Признак оперы

Лев Кубланов. На Большой Никитской. Из собрания Андрея Чернихова

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

2 ноября 2015 года «Геликон-опера» торжественно открывает «историческую сцену». «Исторической» в театре называют абсолютно новую сцену, построенную на месте двора усадьбы князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых (Большая Никитская улица, 19/16). На официальном сайте театра выражается благодарность «лично мэру С.С. Собянину и руководителю градостроительного комплекса М.Ш. Хуснуллину», благодаря которым «полуразрушенная усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых превратилась в современный театральный комплекс».

Напомним: усадьба действительно полуразрушена, буквально — разрушена наполовину. Разрушена благодаря решениям упомянутых господ, принятым в 2011 году, а также благодаря решениям предыдущего мэра Москвы – Ю.М. Лужкова, предыдущего руководителя градостроительного комплекса – В.И. Ресина и других предыдущих и нынешних руководителей, среди которых А.В. Кибовский и А.В. Кузьмин. Кроме того, усадьба полуразрушена в полном соответствии с замыслом архитекторов А.В. Бокова и Д.В. Буша, из которых первый возглавляет Союз архитекторов России, а в разгар событий возглавлял также институт «Моспроект-4». Наконец, усадьба Шаховских полуразрушена благодаря художественному руководителю «Геликон-оперы» Д.А. Бертману, солистам, хору и оркестру сторонников сноса, выступавшим в блогосфере, в артистической «богеме» и в СМИ после того, как «Архнадзору» удалось было остановить снос.

Сначала, зимой-весной 2009 года, был снесен полуциркульный флигель усадебного двора. Затем, за одну ночь (с 18 на 19 июля) 2011 года, экскаватором разрушен флигель, выходивший в Калашный переулок (дом 16). Оба – в русском стиле конца XIX века, оба – работы архитектора Константина Терского, учителя Шехтеля.

0_d248f_7425b175_orig 5

Тогда же надстроен со стороны двора главный дом усадьбы, а во дворе вырыта многометровая яма.

1-1

Было

2-2

Стало

И все это ради строительства новой сцены, для которой Юрий Лужков, а затем Сергей Собянин не нашли иного, свободного места. (Место, предложенное «Архнадзором» – Никитский бульвар, 6/20, – до сих пор пустует). И ради создания нового образа, для которого старый авторский образ «боярского двора» послужил сырцом, расходным материалом. А ведь именно образ памятника культуры неприкосновенен. Не говоря уже о его физической неприкосновенности.

1

Было

2

Стало

Усадьба Шаховских была памятником федерального значения. Чтобы разрушить ее наполовину, применили манипуляцию с адресом: в 2010 – 2011 годах почившая в бозе Росохранкультура во главе с Александром Кибовским, а затем и Мосгорнаследие во главе с ним же, осмелились утверждать, что почтовый адрес с дробью указывает… только на угловое строение комплекса. И эта манипуляция прошла! Она устроила и Ю.М. Лужкова с В.И. Ресиным, и С.С. Собянина с М.Ш. Хуснуллиным.

картина

Уничтоженный двор усадьбы

Но даже лишенная охранного статуса, усадьба Шаховских была защищена режимом объединенной охранной зоны. Режимом, запрещающим новое строительство, если оно не направлено на регенерацию, то есть восстановление, исторической среды. Прокуратура города внесла представление в Правительство Москвы с требованием вернуть ситуацию в рамки закона, однако оно было цинично проигнорировано все теми же лицами.

Потому что в ином случае предстояло расследование по статье УК «Умышленное уничтожение объекта культурного наследия», а также по статье «Нецелевое использование бюджетных средств».

