Вилла Беллик продвигается к реестру
Опубликовано на сайте «Хранители наследия«
Рабочая группа Комиссии при Правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны согласилась с включением виллы К.А. Беллик (Ленинградский проспект, д. 20, арх. Д.П. Сухов, 1917 г.) в единый государственный реестр объектов культурного наследия РФ (протокол от 5 июня 2015 г.) Теперь это решение должно быть утверждено самой Комиссией, а затем соответствующее постановление должен подписать мэр Москвы Сергей Собянин.
Инициатива по постановке дома на охрану исходила от активистов «Архнадзора». Заключение государственной историко-культурной экспертизы было написано одним из ведущих экспертов Москвы А.Л. Баталовым. В феврале 2013 года акт ГИКЭ был передан в Мосгонаследие, которое с ним согласилось.
Итак, инициатива снизу получила поддержку в профильных госорганах, хоть и пару лет спустя. Такому развитию событий можно только искренне порадоваться, если бы не одно «но». Не очень понятно, что же теперь будет охранять государство, так как к моменту судьбоносного заседания романтичный неоклассический особняк стал стерильной офисной коробкой. И совершалось это превращение – и до, и во время того, как экспертиза блуждала в недрах Мосгорнаследия.
В ноябре 2012 года активисты «Архнадзора» заметили, что особняк с роскошными интерьерами, в котором много лет находился Болгарский культурный центр, активно перестраивают. Выяснилось, что домом распоряжается Болгария, по бумагам он не является памятником архитектуры, хоть и известен специалистам как одна из немногих сохранившихся построек Д.П. Сухова – архитектора. Вот что пишут о доме Лариса Вульфина и Татьяна Дудина — авторы недавно изданной книги «Москва как место проживания. Дмитрий Петрович Сухов — архитектор, реставратор, художник«: «В 1910-х годах, когда возводился дом Беллик, господствовал неоклассицизм, и творение Сухова стало замечательным образцом этого стиля, тем паче что именно особняк был излюбленным жанром неоклассической архитектуры, а московский ампирный особняк — в особенности».
Переговоры «Архнадзора» с Болгарским посольством к успеху не привели, работы шли своим чередом, несмотря на предписание ОАТИ, многочисленные письма в Мосгорнаследие и префектуру.
Сейчас стройка окончена, на новой ограде, украшенной золотым декором и орлами, красуются таблички казанского ИК Банка, татарстанской же страховой компании Итиль Армеец – дочки болгарской «Армеец», а также Bulgarian Air, названной почему-то информационным культурным центром (тогда как из здания на Ленинградском проспекте Болгарский культурный институт выехал еще до начала работ). Вилла превратилась в офис, и доступ к будущему памятнику, соответственно, закрыт. Но на памятник Серебряного века он и не очень-то похож. Надстроена мансарда, на месте полукруглого крыльца с балюстрадами сооружена уродливая пристройка черного цвета, исказившая парковый фасад здания, еще одно черное страшилище уселось на некогда открытой террасе второго этажа.
Между тем, внешний облик входит в предмет охраны виллы.
В экспертизе (есть в распоряжении редакции сайта «Хранители Наследия») сказано, что охране подлежат:
— объемно-пространственная композиция здания с подвалом 1917 г., ХХ в., в том числе, ризалиты, полукруглый эркер, парадное крыльцо с балюстрадой и двумя симметричными лестничными маршами, выходящими на полукруглую площадку, включая пристройку с арочным проемом, высотные отметки по венчающему карнизу;
— композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1917 г., ХХ в., включая местоположение, размер, форму, оформление дверных и оконных проемов, включая арочные окна первого этажа, наличники, подоконные полочки, замковые камни, портик из четырех пилястр ионического ордера с антаблементом, балюстраду, каменное рустованное ограждение лестничных маршей с вазонами, лепные восьмигранные медальоны с изображением мужской и женской фигур, венчающий карниз;
— материал и характер отделки фасадных поверхностей 1917 г., ХХ в., в том числе руст, штукатурка по кирпичной кладке;
— колористическое решение фасадов 1917 г. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
Возможно, сохранились ценные интерьеры (они тоже включены в предмет охраны), часть из них — копия с залов дворца Дожей в Венеции. Но доступ внутрь дома закрыт, да и стиль обращения с архитектурой здания позволяет предположить, что произошло внутри.
В сложившейся противоречивой ситуации признания памятником изуродованного здания важна позиция Мосгорнаследия. По нашей информации, ведомство ведет сейчас сложные переговоры с болгарской стороной о возвращении вилле Беллик (там, где это технически возможно) исторического облика.
Фото: Наталья Самовер, Евгения Твардовская