9 октября «Архнадзор» при поддержке Мосгорнаследия и ООО «Карс» организовал пресс-тур в палаты князя Пожарского (иначе – дом графа Ростопчина) на Большой Лубянке. Журналисты смогли осмотреть палаты не только снаружи, но и внутри, увидеть процесс разрушения богатых интерьеров XIX века. Многие десятилетия эти интерьеры были недоступны.
Утром выпал первый снег, напомнив, что через месяц памятник вступит в двадцатую зиму своего запустения. Между тем по архитектурной и мемориальной ценности палаты Пожарского занимают, пожалуй, верхнюю строку в списке пустующих памятников Москвы.
В основе здания – объем палат первой половины XVII века, принадлежавших спасителю Отечества Дмитрию Михайловичу Пожарскому. На баррикаде перед этим домом князь противостоял польско-литовским отрядам. В петровское время палаты были расширены, надстроены и получили уникальный белокаменный декор в «нарышкинском» стиле, сохранившийся до нашего времени.
В 1812 году усадьба принадлежала военному губернатору Москвы графу Федору Васильевичу Ростопчину, который распорядился отсюда о сожжении столицы. У Ростопчина в начале войны жил Карамзин, сюда же привезли с Бородинского поля раненого Багратиона. Во дворе перед домом произошел самосуд над «наполеоновским прокламатором» Верещагиным. Благодаря Толстому, описавшему эту сцену в романе «Война и мир», дом стал частью образа Москвы в мировой литературе. Позднее усадьбой владел герой Отечественной войны генерал Орлов-Денисов, с фамилией которого памятник фигурирует в реестре объектов культурного наследия.
Запустение длится со времени, когда палаты были изъяты из ведения ФСБ и приватизированы. После банкротства первого собственника здание дважды перепродано. Однако реставрационные работы так и не начались.
Еще в 2009 году федеральные ведомства обратились в суд с иском об изъятии памятника в государственную собственность. Градозащитники поддержали это обращение, поскольку давно настаивали на нем. Через несколько лет решение было принято [7] и вступило в силу, однако до сих пор не исполнено: государство так и не выплатило прежнему собственнику – ООО «Карс» – сумму выкупа.
Сложилась парадоксальная ситуация: теперь сам прежний собственник выступает в судах с иском к Росимуществу об исполнении решения суда.
Дело за «малым» – внести сумму выкупа отдельной строкой в федеральный бюджет. Напомним, что бюджет 2016 года формируется сейчас. Это было бы лучшим подарком всем нам ко Дню народного единства 4 ноября – государственному празднику, героем которого является князь Пожарский.
Спикерами пресс-тура выступили завотделом Мосгорнаследия Михаил Голубев, представители ООО «Карс» Михаил Крунов и Андрей Жмаков, координаторы «Архнадзора» Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов.
То есть люди, чьи позиции в судах или по поводу судов были подчас противоположными. Сегодня позиции совпадают в главном: федеральные власти должны завершить брошенный на полпути процесс возвращения памятника в госсобственность.
А вот представители Росимущества на приглашение посетить пресс-тур не ответили.
Приватизация палат Пожарского произошла по прецеденту, раньше, чем само понятие «приватизация» появилось в законодательстве о наследии. Сейчас палаты проходят через опыт деприватизации – и снова по прецеденту. Видно, что предусмотренное законом изъятие с выкупом – вовсе не простое дело. Государственное, можно сказать, дело. Жаль, что для этих экспериментов не был выбран менее выдающийся объект.
[15]
[16]
Сюжет Юлии Гребенниковой:
Фото: Денис Сергеев, Николай Аввакумов.
Юридическая справка:
В 2009 г. государство в лице уполномоченного органа охраны (тогда — Росохранкультура) при поддержке Департамента культурного наследи города Москвы инициировало иск об изъятии федерального памятника у собственника ООО «Карс» в связи с его ненадлежащим содержанием.
Иск был удовлетворен [17], вышестоящие судебные инстанции оставили решение Арбитражного суда г. Москвы в силе и, таким образом, оно вступило в законную силу в сентябре 2011 г. (Постановление [18]. Карточка дела [19]).
По закону, изъятие носит возмездный характер, то есть государство должно выплатить нерадивому собственнику компенсацию за имущество, которое оно у него забирает.
Однако в ходе судебного процесса стоимость выкупа не была рассчитана и зафиксирована судом, что сделало решение об изъятии неисполнимым. Причем не только принудительно неисполнимым, но даже добровольно, если покупатель не согласен платить по рыночным расчетам независимой оценки.
Теперь уже ООО «Карс», с одной стороны, озабоченное состоянием дома, с другой, полностью ограниченное в полномочиях и возможности вкладывать средства в его реставрацию, в июне 2012 г. идет в суд с требованием заключить с ним договор купли-продажи.
После долгого согласования стоимости, различных обжалований и прочих судебных мытарств суд наконец обязывает Росимущество подписать договор и выкупить здание.
Решение принято в ноябре 2013 года, вступило в силу в феврале 2014 (Решение Арбитражного суда [20] г.Москвы).
Однако и это, второе, решение не сдвинуло ситуацию с мертвой точки, оно не исполняется государством так же, как и первое: Росимущество отказывается заключать договор купли-продажи памятника, ссылаясь на отсутствие бюджетных средств.