10 Апреля 2015 Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход реставрации здания театра "Геликон-опера"

10 Апреля 2015
Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход реставрации здания театра «Геликон-опера»

Так что теперь С.С. Собянин, М.Ш. Хуснуллин, А.В. Кибовский или кто угодно другой, считающий разрушение усадьбы Шаховских своей победой, сможет, при желании, отпраздновать «открытие исторической сцены» в приподнятой театральной атмосфере. Или даже в особо торжественной. В общем, как подскажут совесть – и художественный руководитель всей этой оперы.

P.S. Вот как выглядел до варварской реконструкции разрушенный «Геликоном» внутренний двор усадьбы, в котором, по утверждению г-на Бертмана, «повсюду валялись использованные шприцы». О его «запущенном» состоянии до прихода «реконструкторов» судите сами.

31 комментарий

Ужасно, когда, нарушая закон, губят историческое наследие. Ужасно вдвойне, когда разрушителями являются люди от культуры. Эдакие флюсы - раздувают свою область, разрушая соседние. Ни ногой в этот "Геликон"-варвар!
Точно - "ёперный театр" (простите за грубость, но тут это как нигде более к месту!). Ничего, от меня им тоже пара плюх будет.
Наталия Кильпе больше года назад   Изменить
Ко всему прочему голоса солистов явно не тянут пространство "исторической" сцены. Так что трижды "увы".
"Дорогая редакция" хватит писать заказную чушь, усадьбу отреставрировали и сохранили в том функциональном виде который востребован обществом. Не профессионализм и профанация вашей "общественной работы" зашкаливает.
В комментарии грамматические и синтаксические ошибки. Не вызывает уважения и содержание.
Фёдор Бартенев больше года назад   Изменить
Кажется, я начал понимать терминологию Собянина, Хуснуллина, Кибовского и Бертмана. Если просто тихая замена новоделом или надстройка под плотным занавесом, то это "реставрация". А если экскаватором - "научная реставрация". Вот уж, ирония судьбы великой державы. Стоило два века растить профессоров, академиков - искусствоведов, реставраторов, чтобы закончить вот этим. Деградация.
Читать противно таких "защитников"! Где вы были,когда внутри боярский дворика стояла грузинская шашлычная и вонь шла на весь квартал...и греческий ресторан в историческом здании. .и крысы табунами ходили по провальным историческим полам.. Культуру надо начинать с себя!!
Вас, Марина, конечно прикрывает виртуальность площадки, на которой Вы изволили оставить свое "мнение". Но прикрывает только от остальных людей - не от Вас самой. Вы придуриваетесь или у вас на самом деле так плохо с логикой, которая походит на логику нездорового умом человека? Не шашлычная, ни грузинский ресторан, ни даже сомнительные крысы (табуны которых вы изволили наблюдать) - не разрушали культурное наследие России в конкретном месте. Если Вы конечно понимаете значение слов "культурное наследие". Или, по крайне мере, негативные факторы, о которых Вы пишите, разрушили усадьбу лет, эдак, через ПЯТЬСОТ. То есть запас времени, для поиска добросовестного инвестора был более чем достаточный. Никакой срочности "немедленно что то предпринимать" не было - это не усадьба где-нибудь в сельской глубинке, от которой остались лишь полуразрушенные стены, в любой момент готовые рухнуть. Но опера и ее "строители" разрушили половину усадьбы за один день - экскаватором. Уж крысы то на такое не способны, согласитесь. А то что сохранилось (не больше половины): перекрыли, изменили габариты, надстроили, обезобразили низкокачественной реставрацией. Во всем цивилизованном мире, если на реставрацию памятника нет средств, его консервируют - до лучших времен. А никак не отдают на откуп тому, кто его приведет в порядок, ценой уничтожения его части. Это прикрытое благими намерениями варварство. Нам тоже противно читать такие возмущения, высосанные из пальца. Уж поверьте, противно. В прекрасно сохранившейся исторической усадьбе, В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ КУЛЬТУРНО НАСЛЕДИЯ РОССИИ, к народу которой Вы себя, видимо, причисляете - ВЫ ЗАМЕТИЛИ ЛИШЬ ВОНЬ И КРЫС. Культуре придет конец, если ее будет "надо начинать" с таких людей как Вы.
