Сносить, сносить, сносить
Как Мосгорнаследие «сдало» диспетчерскую троллейбусной станции Лужники-Южные
Юрий Егоров
5 июня 2015 года состоялось очередное заседание рабочей группы «Комиссии при правительстве Москвы по вопросам градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия», в народе именуемой «Сносной» и уже много раз подтвердившей это неофициальное имя.
Одним из вопросов, рассмотренных 5 июня, стал снос павильона троллейбусной станции Лужники-Южные. Судя по формулировке, поставленной на голосование, принято было решение сохранить навес, а сам павильон снести, чтобы заменить новым зданием, абсолютно не соответствующим старому (и сохраняемому навесу) по архитектуре.
Этой истории предшествовала длительная переписка с инстанциями, весьма красноречиво показавшая, чьи интересы обслуживает ведомство по охране исторических зданий Москвы. Мосгорнаследию многократно предоставлялась возможность настоять на сохранении здания, но оно ни разу не захотело ею воспользоваться.
Итак, Новолужнецкий проезд дом 3, невероятной красоты остановочный павильон конечной станции троллейбусов – длинный навес для ожидания пассажиров и небольшое здание диспетчерской, как бы продолжающее этот навес и конструктивно связанное с ним. Лёгкое, воздушное сооружение, пронизанное светом, украшенное позолотой, оформленное в стиле лучших павильонов ВДНХ и станций Московского метро. Из четырех таких павильонов, построенных в Москве в 1950-е годы, уцелел всего один. К сожалению, охранного статуса он не имеет.
История борьбы за это здание началась ещё в 2013 году, когда в ответ на предложения снести диспетчерскую и построить на её месте новую в адрес московского мэра С.С. Собянина было направлено письмо от российских и зарубежных экспертов в области архитектурного наследия с просьбой сохранить уникальную постройку.
Письмо, по-видимому, было мэром не получено либо проигнорировано, и в 2014 г. павильон впервые появился на «Сносной» комиссии. Тогда мы обратились во все заинтересованные инстанции – Департамент транспорта, Москомархитектуру, Мосгорнаследие.
Мы получили достаточно исчерпывающие ответы от всех инстанций, приводим их здесь.
Мосгорнаследие (Dokument-2): объект находится в объединённой охранной зоне, памятником не является, проект нового здания не согласован Москомархитектурой, поэтому о сносе говорить рано.
Москомархитектура (Документ 3): заказчику, которым является ГУП «МогортрансНИИпроект», рекомендуется переработать проект нового здания.
Примерно то же самое было написано Мосгорнаследием и в МосгортрансНИИпроект и в Департамент имущества г. Москвы.
Таким образом, в этот момент даже сами городские власти, казалось, были готовы к цивилизованному решению вопроса. Действительно, на конечной станции был (и есть) газон, расположенный напротив павильона, метрах в двадцати от него, и имеющий в плане точно такие же размеры, как и сам павильон. Идеальное место для новой диспетчерской. Не говоря уж о том, что сам участок конечной станции Лужники-Южные по размерам таков, что на нем при желании можно расставить штук двадцать таких павильонов. В общем, не было и нет никакой необходимости сносить историческое здание, чтобы построить новое, действительно необходимое транспортникам, здание диспетчерской.
Но, как выяснилось позднее, никто на этом решении не настаивал.
Чтобы придать Мосгорнаследию дополнительный аргумент в пользу именно такого решения, общественниками была подана заявка, в соответствии с формой заявления, разработанной федеральным Министерством культуры после вступления в силу поправок к закону о наследии. Теперь для придания зданию статуса «заявленного на охрану» не требовалась долгая и сложная подготовка историко-культурной экспертизы, требующая архивных исследований (которые, тем не менее, были проведены) и участия специально аккредитованных специалистов.
Ответ Мосгорнаследия был удивительным: форма заявления зданий на охрану отсутствует, порядок выявления также не установлен, а главное – заявителем не представлены доказательства того, что он выявил здание в соответствии с государственной программой или по чьему-либо заказу. Итог – заявление отклонено. То есть по сути это формальная отписка, поиск аргументов не в защиту здания, которому угрожает уничтожение, а для того, чтобы ничего в его защиту не предпринимать.
Мы написали новое заявление, добавив, что «работа по выявлению проведена самостоятельно, по собственной инициативе и за свой счёт», и что отсутствие утверждённого порядка работ по выявлению не является причиной для отклонения заявления и непринятия мер по обеспечению сохранности здания.
В марте заказчик начал сносить диспетчерскую – без ордера, без согласований, на основе некого «указания Департамента строительства». Вызванная инспекция ОАТИ остановила работы. Вызвать на место инспекцию Мосгорнаследия оказалось сложнее, несмотря на то, что у них в это время рассматривалась наша заявка. «Мы заявленными объектами не занимаемся», – ответила барышня на «горячей линии». Повторный запрос с формулировкой «снос без решения Сносной комиссии» был принят, получен ответ: (Документ 7) «решение о сносе не принималось, сообщили об этом в ОАТИ».
Что дальше? А дальше нашу заявку опять отклонили по тем же надуманным причинам – за «недоказанностью» выявления объекта по чьему-либо заказу и по причине «отсутствия порядка выявления». Был получен абсолютно идентичный ответ, только с другими номером и датой. Кстати, такие же ответы приходили абсолютно на все наши заявки – независимо от того, находились ли указанные в них здания под угрозой сноса или нет.
8 мая заявка на Лужники-Южные была подана снова, на этот раз с приложением оформленного договора о том, что один из нас заказал выявление, а второй его осуществил. Формальный срок рассмотрения заявки ещё не закончился, однако уже 5 июня рабочая группа Сносной комиссии приговорила здание. Вероятно, этому содействовали письма, приходящие в Мосгорнаследие от Департамента строительства с просьбой сначала разрешить снос, а потом ещё и «ускорить получение разрешения». На одной чаше весов лежала заявка о присвоении ценному зданию статуса объекта культурного наследия и означавшая фактически запрет на его снос, на другой – просьба Департамента строительства поскорее разрешить им сломать здание. На чью сторону встало Мосгорнаследие – думается, объяснять не надо.
Теперь здание будет очень скоро вынесено на саму комиссию. Результатом, весьма вероятно, станет то, что мы с вами потеряем ещё одну подлинную частицу истории нашего города.
Причем абсолютно бессмысленно, поскольку, как сказано выше, места для строительства нового здания на участке предостаточно.
PS. Диспетчерская остановочного павильона троллейбусной станции «Лужники-Южные» была снесена 31 июля. Вопрос о демонтаже не был решен на «Сносной» комиссии. Но, как это часто бывает, заказчик (Депстрой) с подрядчиком решили не ждать, зная, что штрафы за самовольную разборку не имеющих охранного статуса зданий в Москве невелики.
1 комментарий