Последний дом Зарядья
Петр Мирошник
В Зарядье, древнейшем московском районе археологи обнаружили первую московскую улицу.
Деревянные мостовые «Великой улицы» показались в раскопе в юго-западном углу огромной стройплощадки на месте снесенной гостиницы «Россия». А в противоположном ее углу – северо-восточном – рабочие ударными темпами сооружают силовые леса вокруг последнего дома этого уникального района.
Дом 14 по Варварке ждет «реконструкция», арендаторы выселены, а строители на все вопросы уверенно отвечают: «Будем сносить».
Старое Зарядье уничтожалось многократно. Сносы начались в 1930-е. За 80 лет по району пронеслось несколько циклов разрушения и созидания, каждый навсегда забирал с собой часть прошлого. Новое, возникавшее на его месте, традиционно имело недолгий век. Последний (или, правильней сказать, «нынешний») цикл никак не перейдет в созидательную фазу. От здания гостиницы «Россия» все еще остается несколько фрагментов сверхпрочного бетона, да и дом 14 пока стоит.
Уничтожение старого Зарядья происходит и ниже уровня земной поверхности. Этот район, возможно, древнее самого Кремля. И древность эта, сосредоточенная в многометровом культурном слое, уничтожалась весь XX век параллельно с Зарядьем наземным.
Первую волну сносов ради строительства здания Наркомтяжпрома прервала война. В начале 1950-х здесь началось строительство восьмой, самой большой московской высотки для Министерства госбезопасности, остановившееся после расстрела заказчика строительства – Лаврентия Берии. Еще через 10 лет строительство гостиницы «Россия» заставило покинуть район последних местных жителей.
Каждый новый градостроительный этап гнал впереди себя волну разрушений. Наше знание о Зарядье прошлого состоит в основном из «последних фотографий», сделанных непосредственно перед приездом тяжелой техники. Каждый раз впереди бульдозера шли археологи и реставраторы, поспешно фиксируя образ старого города, уничтожаемого ради нового.
Парк в Зарядье обещают открыть в 2017-м. Возможно, это будет первый день новой истории Зарядья, потому что ничего старого здесь к этому моменту может не остаться.
На очереди последние здания района, не вписавшиеся в новую концепцию. Объединенные общим адресом «дом 14 по Варварке», здания, безусловно, представляют архитектурную и историческую ценность. Подтверждают эту ценность в первую очередь проекты нового строительства, появляющиеся в сети. Почти все они обещают сохранить фасады по Варварке – в лучших традициях эпохи Лужкова, когда подобные выпотрошенные чучела домов назывались чуть ли не реставрацией. Это называется «мы же сохраняем архитектурный облик улицы».
Сразу вспоминается, как летом 2014 на Первой Тверской-Ямской был снесен фасад доходного дома Прошиных – прекрасный образец архитектуры модерна. Снос до фасада был проведен под шапкой реконструкции, на «сносной» комиссии было принято специальное уточнение о сохранении особо ценного фасада. И все же фасада не стало.
Ценность готовящихся к сносу зданий была вынесена за скобки в тот момент, когда в одном из кабинетов было решено, что самая подходящая для них судьба – стать разменной фигурой. За счет продажи владения 14 инвестору предполагалось окупить создание парка в Зарядье. «Маленькая жертва ради большого хорошего дела».
К сожалению, в результате реализации этого плана жертвы могут стать многочисленными.
Первая жертва – редкий для города образец модерна европейской стилистики с чугунными декоративными элементами. Выстроенный Н.И. Жериховым доходный дом купца первой гильдии Зелика Персица, один из первых по-настоящему многоэтажных домов Зарядья, «шагнувший» в 1909-м через стену Китай-города из растущей вверх Москвы.
Вторая – перестроенный в 1930-е, надстроенный двумя этажами и обезличенный дом совсем нетривиальной внешности. Построенный в 1898-м А.В. Ивановым для страхового общества «Якорь» дом был богато декорирован. В классический декор фасадов вставлены многочисленные лепные якоря — символ безопасной гавани и страхового общества.
Парадная архитектура с куполами, проездной аркой и богатой лепниной, оформлявшая переход от застройки за стеной Китай-города – уже многоэтажной и разностилевой – к древней Варварке и дальше к Кремлю.
По адресу Варварка, 14 есть еще и третий дом – о нем мало кто знает. В 1930-е здания объединили для нужд Наркомата внешней торговли, с тех пор внутренний двор перестал быть частью городского пространства, хотя через арку можно видеть еще один парадный фасад. Это конторы и склад общества «Проводник». Сто лет назад «Prowodnik» был мировым лидером в производстве автомобильных шин и других изделий из каучука.
Сейчас Варварка – заповедник средневековой архитектуры, но в начале XX века образ древнего города за крепостной стеной был намного насыщенней. Этот образ заставлял архитекторов строить новые здания с оглядкой на окружение, на Кремль, на многочисленные церкви и древние палаты.
Одной из самых важных утрат московского центра можно назвать изменение линии горизонта. Когда-то неба было намного больше. К началу XX века силуэт города формировался десятками шатров, шпилей, колоколен.
Огромные монолитные громады советских учреждений закрыли небо над Китай-городом. Им же под стать был перестроен дом страхового общества «Якорь». Внутриквартальные корпуса приросли одним этажом, а здание по Варварке лишилось лица, получив новый гладкий фасад вдвое выше изначального, и превратилось в известный всем серый параллелепипед.
Напротив, на другой стороне, стоят так же надстроенные в советское время здания, изначально украшенные сложными многоверхими крышами. Дом 9 по Варварке выстроен по заказу Тверской мануфактуры тем же архитектором А.В. Ивановым в те же годы, что и дом страхового общества «Якорь».
Запрет на новое строительство, сокращение советских надстроек и возвращение к образу Зарядья и Китай-города, сложившемуся к началу XX века – решение, естественно следующее за идеей парка. Гостиничные комплексы можно разместить в пустующих зданиях, их в Китай-городе достаточно.
Так бы поступили во многих европейских столицах. Но мировой тренд на приспособление исторического города к туристической индустрии вступает в Москве в противоречие с местной спецификой индустриализации. У нас основная индустрия это строительство. «Московская недвижимость всегда в цене».
Эта нехитрая мысль продолжает занимать первое место в головах бизнесменов и чиновников. В результате к дополнительным этажам 20-30-х годов, выросшим на доходных домах московского центра, и модернистским громадам 70-х, закрывающим небо, добавляются стеклянные кубы, по масштабу подходящие Манхэттену, а не Кремлю.
В увеличении объемов строительства в перегруженном центре заинтересован, к сожалению, не только инвестор. Городские власти считают новые квадратные метры универсальным показателем собственной эффективности. Инвестор не хочет строить в «Новой Москве». В результате сотни зданий в центре города проводят годы в тягостном ожидании приговора на снос. Будущая выгода оправдывает ожидание. Десять лет простояло за забором Зарядье, теперь мы видим, ради чего.
Объемы нового строительства уже вплотную приближаются к объемам снесенной гостиницы «Россия», а стоимость, удвоившись в третий раз, достигла 27 миллиардов рублей. Такова практика. Но есть еще и теоретическая сторона вопроса.
«В северо-восточном углу квартала у Китайгородской стены расположен исторический комплекс доходных домов (ул. Варварка, д. 14, стр. 1, стр. 2). Они были построены на рубеже 19-20 вв. архитекторами А.В. Ивановым и Н.И. Жериховым. Согласно сведениям историко-культурного опорного плана Мосгорнаследия, эти здания относятся к исторически ценным градоформирующим объектам», – сообщает нам техническое задание на проектирование будущей гостиницы.
До сегодняшнего дня в Москве спокойно сносили «ценные градоформирующие», орган охраны памятников отказывался их защищать. Наоборот, если в результате проведения государственной историко-культурной экспертизы потенциальный памятник статуса памятника не получал, а становился «ценным градоформирующим», это было верным признаком приближающихся строительных работ.
Владению 14 по Варварке посчастливилось оказаться еще и в охранной зоне Кремля.
Действующее постановление правительства Москвы об утверждении зон охраны ансамбля Московского Кремля «предусматривает реставрацию и консервацию памятников истории и культуры, сохранение и восстановление традиционных характеристик ценной градостроительной среды с допустимым использованием методов компенсационного строительства».
До сих пор судьба зданий, не дотянувших до статуса памятника, но находящихся в охранных зонах и признанных ценными решалась индивидуально и достаточно вольно. Если собственник или инвестор желал снести «ценный градоформирующий объект (ЦГФО)» и выстроить на его месте что-то, на его взгляд, не менее ценное и, в силу своих размеров, еще более градоформирующее, противопоставить ему было нечего. Во всяком случае, так считала городская власть – случаев отзыва градостроительной документации или штрафа за снос ЦГФО не было.
Но 25-го сентября вступило в силу постановление федерального правительства, утверждающее положение о зонах охраны объектов культурного наследия. В положении сказано, что в зонах охраны предписывается сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов.
Это означает, что реконструировать здания можно, но в результате такой реконструкции здание должно остаться на месте и выглядеть так же, как раньше. Можно выбирать, реконструировать облик здания на вчерашний день или реконструировать его таким, каким оно было сто лет назад.
Конечно, в Москве сносят даже федеральные памятники, не то что ЦГФО. Другое дело, что городские власти должны как-то этому противостоять. А это значит не только соблюдать букву закона и требовать в случае сноса восстановления всех планировочных, типологических и масштабных характеристик снесенного, но и сделать все необходимое, чтобы инвестору не могло прийти в голову преступать закон.
И это единственный продуктивный путь преобразования не только для владения 14 по Варварке, но и для любого исторического города.
Альтернативой ему остается только бесконечное повторение сносов и строительство нового, которое следующее поколение так же безжалостно снесет.
Фотографии автора, Николая Авакумова, Виталия Царина, pastvu.com
6 комментариев