Как встарь

12072551_932205363516337_8276099708284521469_n

Александр Можаев

Опубликовано vesti.ru.

Ты помнишь, как всё начиналось? Я ещё как помню, феерическая история знакомства с пьющей замоскворецкой боярыней хронологически и территориально совпала с гибелью «России» — как звучит! Я провожал её из Маросейских притонов на Пятницкую и каждый раз проходя Москворецким мостом мы видели как твердыня главной советской гостиницы таяла на глазах, это был 2006 год. И понимали: московский стройкомплекс способен создать более ужасные образцы архитектурного творчества. И мечтали: хоть рожью засадить этот несчастный пустырь, хоть соснами, хоть крапивой — только б не отдать застройщику на съеденье.

А потом, спустя целых лет шесть лет, премьер Путин внезапно предложил ничего в Зарядье не строить, а просто разбить парк. А потом снова прошли годы, боярыня, говорят, с той поры троих родить успела. И вот дожили мы до начала садово-парковых работ, но краеведческая тревога не даёт покоя – мы же знаем, как реализация порой отличается от конкурсных результатов и мы не знаем, что они назовут парком, может кусты на крыше небоскрёба. Итогового проекта никто не видел, а стройка гудит уже несколько месяцев. Так вот отрадная новость: уточнённая концепция, выполненная на основе позапрошлогоднего конкурсного эскиза, будет представлена на Московском Урбанистическом Форуме 16 октября сего года. Будущий парк общественности презентует мэр и вся проектная команда, включающая главного архитектора Сергея Кузнецова, Мосинжпроект, представителей международного консорциума, выигравшего конкурс – Чарльза Ренфро, Мэри Маргарет Джонс и Петра Кудрявцева. О том, чем результат будет отличаться от эскиза, коротко рассказал партнер Citymakers Петр Кудрявцев.

«Мы занялись этой темой ещё до объявления конкурса, со времени проекта «Друзья Зарядья». И мы всегда были за открытое обсуждение процесса – вели диалог с экспертами и горожанами. После конкурса более полутора лет ушло на подписание контракта, но мы не останавливали работу. Договор с нами был заключен 9 июня этого года, заказчиком является Правительство Москвы в лице Мосинжпроекта и МАХПИ имени академика Полянского. Проект готовился под руководством бюро из Нью-Йорка Diller Scofidio + Renfro и Hargreaves Associates, совместно с ещё десятком проектировщиков и консультантов из пяти стран, то есть состав консорциума остался почти неизменным.

Ведущиеся сейчас строительные работы относятся к цокольной части – разобран стилобат гостиницы и строится новый стилобат в близких габаритах, там будет относительно небольшой, на 400 машин, паркинг, а остальное – помещения, обслуживающие очень сложный в техническом плане парк и его наземные павильоны (новые функции не вписывались в помещения прежнего стилобата). Изменились некоторые вертикальные отметки, где-то стало чуть выше, где-то ниже – мы корректируем проект исходя из очень многих факторов, включая коммуникации и визуально-ландшафтный анализ.

Наша основная задача сейчас — открывать виды, проявлять и создавать новые видовые площадки. Это будет Парящий мост над набережной и пара искусственных холмов – один над будущей Филармонией, другой мы условно называем Новой Псковской горкой, с них будет открываться самый эффектный вид на парк, Кремль и реку.

Про сам парк: будет много интересного. Напугавшая многих история про проектируемое болото была связана с трудностями перевода: в концепции американских коллег это звучало как wetlands, то есть пойма или заливные луга. Водоём в парке будет, но довольно условный, около метра глубиной, что опять же связано с ограничениями, расположением коммуникаций и т. д. Мечта выпустить сюда воды Неглинки, протекающие совсем рядом в подземном коллекторе /в 1970-е коллектор реки перенаправлен из под Александровского сада к Москворецкому мосту — А.М./, оказались несбыточными из-за слишком глубокого его залегания.

Сейчас мы прорабатываем связи парка с прилегающими территориями. Выходы к Варварке хочется совместить с трассами утраченных древних переулков – проявить структуру прежнего Зарядья удается только таким образом. Объекты, прилегающие к парку с востока и юга (гостиницу, филармонию и нижнюю набережную) делает ТПО «Резерв», с которыми мы находимся в постоянном диалоге. Вместе мы должны проработать подземный переход под верхней, проезжей набережной – так, чтобы не повредить основание Китайгородской стены. Вроде бы получается посадить туннель в место, разрушенное советским коллектором.

