Школа Зои Космодемьянской: спецоперация вместо реставрации
Константин Чаморовский
Под вывеской реставрации московскую школу, где училась Зоя Космодемьянская, заменяют новоделом. От подлинного здания уцелело на сегодняшний день не больше четверти, и демонтаж продолжается. Накануне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне эта спецоперация городских властей выглядит почти кощунственно.
Первая половина 30-х годов — время бурного развития народного образования и строительства школ; время, когда еще возможны были эксперименты и индивидуальное проектирование уникальных зданий. Одним из интереснейших образцов школьного строительства той эпохи стала школа № 201 на улице Подмосковной (сейчас — ул. Зои и Александра Космодемьянских), выросшая из железнодорожного начального училища при станции Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. Трехэтажное здание выстроено в 1933—1935 гг. в стиле так называемого постконструктивизма — переходного стиля между конструктивизмом и сталинским ампиром, — возвращавшего в архитектуру пока еще не слишком навязчивые декор и «риторику». Архитекторы Иван Звездин и Аркадий Аркин спроектировали большое, просторное и светлое здание, одну из так называемых «школ-гигантов», не скупясь на квадратные метры, высоту потолков и размер окон. Помимо кирпича при строительстве использовался экспериментальный материал — искусственные известково-шлако-диамитовые камни.
Школа получила статус охраняемого государством памятника еще в 1960 г. (задолго до того как власти впервые задумались о сохранении советского архитектурного наследия) благодаря самой известной своей выпускнице — Зое Космодемьянской, ушедшей отсюда на фронт. В боях Великой Отечественной участвовали свыше 160 выпускников школы, 58 учеников и 4 учителя погибли на фронте. Среди них и брат Зои, Герой Советского Союза Александр Космодемьянский. Начиная с 1960-х стараниями учительского коллектива и учеников был собран большой школьный музей, установлены памятные доски со списками ушедших на фронт выпускников, бюсты у входа, рядом с посаженной Зоей липой поставлена памятная табличка.
Фасады здания в 1960-е получили новую керамическую облицовку, время от времени проводился частичный ремонт, но к началу 2000-х годов потребовалось более серьезное вмешательство. Если бы школа не была памятником, можно было бы сказать, что «потребовался капитальный ремонт», но это понятие неприменимо к объектам культурного наследия, подлежащим лишь реставрации с максимальным сохранением подлинности.
В 2001 г. из становившегося аварийным памятника школа (ныне гимназия) переехала в выстроенное на соседнем участке новое здание; старое же оказалось на долгие 14 лет заброшенным и никому не нужным. Доведенное до аварийного состояния, оно с каждым годом все более ветшало. Произошло несколько разрушительных пожаров, уничтоживших в том числе актовый зал школы. Последнее неслучайно: несмотря на все попытки консервации, в здание регулярно проникала местная молодежь, устраивая там костры из учебников (значительная часть школьной библиотеки не была перенесена в новое здание, так что, ходя по заброшенным классам, вы в какой-то момент могли обнаружить, что идете по книгам). Музей Зои Космодемьянской также был эвакуирован лишь частично. Что-то из остававшихся вещей, насколько мне известно, удалось спасти энтузиастам, но значительная часть экспонатов так и погибла в старом здании.
Лишь в 2008 г. московское правительство выпустило распоряжение о реставрации школьного здания, но еще шесть лет после этого, до сентября 2014 г., оно простояло бесхозным, дожидаясь, когда же наконец будут изысканы средства на начало работ. В феврале 2014 г. здание вывели из оперативного управления гимназии № 201, и спустя полгода работы начались; их целью были официально провозглашены реставрация федерального памятника и приспособление его под Городской университет управления Правительства Москвы. Градозащитники узнали о предстоящих работах заранее, благодаря порталу госзакупок, на котором появилась и кое-какая проектная документация, а также заключение государственной историко-культурной экспертизы и предмет охраны памятника — документ, предписывающий обязательное сохранение тех или иных частей и особенностей объекта культурного наследия.
В документах вполне резонно констатировались неудовлетворительное состояние памятника, необходимость замены многих элементов (в том числе большей части деревянных перекрытий), а также предписывалось удалить поздние элементы, заменив, в частности, фасадную облицовку штукатурным покрытием с декором, соответствующим первоначальному проекту. В то же время предмет охраны предписывал сохранить «конструкцию и материал несущих стен на конец 1930-х гг.; конструкцию и материал сохранившихся металло-деревянных ферм над актовым залом 3-го этажа; архитектурно-художественную отделку интерьеров основного здания: колонны и плафоны вестибюля и столовой, тянутые карнизы, паркетные полы классов и коридоров, бетонные полы с мраморной крошкой вестибюля и лестничных площадок; местоположение, конструкцию и ограждение сохранившихся каменных лестниц основного корпуса».
