Ударники Теремстроя
Александр Можаев
Опубликовано Вести.ру
Хорошая новость общероссийского масштаба пришла к нам из мало кому ведомой чухломской деревни Асташово. Масштаб новости обусловлен тем, что здесь близится к завершению уникальный эксперимент по спасению Отечества в отдельно взятом буераке, среди дремучих лесов на окраине Костромской области. Частным образом, на собственные трудовые доходы, один энтузиаст из столицы оживил одно вымершее селенье – пять лет назад, когда все лишь затевалось, это казалось несбыточной мечтой.
Москвич Андрей Павличенков работает в финансовой компании, а свободное время посвящает неспокойному досугу — от восхождений на горные вершины Африки до лыжных бросков в самые глухие углы России. Десять лет назад он из любопытства взялся сыскать затерянный в лесах деревянный терем, о котором читал в своде памятников архитектуры Костромской губернии. Сыскал с трудом: дом, сто лет назад бывший украшением большой деревни, стоял, вросши в лес, так, что разглядеть его можно было только со ста метров. Исчезнувшая деревня называлась Асташово, она находилась в окрестностях города Чухломы, в районе, где вымерло больше 90% населенных пунктов, существовавших в середине ХХ века.
Тем не менее, эта глушь сохранила некоторое количество памятников, для России в принципе невероятных – небольших, но полновесных деревянных дворцов, построенных крестьянами. Дело в том, что в XIX веке на чухломских землях жили государевы крестьяне, то есть хозяином для них был не соседний помещик, а сам царь. Люди относительно вольные, с достатком и претензиями. В конце столетия многие стали ездить артелями на заработки в города, включая столицу. Возвращались господами, строили себе дома с парадными лестницами, изразцовыми печами, росписями и лепниной.
Терем в Асташово это именно терем — с башней, балконом, ажурными наличниками, петушками-гребешками, ожившая русская сказка. Строил его в первые годы ХХ века преуспевающий крестьянин Мартьян Сазонов, краснодеревщик, ставивший дачи под Петербургом. Дом для себя выстроил, переработав проект охотничьего домика Николая Второго, выполненный придворным архитектором Ропетом, то есть буквально как у царя.
Деревня вымерла, заросла лесом, а высокая башня терема накренилась и готова была рухнуть, раздавив собою еще крепкий сруб здания. Вот таким в 2005 обрел его турист Павличенков. Расчуствовался и решил попытаться хоть как-то продлить дни терема.
«У нас принято считать, что какое-то мифическое государство обязано спасать памятники. Люди идут мимо загибающегося дома и… проходят вместо того, чтобы дом хотя бы подпереть. У государства на памятники, подобные этому, денег нет и не будет, единственный выход – частным лицам браться за дело. Идея заинтересовать какого-то олигарха не имела продолжения, кому это надо в 550 км от Москвы. Мы привозили сюда нескольких людей с возможностями, все ходили кругом и говорили: ух какой дом, ну он точно обречен, тут же лес вокруг и дороги нету», — говорит Павличенков.
Пришлось браться самому. Андрей начал с походов в районную и областную администрацию. Неожиданно выяснилось, что описанный в книгах памятник не только не состоит на госохране, но даже не имеет официального адреса. То есть юридически его нет и это сильно упростило задачу – опираясь лишь на устную договоренность с чиновниками, Андрей и его друг Василий Киреев организовали серию субботников, в ходе которых вырубили деревья, подогнали кран, спилили и поставили на землю падавшую башню. Что делать после — никто не загадывал. Однако в 2011 году Андрей отважился взять на себя дальнейшую заботу о доме.
После заключения договора с известным реставратором-деревянщиком Александром Поповым было принято решение дом разобрать, переправить на базу Попова в город Кириллов и там перебрать ветхие венцы. Оставался вопрос — что будет с теремом после реставрации. Можно было перевезти его хоть в один из заповедников деревянного зодчества, хоть под Москву, но, как говорит Павличенков, «в Москву и так скоро свезут всю страну, а я очень хотел оставить терем на его земле».
Придумать дому новую функцию в такой глуши было не просто, но он сам подсказал решение. В ходе работ выяснилось, что в этом как бы царском, но на самом деле крестьянском жилище изначально не было вообще никаких удобств (что же мы, звери, чтобы и жить, и вот это вот самое под одной крышей?!). То есть приспосабливая дом под жилье пришлось бы его капитально перепланировать. В то же время нашлось старое фото, на котором виден флигель, соединенный с домом переходом. Значит, не поступаясь реставрационными принципами, возможно регенерировать пристройку, вынести в нее все новое, а терем оставить музеем самого терема. На это дело получен гранд фонда В.Потанина, по заброшенным деревням округи собирается коллекция артефактов, документов, разного рода «небанальных анекдотов», а также в Асташово перенесена часовня исчезнувшей деревни Головинское, найденная неподалеку в таких же зарослях. Терем возвращен из Кириллова и собран, починена дорога, выкопаны заново заросшие пруды. Все это, по словам Павличенкова, обошлось в сумму, близкую стоимости нового дома такой же площади на подмосковном участке.
Остается вопрос о том, кем будут посетители равноудаленного очага традиционной культуры. Но на самом деле, паломничество к дому началось до его реставрации – джиперы, геокешеры и прочая лихая публика нормально добиралась сюда и в отсутствие дороги. Сейчас поток зрителей растет на глазах. «Честно скажу, изо всех гостей, которых я здесь в последнее время принимал – никто не уехал назад без отвисшей челюсти», — сказал Андрей. Трудно передать словами, но Асташово производит волшебное впечатление дикой, загадочной, очень настоящей русской сказки и благодаря грамотной реставрации это чуство не ушло одновременно с благоустройством территории, как часто бывает в подобных случаях.
17 октября в Асташово было людно, был фейерверк и угощения – это называлось праздником снятия лесов. Теперь результат работы можно оценить в полный рост, хотя доделок осталось еще минимум на год.
Я позвонил в чащу, дабы узнать, каково настроение виновника торжества в эту прекрасную осеннюю пору. Андрей, прежде чем перейти к тостам, слегка проворчался. «Это то, что нужно сделать раз в жизни для совести и для опыта, но больше я в подобные дела влезать не стану. От твердости психики, конечно, многое зависит – я преклоняюсь перед реставратором Поповым, который уже восемь подобных проектов на себе вытянул, но если к этому относиться как я, то с ума сойти можно. На простую стройку хороших мастеров не найти, а сложные реставрационные работы вообще беда. От шабашников до профессионалов, кто-то работает хуже, кто-то лучше, но поголовно всем не хватает самостоятельности и стремления быть лучше, чем они уже есть. Ты можешь их строить, карабасить, но как только случается какая-то накладка – дело встает. Ну вот красят они, например, крышу и с самого начала догадываются, что краски не хватит, но думают: «Авось хватит», а потом я узнаю, что ее не хватило, когда работа уже встала и будет стоять неделю, пока я смогу туда отправить новую партию, и так совершенно во всем», — поясняет Павличенков.
А что же, никто и не говорил, что быть героем России – просто и бесхлопотно. Но раз мы убедились, что русский ренессанс своими руками в принципе бывает, то понадеемся, что отныне Терему предстоит долгое и полезное будущее. Граждане, берите, как говорится, пример со второго отряда!
4 комментария