Мы готовы внести изменения в проект в случае, если археологи найдут архитектурные объекты, достойные музеефикации, но пока что их улов богат преимущественно в предметном плане и мы обсуждаем лишь вопрос музеефикации фрагмента крепостной стены. В общем, работа очень интересная, и нашему консорциуму хочется как можно быстрее приступить к её следующему этапу».

Это конец цитаты, дающей повод для оптимизма. Но есть и кое-что иное, о чём премьер-министр три года назад, вероятно, вообще не думал. Путин в тот день вообще был лаконичен, просто высказал предложение: «Может быть, здесь нам создать парковую зону?» А присутствовавший при этом мэр Собянин «все же предложил устроить там концертный зал». А уже после подтянулась гостиница, поскольку встал вопрос, кто же оплатит скандальчик, и теперь за счет продажи владения 14 инвестору предполагается окупить создание парка. Ценой сделки стал последний сохранившийся квартал старого Зарядья.

Varvarskaya ploschad_03

От советской чистки, как известно, здесь уцелели несколько музеефицированных храмов и палат, а от жилой застройки – лишь эта пара предреволюционных домов на углу Варварки, официально входящих в охранную зону Кремля (у одного очень качественный модерновый фасад с чугунным декором, другой покалечен в советские годы, но сохраняет выразительную отделку внутреннего двора). Позволю себе селфи-цитату, это я писал два года назад, когда Москве была объявлена «новая градостроительная политика», осуждающая творческие методы лужковского стройкомплекса:

«Интересный парадокс: если бы пустырь на месте гостиницы «Россия» почему-либо существовал в начале 1990-х, то в рамках тогдашней покаянной логики Зарядье теоретически могло бы стать предметом воссоздания – может быть, весьма схематичного, стилизированного. Недаром тема воссоздания Китайгородской стены вдоль набережной неоднократно обсуждалась ещё до сноса гостиницы. Но в то же время, если бы подлинная историческая среда зарядских переулков дожила до 1990-х, значительная её часть наверняка была бы уничтожена как не представляющий интереса хлам – точно такая же колоритная средовая застройка XIX века кварталами шла в те годы под ковш в верхней части Китай-города. Пафос политических жестов всегда оказывается важнее истинной заботы о сохранении наследия».

бальтерманц

И вот теперь мы рискуем потерять последний остаток зарядских переулков, доживший до середины 2010-х. Общая площадь новостроек в восточной части квартала норовит приблизиться к площади снесенной «России». Первый вариант проекта гостиницы был откровенно изуверским, с полным сносом квартала (его исполнило бюро UNK project). Потом ТПО «Резерв» выполнило более, как теперь говорят, вежливый вариант – с сохранением (воспроизведением?) старых фасадов по Варварке, и даже с воссозданием утраченного декора правого корпуса. Но при этом появляется надстройка, остекленный фасад над Китайгородской стеною, масштабное новое крыло с запада. Это будет исключительно резкое вторжение в образ площади Варварских ворот и самой Варварки, сформированных только дореволюционными зданиями.

Церковь Георгия вновь станет матрёшкой на фоне модернистского фасада, и архитектурные журналы будут писать, как в добрые 60-е: «Непосредственное взаимодействие громадного объема новой постройки с историческими памятниками улицы Разина дало довольно интересные результаты». Прощаясь с гостиницей «Россия», мы очень надеялись не возвращаться вновь к этой теме, а поди ж ты. Сколько лет прошло, сколько граблей истоптано, Марти Макфлай через неделю прибудет в 2015 год на сверкающей ДеЛориан, а здесь всё по-прежнему: привет, девяностые, привет, шестидесятые.

12106889_932204950183045_8056785474640134408_n

Проект новой гостиницы также обещают представить на Урбанистическом форуме в Манеже. Вероятно, в центре внимания будет красивая картинка со стеклянным парковым фасадом, садами и фонтанами. Подозреваю, что эта врисовка с новым силуэтом Варварки останется за скобками.

2 комментария

11 мая 2011 г. 13:45 "Сегодня Сергей Собянин приостановил выдачу разрешений на возведение зданий в исторической части Москвы. Градоначальник также поручил проверить законность всех ранее выданных документов, а стройки, которые по ним уже ведутся с сегодняшнего дня - заморожены". Не давши слова, крепись, давши слово держись. Этический принцип. Велика Россия, а гостинницу приткнуть некуда. В 20-е – "безумные годы" набежали архитекторы-новаторы строить небоскрёбы. И всё в Кремле, всё в Кремле... в Историю им не терпелось. Ну кому эта "гостиница" эдесь нужна кроме дивелопера, может кто сказать? Ведь сноситьпридётся...
Москва превращается в посмешище-безумный шизофренический конгломерат идиотских проектов,цель которых-распил,неслыханный по масштабам. МММосква-палата#6.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *