С беспощадной решительностью
Константин Михайлов
Опубликовано на сайте «Хранители наследия»
Этой зимой я неожиданно по-новому познакомился с людьми, с которыми уже был знаком.
То есть я с ними и раньше сталкивался, но не знал про них того, что следовало бы знать координатору «Архнадзора».
Что они живут в доме 3/5 по Большому Златоустинскому переулку или ходят в этот дом в гости. Что они изучают историю Златоустовского монастыря, на месте которого в 1930-е годы построили этот дом, и хотят поставить во дворе памятный знак в честь уничтоженной обители. И что они нашли много интересного в подвалах дома, и во дворе, и в окрестных закоулках.
Считается, что от монастыря уцелел только двухэтажный келейный корпус по Малому Златоустинскому переулку, но это не так.
Когда-нибудь я обязательно расскажу об этом и об этих людях.
Но сегодня речь о другом.
Я сам много раз, начиная с ранних 1980-х, обходил этот двор, мечтая найти какой-нибудь не известный науке осколок разбитого вдребезги реконструкторами 1930-х. И ухитрился не заметить того, что эти волшебные люди показали мне однажды этой зимой.
В углу двора, возле забора, отделяющего его от соседнего владения, стояли какие-то невзрачные гаражи. К ним следовало подойти вплотную и приглядеться.
И приглядевшись, ты понимал, что эти гаражи пристроены к какой-то старинной руине. И кирпичи в ней явно большего размера, чем современные. И на некоторых виднеются полустертые клейма. И можно разглядеть остатки рустованного фасада.
А там, где стена обрывалась, из нее торчала внутренняя железная «связь» — признак древности.
Это был остаток недоснесенной монастырской постройки. Как предполагали мои вергилии, фрагмент древнего Настоятельского корпуса, конца XVII-го или начала XVIII века, впоследствии перестроенного.
Кто-нибудь скажет – руина руиной, и что с того? Но мы-то понимаем, что такое фрагмент монастыря, который считается совершенно стертым с лица московской земли. Это небольшое чудо.
И вот в середине дня 6 апреля 2015 года мне позвонили из Златоустинского переулка и сообщили, что во двор пришли какие-то люди, а с ними приехали какие-то экскаваторы. И сказали, что они посланы управой ломать гаражи, поскольку гаражи самостройные, и нужно наконец осуществить благоустройство двора.
И стали ломать. Вместе с этим древним фрагментом, который они считали гаражной принадлежностью, также подлежащей благоустройству.
И защищать некому – все на работе. И на месте бьется с супостатами только священник Сергий Чураков из храма Косьмы и Дамиана на Маросейке, который душой болеет за бывший монастырь и создал в уцелевшем келейном корпусе Культурно-просветительский центр во имя св. Иоанна Златоуста, с небольшой экспозицией об обители.
И так вышло, что и я не смог все бросить и сразу туда поехать. Все ведь внезапно, не-откладываемые дела, не-отменяемые встречи. Я недальновидно решил, что сначала могут быть дела и встречи. Проинструктировал людей из Златоустинского переулка, как звонить на «горячую линию» Мосгорнаследия и что говорить. Потом позвонил в Мосгорнаследие сам. Один из пяти адресатов откликнулся, я ему все объяснил и попросил заступиться за монастырскую руину. Он обещал, по крайней мере доложить по начальству.
А через два часа мне снова позвонили из Златоустинского и сказали, что можно не спешить. Ничего уже нет.
Потом позвонил инспектор Мосгорнаследия – с тем же известием. Обещание исполнили, приехали заступаться, но уже не за что. Груда кирпичей, разровненная площадка в углу двора.
Потом люди из Златоустинского показали мне выбранные места из прошлогодней переписки с Мосгорнаследием. Им писали, оказывается, что там во дворе гаражи, не обладающие историко-культурной ценностью.
Благоустройство состоялось.
Не знаю, кто, как и перед кем будет за него отчитываться. Мне, например, ясно содержание отчета. Москва потеряла еще один кусочек своей многострадальной истории. Реконструкторы 2010-х продолжили дело реконструкторов 1930-х.
Что отцы и деды не доломали – мы доломаем. Как в песне. С беспощадной решительностью.
Вы, может быть, скажете, что это я сам и виноват со своими новыми-старыми знакомыми. Где вы раньше были? Почему не сигнализировали? Почему не заявили на охрану? Почему не дежурили на объекте? И т.д. по списку известных вопросов.
Ну да. Наверное, это будет справедливо. Где-то мы раньше были. Сигнализировали о чем-то другом. Дежурили не там, заявляли не то.
Но вот я пытаюсь понять, какая же в том общественная польза, какой прибыток столице нашей Родины в том, что во двор в Златоустинском пришли какие-то люди, посланные, как говорят, управой, и оставили после себя ровное место?
И не могу понять. Вот есть же такие люди, которые приходят – и после них всегда только оно и остается.
Ровное место. Пустое место. Даже если они потом на нем выстроят себе хрустальный дворец.
P.S. Про то, что этот снос не обсуждался городской комиссией по градостроительству в зонах охраны – я уж и говорить не хочу. Смешно говорить.
Для «Хранителей Наследия» — комментарий иерея Сергия Чуракова:
— В конце марта в Москве проходила научно-краеведческая конференция о Златоустовском монастыре, и было решено, что необходимо развернуть масштабную археологическую программу по изучению его территории, сохранять и изучать все уцелевшие фрагменты его построек. Та, что сегодня снесена – это был, скорее всего, фрагмент старинного Настоятельского корпуса. От него сохранялось три стены с остатками наличников, а теперь – груда развалин. Я пытался убедить рабочих его не ломать, просил предъявить документы – бесполезно. Приехала полиция, но только зафиксировала происходящее, вмешиваться не стала. А потом приехали какие-то дельцы за старинным кирпичом – они и не скрывали, что собираются им торговать. Вывозили на КАМАЗах…
Конечно, мы по-прежнему будем настаивать на археологическом изучении территории монастыря. Необходимо всю ее взять под охрану, чтобы ничего здесь больше не уничтожили.