Уважаемый Михаил!Виртуального здесь ни при чем..Я б вам и в глаза сказала то,что я написала... И вас лично не оскорбляла (что касается моего здравого ума) и не надо ставить в кавычках другое мнение.Никто памятник не разрушил,а придали ему значение не подворотни со сталинской дранкой,а дали людям увидеть реально востановленную красоту!! Для справки,в Лондоне снесли целый квартал Ковент Гарден, что б сохранить и выстроить уникальный в мире театр...Но,боюсь ,вам этого не понять..
Прекрасно сохранившейся?????? Да вы там никогда и не были! Все было загажено,драные стены,сыпалось...Вы бы обратили свой взор на Юсуповский дворец в Семеновское,например...Где деревья растут через исторические стены..Жуть!нет!Вам нужен центр Москвы..Оно и понятно!!
Каким бы "загаженным" ни был объект культурного наследия, это не даёт никакого права сносить его значительную часть. И вообще сколько в Москве нужно оперных театров? Такого количества нет ни в Вене, ни в Милане. Вероятно у размножения опер, как и у перекладывания плитки - один источник.
Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
Марина исполняет арию Бертмана, 2011 год. Запредельное неуважение к собеседнику, "оскорбление ума". Ну выселили же ресторан, выселили шашлычную, дальше поставили бы охрану, сделали бы летнюю сцену, как у Розовского через переулок, а новую сцену построили бы на Арбатской площади, на участке обанкроченного, наконец, Тельмана Исмаилова. И ведь все в театре понимают, что мы правы
Разговор получается "в пользу бедных". Друзья, сходите в оперу, посмотрите на отреставрированное здание, и двор, превратившийся в зал, но сохранивший все свои архетиктурные элементы. Вы же вроде как за искусство? Или ключевое слово - "вроде"????
Фёдор Бартенев больше года назад   Изменить
А, "постигаю вас"... В смысловой команде Собянина, Хуснуллина, Кибовского и Бертмана замена: Марина требует, чтобы Архнадзор был ещё и Роспотребнадзором. Давайте, лучше Минфином - будут, наконец, возвращены к жизни палаты некого князя Пожарского на Б. Лубянке. А для любителей пристёгивать себя к громким именам можно будет арендовать квадратный метр, где, как говорят, на оперных представлениях сидел Наполеон - совсем рядом на Б. Никитской. Но подобные мульки уже встречались раньше. А вот, что новое - оказывается, из всего изнывающего от пустоты пространства, под названием "Российская Федерация", не чиновникам-застройщикам нужен именно исторический центр Москвы, а бездушный московский Архнадзор впился в него взглядом...
Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
"Вроде" - это в Геликоне Был двор - стала яма Было крыльцо - стала ложа Были ворота - стал портал сцены Было небо - стал потолок Пройдите по любой ссылке в тексте, посмотрите комментарии вам подобных за 2011 год и попробуйте написать что-нибудь новое
Смотрел церемонию открытия исторической сцены. По телевизору все казалось грандиозным и помпезным. Очень красивый получился зал, да и коллектив театра достоин полноценной сцены. Фасад по Калашному восстановлен отменными каменщиками. Сам видел, так как посещал посольство Эстонии, и наслаждался видами усадьбы. Я не берусь кого то судить, тем более осуждать. Но результатом реставрации остался доволен. Тот самый случай когда ветхое здание получило вторую, красивую жизнь. Конечно строительный ковш на фоне волнительной музыки выглядет ужасно, но ведь и любая сложная медецинским операция не Для слабонервных. Главное что результат устроил многих. Не уверен что в зале на октыркытии театра сидели люди безразличные к культуре, но ни от кого я не услышал по ТВ ни единого негативного слова. Ребята! Коллеги! Друзья! Не ищите грязи, там где её нет. Не обвиняйте людей сделавших хорошее дело для всех нас. В этом дворике, о котором вы пишите последние лет пятнадцать был почти притон. Даже на ваших снимках видна вся пошлость прошлых лет. Зонты дешевых кафешек и припаркованные машины. На этом месте теперь шикарный зал, а на сцене блистают мировые звезды. Хорошо что в этом месте театр. И помоему театр перспективный, талантливый. Не знаком лично с Бертманом, но кажется человек он справедливый, талантливый и именно его театр стал украшением этого уголка Москвы. Спасибо всем кто потратил своё время на прочтение моего сообщения. Простите, если кого то оно оскорбило. Я не со зла. Написал то, о чем думаю и то, что сам видел.
Архнадзор, спасибо вам, что вы есть. Очень рад, что хоть кому-то в нашем городе не безразличен его исторический облик. Я на самом деле даже не знал, что там, во дворике так красиво... было. Проходил через Большую Никитскую несколько раз, в основном по пути в Консерваторию. Спасибо, что рассказали. Лучше бы уродливые советские многоэтажки сносили в центре, чем такую прекрасную историческую застройку. Вот что нам действительно сейчас нужно. А на её месте можно было бы десятки такого рода опер построить.
Мы уже раз проходили историю, когда нам обещали великое будущее через разрушение "проклятого прошлого". По этому прецеденту, если внутрь любого объекта культурного наследия сначала впустить дешёвые кафешки и парковки, то потом его можно сносить без всякой жалости. Особенно, если новое строение будет связано с культурой. К чему тут оправдания, если даже власть признала частичный снос усадьбы, как "ошибку"? «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей» (М. Хуснуллин). Хотя это не ошибка, уничтожение объектов культурного наследия - это статья УК. Но то, что признаёт чиновник, не желает признавать "заслуженный деятель искусств".
Уважаемый,Рустам!Это в чем же заключается моё "запредельное неуважение"?В том,что имею другую точку зрения и не пою в вашем хоре?? Так вот,по поводу Вены..В Вене 4 только оперных театра на 8 миллионов жителей всей Австрии. .а ещё Клагенфурд,Зальцбург,Линц, Грац...не считая знаменитых фестивалей в Зальцбурге,Брегенце,Санта Маргаретене...И ни у кого не возникает вопроса,много ли?????? Хотя,я вижу вы оперу обходите стороной,раз возникает такой вопрос..А вы не подумали,что людям это нужно. Повторюсь,во всем мире есть такая практика..Целый квартал снесли ради театра Ковент Гарден..Старый исторический Метрополитен снесли и построили абсолютно новое современное здание в Нью Йорке..Хотя о чем я?Вы вероятно и не знаете,чего я здесь толкую . . Заметьте,Геликон отреставрирован..советую сходить и увидеть своими собственными глазами ту красоту и ИСТОРИЮ,которая служит людям..Потому что люди делают историю,а не стены...
Фёдор Бартенев больше года назад   Изменить
Если сократить количество вопросительных и восклицательных знаков, вижу, что комментаторы, условно поддерживающие содеянное (в основном Марина), уводят от сути изложенного в заявлении - нарушении закона, манипуляции с охранным статусом, сноса двух зданий усадьбы, надстройки главного здания - в сторону образов, обсуждения важности оперы, талантов худрука-подельника, коротких ссылок на отдельные примеры в других странах (без достаточных подробностей), стараются вставить слово "реставрация", здесь уже неуместное. Отсюда вывод: либо заявление ими не прочитано, либо это сознательная подмена понятий.
Ой,господа,жалко мне вас!Но,увы!! Проигрывать надо с достоинством.. Ухожу с вашей поляны и оставляю вас в вашей безысходной злобе. .. Счастья вам и радости в жизни!
Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