В поисках выхода из ситуации ведомство предложило выставить здание на публичные торги и вернулось с этим в судебный процесс, мотивируя просьбу отсутствием «возможности исполнить решение и требование суда».
Но теперь уже не согласился суд [21]… (Карточка дела [22]).
Подробный фоторассказ о доме от Вадима Разумова [23] (продожение [24]) и Николая Аввакумова [25].
12 Comments To "Посмотрите на палаты Пожарского!"
#1 Comment By serge On Суббота, Октябрь 10, 2015 @ 13:12
Потрясающие интерьеры!
#2 Comment By Наталья On Воскресенье, Октябрь 11, 2015 @ 10:20
Какой позор! До чего довели памятник истории и культуры! Я была в этом здании в советское время, когда там размещался музей КГБ и тогда там было все в порядке!
#3 Comment By Кузя On Понедельник, Октябрь 12, 2015 @ 23:32
Там архив московского управления КГБ размещался
#4 Comment By михаелс On Четверг, Октябрь 15, 2015 @ 20:06
Убили здание а еще хотят Войковскую переименовать как будто бабло некуда девать.
#5 Comment By Римма On Среда, Ноябрь 4, 2015 @ 21:50
Попыталась в праздничный день 4 ноября 2015 года посмотреть Палаты Пожарского, ужас, что из этой акции устроил Архнадзор, междусобойчик, просто позорище. Началось с того, что рассылки на запись в Палаты не прислали, Приглашение на лекцию или отстоять какой-то дом, это приглашают, пожалуйста, приходите. А здесь собрались одни активисты с бейджиками Архнадзора, всех других гнали просто в шею, давно такого унижения не видела. Пусть теперь эти активисты ходят на свои мероприятия сами, флаг им в руки, только при таком хамском отношении к людям , под своим флагом скоро у них никого не останется….
#6 Comment By Юлия Мезенцева On Четверг, Ноябрь 5, 2015 @ 10:48
Уважаемая Римма!
Эта акция являлась выездным занятием «Школы наследия», рассылка прошла именно по студентам школы. Скажите, пожалуйста, вы являетесь студентом школы? Все студенты на рассылку Школы подписаны и оставляли свои данные на первом занятии (на последующих это тоже возможно). Не всем удалось попасть, потому что группы были ограничены по численности, но большинство приняли этот факт с пониманием.
Особенно неприятен, очень надеюсь, что вы это написали сгоряча и не подумав, ваш выпад и прямая спекуляция неучастием в градозащитных акциях. Неужели ваш мотив участия ограничивался возможностью разнообразить свой досуг? Неприятно думать, что вы расцениваете участие как своеобразный торг и обмен на интересные мероприятия…
#7 Comment By admin On Четверг, Ноябрь 5, 2015 @ 10:52
Мадам, анонсы этого мероприятия были всем доступны в соцсетях и на сайте Школы наследия.
Если вы не следите за этими ресурсами, а тем более не соблюдаете правил записи на мероприятия, вряд ли вы имеете право предъявлять претензии организаторам.
#8 Comment By Птица On Четверг, Ноябрь 5, 2015 @ 11:16
Римма, во-первых, как верно уже заметила Юля, состоявшееся вчера посещение памятника было выездным занятием Школы Наследия, на ресурсах и по рассылке которой и проводилось оповещение слушателей ШН.
А во-вторых, подобное вашему исключительно иждивенческое отношение к градозащитному движению (например, к участию в работе Архнадзора) и привело, в частности, к такому печальному состоянию ОКН Москвы. Многие, увы, подобно вам, желают только получать от АН разнообразную «культурную программу» и желательно бесплатно (чьими силами и за чей счет всё это организуется вам, как правило, не интересно). А вот «отстоять какой-то дом» — этим пусть другие занимаются.
Безотносительно к палатам Пожарского, по которым вам уже даны исчерпывающие пояснения, некоторые (впрочем, весьма редкие) мероприятия АН действительно проводятся для активистов, двукратно с возмущением упомянутых в вашем комментарии. Так вот это, я полагаю, правильно, хотя и сама не всегда могу попасть куда-то. Просто, кто работает по защите памятников, тратит на это своё свободное время, а часто и личные деньги, тот и должен поощряться «культурной программой». А если вдруг кому-то халявы не досталось, так это не «хамское отношение к людям», а разумное распределение благ. А вот комментарий ваш, да и поведение во дворе Пожарских, действительно хамские. Если под флагом АН не останется персон, подобных вам, движение, пожалуй, только выиграет. Всего вам доброго под иными флагами. Надеюсь больше не встретиться.
#9 Comment By brusnik On Пятница, Ноябрь 6, 2015 @ 21:24
Римма, сделайте милость — не приходите больше на мероприятия «Архнадзора». Спасибо.
#10 Comment By Пётр On Четверг, Июль 25, 2019 @ 14:18
ПОДСКАЖИТЕ А КТО РЕСТАВРИРУЕТ ?????????
#11 Comment By Варя On Четверг, Ноябрь 5, 2020 @ 8:36
есть какие-то новости о палатах?
#12 Comment By admin On Четверг, Ноябрь 5, 2020 @ 11:03
см. актуальную информацию в Красной книге
[26]