Исторический дальтонизм
Александр Можаев
Как известно, в нынешние духоподъёмные времена очень многие хотели бы жить на Святой Руси, гордиться деяньями предков и наследовать великие традиции – осталось только узнать, что это такое. Ренессанс подразумевает подстыковку к очень конкретным идеалам родного прошлого, творческое развитие оборванного, но по-прежнему актуального сюжета. Если промахнуться и взять за основу не историческую реальность, а некий романтический фантом, то результаты смогут быть весьма интересны в плане краеведческих либо клинических наблюдений, но никак не принесут ожидаемого возрождения.
Об этом напомнила картинка, встреченная на просторах интернета: очень породистая церковь XVII века, стоящая в глубинах Владимирской губернии (с. Подолец Юрьев-Польского района), с шатровой колокольней, роскошным крыльцом и «грановитыми» главами. Была разорена, теперь возрождается силами прихожан — крышу подлатали, окна поставили, всё добросовестно. Но прошлым летом энтузиасты владимирского ренессанса начали красить церковь в новые, по их представлению, истинно православные цвета. Пока что освоили лишь верхушку – на смену обветренной белизне старой извести пришли краски, на самом деле присущие авангардной живописи ХХ века. Сочетание белого, красного и предельно насыщенных синего и желтого – это в чистом виде Мондриан и Кандинский. Раскрашенная их рукой церковь – отличный перформанс, но к Святой Руси это не имеет вообще никакого отношения.
Хотели как лучше, а вышло не пойми чего: во избежание подобных казусов работа на памятниках зодчества требует участия специально обученных профессионалов и согласования специально аккредитованными экспертами. Но сильна в народе жажда искреннего, простодушного творчества, а за всеми уследить – велика Россия. Минувшей зимой Священным синодом официально утверждена должность епархиального древлехранителя, что вселяет надежду, но о практических результатах этого мудрого решения нам пока не известно.
Возвращаясь к вопросу о первоначальном цветовом решении памятников отечественной древности, надо признать, что краски выгорели настолько, что крайне трудно различимы из третьего тысячелетия. В предыдущей публикации мы разобрали его более подробно, а здесь упомянем лишь четыре столичных памятника, на которых многоцветная покраска XVII века восстановлена с относительной научной достоверностью: церковь Николы в Хамовниках, Николы на Берсеневке, Потешный дворец Кремля и конечно храм Василия Блаженного. Оказывается, что истинное русское Узорочье наряжалось в цвета яркие, но естественные, происходившие из сугубо экологических технологий изготовления красок. В основном это известь и красно-рыжий сурик, фасад белый – декор красный и наоборот. Мелкие детали карнизов и наличников прорисовывались более дорогими красками — синим, зеленым, желтым и даже черным цветом.
Русский национальный стиль, кульминацией которого является именно XVII столетие, внешне простодушен, пёстр, но на самом деле удивительно виртуозен и тонок. Если стилизаторы хоть немного теряют чутьё или халтурят в качестве исполнения, то сказка превращается в сувенирный кич, широкий спектр оттенков которого можно наблюдать, например, в постройках так называемого Измайловского кремля. Но если там эти огрехи можно считать делом вкуса заказчиков, то при реставрации подлинных памятников они оборачиваются вредительством. Среди ярких столичных примеров – раскраска церкви Георгия Неокесарийского в морковно-лазоревый цвет в 1996 году и недавний колористический глумёж над палатами Титовых, согласованный Москомнаследием.
Палаты Титовых в Ордынском тупике — старейший замоскворецкий дом, образцово отреставрированный в 1970-е. Реставраторы оставили их белыми, поскольку здесь не было найдено никаких следов покраски (разумеется, многоцветными были не все, а лишь самые богатые дворцы и храмы). Когда в 2014 году начался новый ремонт здания, оно, как теперь принято, было обернуто в баннер, на котором нарисовали его собственный фасад, но раскрашенный в потрясающе веселые салатно-красно-зеленые цвета – как горки на детских площадках.
Авторский надзор вели достойные доверия специалисты ЦНРПМ, но я на всякий случай поинтересовался – чего это там у вас нарисовано? «Да нет, что вы, — ответили мне, — это просто баннер, дизайнеры шутят». Но когда через пару месяцев ширма была снята, оказалось, что наличники палат действительно выкрашены в чудо-цвета. Не в такие яркие, как на картинке, а в ещё более диковинные голубой и розовый – так в детских книжках рисуют пряничные хоромы короля Пипина: «Из пастилы сложили печь, и был дворец готов, а от мышей его стеречь поставили котов».
Дом ремонтировался для размещения выставочного зала Российского военно-исторического общества, возглавляемого министром культуры Владимиром Мединским, известного разработкой «научно обоснованной концепции проблем поиска объективности в освещении российской истории». Это что же, тактика двойных стандартов? Где поиск объективности в разработке колористических паспортов шедевров русского зодчества? Но нет, нездоровой сенсации не вышло, оказалось, что Мединский здесь ни при чем – баннер был не шуткой дизайнеров, а настоящим проектом, вышедшим из недр Моспроекта и согласованного Департаментом культурного наследия. Реставраторы не имели возможности изменить утвержденное решение. Опрошенные нами эксперты хором называют полученный результат диким и оскорбительным. Как сказала искусствовед Наталья Дмитриевна Троскина: «Я считаю любые реставрационные версии покрасок XVII — начала XVIII столетий в достаточной степени схемами, а не буквальным восстановлением. Но безграмотные фантазии, подобные этой, хоть и временно, но уничтожают памятник.»
Откуда взялся такой проект и зачем он был согласован, остаётся только гадать. Но это. конечно. может стать большой помехой в теоретической полемике с владимирскими энтузиастами. Мы им, предположим, начнём объяснять про Святую Русь и неправославного Мондриана, а они нам скажут – и у вас в Москве смешное согласовывают, ибо никто не ведает объективной исторической истины. Нет-нет, это историки не ведают, опровергают да переписывают, а химики-технологи работают с совершенно простыми материями. На стенах палатах Титовых тем временем была найдена неяркая, но родная серо-бежевая покраска Петровского времени, так что пряничные наличники – фантом и галлюцинация, а она – научно объективная истина. Велика Россия, на всех мышей котов не напасёшься, но ищущий завсегда обрящет.
Опубликовано Вести.ру
Фотографии Н. Рыбина, А. Можаева, А. Фролова.