Невозможное возможно, или «…Когда мои друзья со мной»
Анастасия Вербицкая
В конце мая открытый культурно-просветительский проект «Школа наследия», плод сотрудничества Архнадзора, МАРХИ, «Проекта Белый Город» и галереи ВХУТЕМАС, завершил свой пилотный семестр.
Когда, в конце прошлого года, наш проект только задумывался, возможность его осуществления вызывала скепсис даже у ветеранов нашего движения. Шутка ли: собрать под одним флагом таких разных и востребованных преподавателей, скомпоновать внятную программу занятий с охватом самого разного спектра знаний: от археологии и реставрации до законодательства и даже философии – и все это при практически нулевом бюджете.
Два года назад, весной 2013-го, мы уже делали открытый лекционный проект, «Школа Архнадзора», но там мы сугубо своими силами рассказывали только о градозащите с упором на практику действий в этой сфере в современных условиях. Теперь же мы максимально расширили задачу, поставив целью дать слушателям самый широкий охват тем, связанных с понятием «наследие» – как «классическое», материальное, так и не менее важное нематериальное.
Необходимо было найти единомышленников и убедить их в важности нашей идеи. Однако убеждать никого не пришлось: потенциальные лекторы с энтузиазмом поддержали наше начинание. Чтобы получить представление о том, какого уровня преподавательский состав нам удалось собрать, перечислим их имена: историк искусства Михаил Алленов, писатель, художник и архитектор Андрей Балдин, директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий Вдовин, основатель Российского института культурного и природного наследия им Д.С.Лихачева Юрий Веденин, философ Олег Генисаретский, одни из ведущих московских архитекторов Юрий Григорян и Наринэ Тютчева, профессор МАРХИ Наталия Душкина, директор Института археологии РАН Николай Макаров, архитектурный критик Николай Малинин, культуролог Владимир Паперный, главный архитектор Центра историко-градостроительных исследований Борис Пастернак, теоретик архитектуры Александр Раппапорт, искусствовед Александра Селиванова, юрист и градозащитник Евгений Соседов, историк архитектуры Татьяна Царева, легендарный реставратор Лидия Шитова.
Наталия Душкина и Юрий Веденин стали еще и научными руководителями Школы. Ее программными директорами выступили координаторы Архнадзора Рустам Рахматуллин и Марина Хрусталева, а куратором и мотором всего процесса – незаменимая Инна Крылова.
В ходе общения с будущими преподавателями Школы – без преувеличения, лучшими умами современности – выяснилось, что аналогов нашему проекту нет, пожалуй, нигде в мире, по крайней мере, в Германии и США точно. А его важность и востребованность впоследствии доказали неизменно полные залы на наших лекциях и семинарах.
Важным вопросом стал поиск площадки для занятий Школы. Мы нашли прекрасных партнеров: «Проект Белый Город» и галерею ВХУТЕМАС. Немаловажным было и то обстоятельство, что в обоих случаях мы собирались в исторических зданиях: бывшей Первой мужской гимназии на Волхонке (ранее – дворец графа Петра Румянцева-Задунайского) и бывших мастерских Строгановского училища архитектора А.В. Кузнецова на Рождественке.
Дальше была разработка программы, подгонка расписания под плотный график наших лекторов, поиск операторов для съемок лекций (только узнав о новом начинании, многие коллеги из регионов почти потребовали непременно выложить в общий доступ видео занятий). В этом нам помог портал Культура.рф. Ничего бы, разумеется, не состоялось, если бы не волшебные волонтеры Архнадзора, заменившие собой целый штат небольшого института. Это они размещали анонсы лекций в интернете, наполняли странички Школы в соцсетях, вели переписку с преподавателям и слушателями, встречали гостей в гардеробе, регистрировали на входе, при необходимости расставляли мебель, налаживали звук и освещение, производили фото- и видеосъемку, верстали приглашения и импровизированные «табели» (отдельное спасибо нашему дизайнеру Алисе Варковой), словом, делали все то, без чего основной процесс – передачи знаний – был бы невозможен.
Все вылилось в настоящий марафон: три месяца интенсивной работы, лекции на Волхонке (более общие вопросы) по средам и семинары на Рождественке (более узкие и специальные темы) по четвергам, в промежутках – подготовка, рассылки, регистрация, отчеты… В начале мая формат занятий на три дня резко изменился: Рустам Рахматуллин повез постоянных слушателей «в поля», в автобусную экскурсию по Верхнему Дону – учиться путешествовать. Тех, кому посчастливилось попасть в тот автобус, поездка еще долго «не отпускала», судя по публикациям в соцсетях.
По итогам семестра оказалось, что Школу наследия за это время посетили около двух тысяч человек. Среди них нашлось десять «отличников», посетивших все или почти все занятия.
Мы очень надеемся продолжить наш курс в следующем учебном году. Полные залы на лекциях и семинарах, многочисленные искренние благодарности слушателей говорят о том, насколько важен и нужен сегодня наш уникальный образовательный проект. Дело за малым: найти для него финансирование. Ведь если пилотный семестр удалось провести практически на голом энтузиазме, то постановка этого дела на постоянные рельсы потребует реальных затрат. Однако, как показывает опыт прошедшего семестра, и невозможное возможно, если вокруг тебя друзья и их неизменная поддержка. Мы верим, что все у нас получится и дальше.
Приходите к нам учиться!
1 комментарий