Это не игра
Ни ногой в этот вандалистский "Геликон"!
"Геликон" без Гиппокрены, сокрушающий древние стены, не получит ни муз, ни Пегаса - лишь падение медного таза.
Рустам, сейчас надо бороться за Дом Пашкова - это действительно наследие, ключевой архитектурный объект. Еще не поздно лечь на рельсы, организовать митинги. Предложите властям хотя бы перенести предполагаемую к возведению статую на другую сторону Боровицкой площади, к галерее Шилова или на сторону ул. Ленивка. Там как раз впадина и в ней скверик. А вы тратите энергию, чтобы махать руками после пожара на Геликон. Кстати, тут путают количество драматических театров с музыкальными. Геликон это всего 4-й по счету оперный театр Москвы. Что совсем немного.
Рустам Рахматуллин больше года назад   Изменить
Энергия этой истории осталась в 2011 году, и "руками махали" не после, а во время драки. Но объект сдан в этом году. Как и "Детский Мир", как и Соборная мечеть. Впереди Круговое депо. Напоминать предысторию подобных строек мы будем. Включать в хроники вандализма, в том числе в книги, - будем. Учить застройщиков, проектировщиков, "деятелей культуры", даже студентов извлекать уроки из этих примеров - будем. Забвения не будет.
На станциях метро Чистые Пруды и Медведково идёт глупая реконструкция. С трудом тяжким отрывают мраморные плиты облицовки, находящиеся в великолепном состоянии. Для чего вся эта дорогостоящая реставрация, меняющая привычный облик станций подземки? Ведь вместо дорогих и красивых природных материалов будут эрзац-материалы,дешёвые на самом деле,но фантастически дорогие по документам закупок. Это распил московского бюджета, а не забота о сохранении архитектурных памятников.
"Смотрел церемонию открытия исторической сцены. По телевизору все казалось грандиозным и помпезным". Дорвавшиеся до культуры - как они её понмают - неглубокие и неразвитые люди это печальная вещь вообще и это ОГРОМНАЯ БЕДА Москвы и других исторических городов и весей. "Тот самый случай когда ветхое здание получило вторую, красивую жизнь". Нет, оно ее не получало. "Главное что результат устроил многих. Не уверен что в зале на октыркытии театра сидели люди безразличные к культуре, но ни от кого я не услышал по ТВ ни единого негативного слова". Большинство понаехавших он более чем устроит, тут соглашусь. В зале сидели разные люди, некоторые просто не знали об истории здания, некоторые ...такие как вы. По ТВ вы не услышали негативного слова? Да вы на этот сайт имели наглось понабежать и здесь врать и придуриваться на голубом глаз! А представители архитектурного сообщества, кроме провластного Кузнецова и ему подобных, на ТВ будут минимальное время и не по федеральным каналам, чаще всего. "Коллеги! Друзья! Не ищите грязи, там где её нет. Не обвиняйте людей сделавших хорошее дело для всех нас". Больше, больше прочувственности и говорения "от всех нас"! Тьфу, противно.
И ведь писать ничего не надо, сами все напишут. "Но,увы!! Проигрывать надо с достоинством.. Ухожу с вашей поляны и оставляю вас в вашей безысходной злобе".
По поводу слов Рустама: Включать в хроники вандализма, в том числе в книги, - будем. Учить застройщиков, проектировщиков, "деятелей культуры", даже студентов извлекать уроки из этих примеров - будем. Забвения не будет. И одним из наглядных примеров будет - "красное крыльцо", превратившееся в ВИП-ложу - в качестве идиотического примера "реконструкции", идиотического именно в силу изменения его функционального назначения. Точно так же как и громадный короб, нависший над переулком углом, с прилепленным спереди кирпичным муляжом якобы фасада конца 19 века. А "крысы" и "плесень" оттуда просто ушли навсегда, потому что там создана атмосфера, непригодная для живых организмов. Только для баксоприемников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *