Плитка на Мясницкой, или Сюрпризы благоустройства
Анастасия Соловьева
Реконструкция на Мясницкой улице обнажила не только замечательные световые фонари и старую вывеску: увидела свет еще одна крохотная часть Москвы начала XX века. Это мозаика из метлахской плитки перед центральным подъездом дома № 18.
Доходный дом Мишина с фасадом, обильно украшенным лепниной, появился здесь в 1903 году. Архитектором этого великолепия был И.Т. Барютин. Первоначально у дома было три входа, но проемы двух боковых подъездов были сильно изменены еще до 1930-х годов. А вот центральное парадное, как и подходы к нему, остались в прежней конфигурации.
Именно там, на тротуаре перед подъездом, и было найдено панно из плитки. Располагаясь в перспективном портале размером 120х90 см, оно относится ко времени постройки дома, т.е. к 1902–1903 годам.
Композиция мозаики составлена из узкого бордюра с уголками, широкого бордюра без уголков, восьмигранных деталей и маленьких квадратиков, заполняющих пространство между ними. Вся плитка была с рельефной поверхностью, сейчас почти стершейся. Максимальная длина отдельной плитки – 16 см, минимальная – 6,5 см. На оборотной стороне восьмигранной детали в центре есть клеймо: квадрат с литерой «R».
Панно из плитки замыкает гранитная плита.
Для Москвы, а еще более для Санкт-Петербурга начала XX века декорирование предподъездной территории доходного дома плиткой – весьма распространенное явление. Этот небольшой участок относится непосредственно к дому, являясь частной территорией, а сам тротуар – зоной общественной. Часто они не стыкуются, друг от друга их отделяет широкая гранитная плита. В Петербурге сохранность таких элементов оформления значительно лучше, чем в Москве.
Панно на Мясницкой выполнено из метлахской плитки. При ее изготовлении используются различные тугоплавкие глины, которые проходят обжиг при очень высоких температурах. В современном мире ее можно сравнить с керамогранитом. При обжиге различные глины впекаются друг в друга на большую глубину, образуя практически вечный сплав, цветной рисунок также не меняется от времени. Плитка может быть монохромной или с имитацией мозаики, как в нашем случае.
Панно, найденное возле дома № 18, отличает своеобразный рисунок. Основным декоративным элементом всей мозаики, находящимся на восьмигранной детали, является композиция из стилизованных листьев водяной лилии. Мотив этого крупного листа, прекрасно отработанный импрессионистами, был органично воспринят художниками модерна. Именно этот стиль определяет облик дома Мишина на Мясницкой. Узкий бордюр, повторяющийся в композиции мозаики четырежды, совсем прост. Другой, более широкий бордюр, наоборот, весьма сложен – это крупная ветка с многочисленными листьями, объединенная меандром. Более упрощенный вариант меандра присутствует и на восьмигранных плитках, он идет по периметру в виде зубчиков. Цветовая гамма мозаики составлена из четырех цветов, выдержанных в близких, от приглушенного белого до охристо-серого, тонах.
Подобный рисунок нетипичен для метлахской плитки начала XX века, но аналоги ему есть. Точно такая плитка, с тем же рисунком находится в доме Носова на Электрозаводской улице (д. 12), признанном шедевре модерна архитектора Л.Н. Кекушева. Год постройки, как и на Мясницкой улице, 1903. В доме Носова мозаика присутствует внутри, в тамбуре главного входа и в небольшой комнате-прихожей бокового входа.
Дальнейшие поиски аналогов неожиданно привели в Прагу. По адресу Pařížská 1075/5, Staré Město, 110 00 Praha 1 стоит дом постройки 1902 года архитектора Matěj Blecha. На фасаде дома в центре есть примечательная надпись, в переводе с чешского языка звучащая так: «Зная старое, осилишь новое». Под надписью парадный подъезд, внутри которого две большие площадки пола украшены мозаичными панно со знакомым восьмигранным элементом и рельефной поверхностью. Бордюры здесь имеют другой рисунок. Примечательно, что как раз за год до постройки дома улица, которая сейчас называется Парижской, стала носить имя нашего последнего царя Николая II – Микулашска.
Благодаря этой находке и обнаруженной на Мясницкой улице плитке с клеймом в виде латинской буквы «R» стало возможным предположить, что вся эта плитка была произведена в Чехии. В настоящее время крупные производители керамической плитки XIX – начала XX веков хорошо известны, а их клейма изучены. Но клеймо, в точности соответствующее тому, что на плитке с Мясницкой улицы, в каталогах не встречается. Единственной фирмой, которая могла бы иметь отношение к этой букве, является RAKO, старейшее производство в чешской области Раковник. Свою историю они ведут с 1882 года, когда на месте бывших угольных шахт возник завод керамической плитки. С 1898 года его владельцами стали Касаловский и Эмиль Зомершу. Последний был сыном известного чешского керамиста, специалиста по изразцовым печам. Полученные от отца знания, обширные знакомства в художественном мире и собственный талант позволили Зомершу обогатить ассортимент завода и поднять его до уровня международных выставок, где их продукция не раз получала призы и награды.
В 1907 году завод RAKO купил князь Ян II Лихтенштейнский. Он уже владел подобным заводом и, устроив слияние, оставил генеральным директором Эмиля Зомершу. Именно с этого времени марка RAKO завоевала популярность в мире. Их изделия 1910–1930-х годов украшают термальные бани Будапешта, купальни в Вене, здание университета в Софии, дома в Праге, Москве и т.д. Но до 1907 года плитка завода RAKO в Москве практически не встречалась.
Как утверждают специалисты, на протяжении всей истории RAKO их клеймо никогда не состояло из одной буквы «R». Архивов начала XX века, где сохранились адреса заказчиков, на фирме не осталось. Но в их каталоге 1902 года, который фирма RAKO любезно предоставила в пользование, нашлись все образцы искомой плитки: и основного восьмигранного элемента, и пражского с московских бордюров.
Это дает полное основание считать, что метлахская плитка из дома Носова и дома Мишина на Мясницкой была произведена в 1902 году на заводе RAKO в Чехии, тогда находившейся в составе Австро-Венгрии.
Одинаковая конфигурация московской мозаики, один и тот же год постройки домов Мишина и Носова позволяют предположить, что заказ на плитку был один, и это был заказ Кекушева, учитывая большую площадь, которую плитка занимает в его доме. А Барютину достались остатки, которые он и использовал на улице перед подъездом.
Такая обыденная вещь, как, например, часть тротуара под ногами, решенная настоящим мастером штучным, индивидуальным порядком, и создавала очаровательное своеобразие, отличавшее нашу Москву во все предыдущие времена.
Мозаика, сделанная в самом начале XX века, скрылась под асфальтом уже при советской власти, в 1930-х годах. Возможно, именно момент ее погребения мы наблюдаем на известной фотографии «Замостить в течение 10 лет 10 млн. кв. метров». Явившись Москве на несколько дней, плитка 1902 года исчезла под безликим слоем нового времени уже навсегда.
8 комментариев