Тревогу внушала, однако, фраза из пояснительной записки главного архитектора проекта: «В связи с плохим техническим состоянием наружных стен большая их часть (в том числе стена дворового фасада) выполняются заново из кирпича… Более точное количество вновь выполняемой кладки будет понятно только после снятия облицовки и штукатурки». Оставалось лишь гадать, как эта необходимость соотносится с предписаниями предмета охраны здания.
Работы начались в сентябре 2014 г. Заказчиком выступило Государственное казенное учреждение города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «УКРиС», подрядчиком — малоизвестное ООО «Орион». Сам факт того, что заказчиком работ на сложнейшем с точки зрения реставрации объекте выступила организация, специализирующаяся на капитальном ремонте, уже вызывал дурные предчувствия. И почти сразу работы обернулись демонтажем. Здание начало буквально таять на глазах вместе с предметом охраны.
Градозащитное сообщество забило тревогу — и получило успокаивающий ответ Мосгорнаследия, подкрепленный репортажами на федеральных и московских каналах. Было сообщено о частичном обрушении, повлекшем необходимость укрепления стен и разборки аварийных участков. На вопрос о соблюдении предмета охраны и сохранении подлинности был получен следующий ответ: «При разработке предмета охраны Объекта предполагалось, что основная часть стен выполнена из кирпича, однако в процессе проведения работ выявлено, что стены основного объема Объекта выполнены из шлакоблоков и полностью утратили самонесущую способность. Укрепление стен металлическими конструкциями результатов не дало, так как при демонтаже позднего облицовочного кирпича шлакоблоки осыпаются. По результатам комиссионного обследования принято решение о замене утративших несущую способность шлакоблоков на кирпич. Работы по Объекту проводятся под авторским надзором архитектора-реставратора и контролем Мосгорнаследия. Все первоначальные стены из кирпича, а также интерьер парадного вестибюля с историческими железобетонными колоннами подлежат сохранению и реставрации».
Приехав сегодня на улицу Зои и Александра Космодемьянских, д. 3/2, вы обнаружите, что левое крыло основного корпуса памятника полностью снесено и выстроено в новых железобетонных конструкциях, центральная часть демонтирована до уровня первого этажа (и там пока сохраняется тот самый парадный вестибюль с историческими железобетонными колоннами и бетонными полами с мраморной крошкой), разобрана значительная часть правого крыла. Вдоль центрального фасада лежат кучи битого кирпича — того самого подлежащего сохранению кирпича первоначальных стен. Демонтаж продолжается, и нет уверенности, сохранится ли в будущем новоделе хоть капля подлинности.
Да, федеральный памятник долгие годы стоял заброшенным и пришел в ужасающее состояние; доведение его до такого состояния и было, если называть вещи своими именами, настоящим преступлением. Да, экспериментальные шлакоблоки действительно могли прийти в негодное состояние и потребовать полной замены. Но темпы демонтажа и нового строительства, а также печальный опыт других «реставраций» заставляют градозащитников усомниться в том, что для сохранения подлинника делается все возможное и что подрядчик и контролирующие органы борются за каждый квадратный метр первоначальной кладки и подлинных интерьеров. Снести и построить заново в Москве по-прежнему легче, чем отреставрировать?
***
«Новая газета» обратилась за комментарием в департамент культурного наследия города Москвы. Чиновников спросили, какая часть оригинального здания школы сохранилась в ходе реставрации здания, была ли демонтирована какая-то часть здания, когда закончится реставрация. Пресс-служба Мосгорнаследия предоставила свой ответ.
«Здание по адресу: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 3/2 является объектом культурного наследия федерального значения «Школа, в которой училась Космодемьянская Зоя Анатольевна в 1933—1941 гг.» (далее — Объект). Здание школы построено по типовому проекту архитектора И.А. Звездина в 1935 году.
Техническим заключением «Мосгортреста» Государственного унитарного предприятия города Москвы «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» в октябре 1997 г. Объект признан аварийным и непригодным для дальнейшей эксплуатации, в 1999 году в здании прекратилась учебная деятельность.
С 2000 года Объект отключен от всех коммуникаций, длительное время находился без отопления, на нем происходили пожары, что усугубило аварийное состояние его несущих конструкций.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 28 марта 2000 г. № 236 все здания школ довоенной постройки, в том числе и здание школы № 201 подлежали сносу. В том же 2000 году Московской комитет образования выделил целевые средства на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию Объекта (по проекту реконструкции предполагался снос Объекта с последующим воссозданием первоначальных форм и фасадов в соответствии проектом И.А. Звездина).
Московской комитет образования направил обращение в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой дать разрешение на снос старого здания. Ввиду отсутствия положительного ответа реконструкция Объекта не состоялась.
В 2000 году введено в эксплуатацию новое здание для средней общеобразовательной школы № 201 на 550 мест по адресу: ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 3/1 (ныне — Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских»). Объект выведен из образовательного процесса.
В новом здании школы организован музей истории школы и семьи Космодемьянских, созданы фильмотека и архив героев Великой Отечественной войны, где хранятся личные вещи семьи Космодемьянских.
Распоряжением Правительства Москвы от 4 июля 2008 г. № 1510-РП «О реставрации с приспособлением здания по адресу: ул. Зои и Александра Космодемьянских, вл. 3/2 под государственное образовательное учреждение Ордена Трудового Красного Знамени гимназию № 201 имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских» предусмотрены работы по проектированию и реставрации с приспособлением Объекта.
Функции государственного заказчика по выполнению работ возложены на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы (после реорганизации — Департамент градостроительной политики города Москвы).
Разработанная ООО «СтройИнвестПроект» проектная документация по реставрации и приспособлению Объекта согласована Мосгорнаследием в 2011 году (18 января 2011 г., № 16-02-4873/7-(16)-2; 1 июля 2011 г. № 16-02-4873/7-(23)-2).
Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2013—2015 гг. (постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2012 г. № 467-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 1 августа 2013 г. № 508-ПП) (далее — Программа) предусматривалась реставрация с приспособлением Объекта под гимназию № 201 на 300 мест с пристройкой спортивного зала и строительством надземного перехода с вводом в эксплуатацию в 2014 году.
При проведении мероприятий по оптимизации Программы по предложению Департамента образования города Москвы, Департамента градостроительной политики города Москвы и Департамента строительства города Москвы объект был исключен из Программы.
В связи с аварийным состоянием Объекта 25 марта 2014 г. на заседании Штаба по вовлечению имущества города Москвы в хозяйственный оборот рассмотрены вопросы о его сохранении и использовании.
По результатам рассмотрения заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Н.А. Сергуниной дано поручение Департаменту капитального ремонта города Москвы провести мероприятия по восстановлению Объекта с вводом его в эксплуатацию в 2015 году в соответствии с разработанной проектной документацией в рамках титульного списка Государственной программы города Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012—2016 гг.», а также принято решение о передаче Объекта автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы».
Учитывая аварийное состояние Объекта и необходимость принятия срочных мер, направленных на его сохранение, 1 сентября 2014 г. Мосгорнаследием на основании имеющейся согласованной проектной документации Государственному казенному учреждению города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов города Москвы «УКРиС» выдано разрешение № ДКН-429302-2014 на производство работ по реставрации и приспособлению Объекта со сроком действия до 1 мая 2015 г.
В процессе проведения работ выявлено, что стены основного объема Объекта выполнены из шлакоблоков и полностью утратили самонесущую способность. Укрепление стен металлическими конструкциями результатов не дало, так как при демонтаже позднего облицовочного кирпича шлакоблоки осыпаются. 18 сентября 2014 г. на Объекте произошло обрушение капитальных стен 3 этажа.
По результатам комиссионного обследования принято решение о замене утративших несущую способность шлакоблоков на кирпич.
На основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, выполненной аккредитованными Министерством культуры Российской Федерации экспертами А.Л. Баталовым, А.Л. Кучеевым, Б.Е. Пастернаком, Мосгорнаследием согласован проект приспособления Объекта для современного использования, разработанный ООО «Фаросъ» (лицензия Министерства культуры Российской Федерации от 26 марта 2014 г. № МКРФ 01574).
В соответствии с положительными выводами акта государственной историко-культурной экспертизы Мосгорнаследием согласована корректировка проекта приспособления, разработанная обществом с ограниченной ответственностью «Фаросъ» (согласование от 28 октября 2014 г. № ДКН-16-09-3333/4-2).
Основная часть подлежащих замене стен из шлакоблоков демонтирована, в настоящее время ведутся работы по их воссозданию из кирпича.
Все первоначальные стены из кирпича, а также интерьер парадного вестибюля Объекта с историческими железобетонными колоннами подлежат сохранению и реставрации. Проектной документацией предусмотрено восстановление фасадов, сохранение существующей конструктивной и технологической схемы Объекта.
В здании планируется размещение Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы на 650 мест».
Опубликовано «Новая газета»
***
P. S. В ответ на тревожные публикации и обращения активистов «Архнадзора» Министерством культуры России организована проверка адекватности действий Мосгорнаследия по надзору за работами на памятнике. Ждём результатов.
P. P. S. По результатам проверки установлено, что действия Мосгорнаследия повлекли причинение вреда школе Зои Космодемьянской.
На эту тему в студии программы «Контекст» состоялся диалог координатора «Архнадзора» и автора данной статьи Константина Чаморовского с и.о. руководителя ДКН Алексеем Емельяновым:
Фото: Екатерина Морозова, Яна Сафронова, Константин Чаморовский, pastvu.com
13 комментариев