, применили манипуляцию с адресом: в 2010 – 2011 годах почившая в бозе Росохранкультура во главе с Александром Кибовским, а затем и Мосгорнаследие во главе с ним же, осмелились утверждать, что почтовый адрес с дробью указывает… только на угловое строение комплекса. И эта манипуляция прошла! Она устроила и Ю.М. Лужкова с В.И. Ресиным, и С.С. Собянина с М.Ш. Хуснуллиным.
Но даже лишенная охранного статуса, усадьба Шаховских была защищена режимом объединенной охранной зоны. Режимом, запрещающим новое строительство, если оно не направлено на регенерацию, то есть восстановление, исторической среды. Прокуратура города внесла представление в Правительство Москвы с требованием вернуть ситуацию в рамки закона, однако оно было цинично проигнорировано все теми же лицами.
Потому что в ином случае предстояло расследование по статье УК «Умышленное уничтожение объекта культурного наследия», а также по статье «Нецелевое использование бюджетных средств».
Так что теперь С.С. Собянин, М.Ш. Хуснуллин, А.В. Кибовский или кто угодно другой, считающий разрушение усадьбы Шаховских своей победой, сможет, при желании, отпраздновать «открытие исторической сцены» в приподнятой театральной атмосфере. Или даже в особо торжественной. В общем, как подскажут совесть – и художественный руководитель всей этой оперы.
P.S. Вот как выглядел до варварской реконструкции разрушенный «Геликоном» внутренний двор усадьбы, в котором, по утверждению г-на Бертмана, «повсюду валялись использованные шприцы». О его «запущенном» состоянии до прихода «реконструкторов» судите сами.
31 комментарий