Шаболовская башня по-прежнему в опасности!
Распоряжением Правительства России (опубликовано на его официальном сайте 7 декабря) опора линии электропередачи (ЛЭП) конструкции инженера Владимира Шухова вблизи города Дзержинска Нижегородской области отнесена к объектам культурного наследия федерального значения. Опора ЛЭП НиГРЭС конструкции инженера Владимира Шухова представляет собой памятник периода индустриализации Советской России. Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 20 августа 1997 года памятник был отнесён к объектам культурного наследия регионального значения. Однако ценностные архитектурные и градостроительные характеристики, уникальная конструкция опоры позволяют отнести опору к памятникам инженерного искусства мирового уровня. По признанию западных специалистов, башня инженера В.Г. Шухова в Нижегородской области достойна внесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как следует из подписанного 3 декабря 2014 года распоряжения Правительства РФ, статус объекта культурного наследия федерального значения присвоен Башне Шухова на Оке по предложению Министерства культуры России. Теперь Минкультуры поручено внести соответствующие изменения в единый государственный реестр объектов культурного народов Российской Федерации.
Таким образом, формальный статус Башни Шухова на Оке как объекта культурного наследия парадоксальным образом оказался выше, чем у ее гораздо более знаменитой московской сестры – Шуховской башни (1919-1922) на Шаболовке. Угроза разборки и переноса Шаболовской башни на другое место, казалось бы, отраженная защитниками наследия в 2014 году, остается в силе.
Из хроники событий. 8 июля 2014 года в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) прошло специальное созванное экспертное совещание инженеров («инженерно-реставрационный консилиум»), которое было посвящено кризисной ситуации вокруг Шуховской башни в Москве.
В работе приняли участие специалисты по металлоконструкциям ведущих российских научно-исследовательских институтов, многие из которых годами занимались изучением радиобашни, искали пути выведения ее из тяжелого предаварийного состояния. Это и институт ЦНИИПСК им. Мельникова, прямой преемник «Строительной конторы инженера А.В. Бари», где Владимир Григорьевич Шухов на протяжении четырех десятилетий служил главным конструктором и главным инженером, и ЦНИИСК им. Кучеренко, ЦНИИпромзданий, ВНИИГОЧС, РААСН, разработчик утвержденного проекта реставрации/реконструкции башни ПСП «КиН». Помимо этого, в совещании приняли участие специалисты по коррозии и защите металла (ВИАМ, НИКИМТ-Атомстрой), представители профессиональных и общественных организаций (ГОСНИИАС, ИИЕиТ им. Вавилова РАН, МАРХИ, НИИТИАГ РААСН, Творческие Союзы Москвы, «Архнадзор», инициативная группа «Шуховская башня». Одним словом, состоялось представительное собрание, итогом которого стало обращение в Правительство РФ.
В письме, подписанном Президентом РААСН А.В. Кузьминым на имя Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, были изложены некоторые позиции, принятые на совещании, в том числе:
— Поддержать решение Правительства РФ (протокол совещания от 16.06.2014 г., № СП-П39-5пр.) о сохранении и реставрации Шуховской башни на ее историческом месте и проведении противоаварийных мероприятий, направленных на ее сохранность;
— Просить Правительство РФ о скорейшей разработке и принятии нового проекта Постановления Правительства РФ «О мерах по сохранению для дальнейшего использования объекта культурного наследия регионального значения Радиобашни Шухова, г. Москва, ул. Шухова, д. 10, ст. 2», направленного на безотлагательное проведение ремонтно-реставрационных работ на памятнике мирового значения в рамках законодательства № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»;
— Просить Правительство РФ дать распоряжение о решении вопросов собственности в отношении данного объекта культурного наследия и земельного участка, на котором он расположен, с целью дальнейшего использования памятника, обеспечения к нему доступа и создания туристической инфраструктуры;
— Поскольку в настоящий момент не существует проекта реставрации Шуховской башни, общепризнанного специалистами по металлоконструкциям, коррозии и реставрации металла, просить Правительство РФ ускорить проведение открытого конкурса на проект реставрации башни (с максимальным сохранением ее подлинной материи, конструктивных особенностей) и дальнейшего использования с международным участием, принимая к сведению проделанную работу. К разработке условий открытого конкурса, технического задания, определения сроков проведения, источников финансирования просить привлечь Министерство культуры РФ, Минкомсвязи РФ, Правительство Москвы, Мосгорнаследие, при участии профильных специалистов;
— Просить Правительство РФ обеспечить повышение охранного статуса объекта культурного наследия регионального значения — Шуховской башни — до федерального.
В результате переписки на имя Президента РААСН были получены два ответных письма – не от Правительства РФ, а от Мосгорнаследия и Минкомсвязи, куда их «спустили». В первом опираются на охранное законодательство, подчеркивают ответственность за сохранность Шаболовской башни ФГУП «РТРС», с которым оформлено охранное обязательство. Ссылаются на два совещания в Минкультуры РФ с участием Мосгорнаследия и ФГУП «РТРС» в августе 2014 г., на которых было «принято решение обязать ФГУП «РТРС» провести комплекс противоаварийных мер по Объекту». А к началу ноября уже было утверждено задание на разработку документации на проведение противоаварийных работ.
Однако из недавнего официального письма Минкомсвязи в Российскую академию архитектуры и строительных наук следует, что министерство отнюдь не отказалось от идеи переноса Шаболовской башни, реализацию проекта ее реставрации не считает возможной, а ответственность за непроведение противоаварийных работ возлагает на Мосгорнаследие. Далеко не случайно в этом письме особо подчеркивается, что «поручений о сохранении Объекта на историческом месте в указанном Вами решении Правительства Российской Федерации не содержалось» (имеется в виду протокол совещания от 16.06.2014 г., № СП-П39-5пр.).
И далее следует многоступенчатая, развернутая аргументация в исполнении замминистра Минкомсвязи А.К. Волина, в которой он, как и раньше, то есть с декабря 2013 года, последовательно проводит идею о необходимости «вписывания объекта (Шаболовской башни, – ред.) в реально существующую сегодня городскую среду». То есть, путем демонтажа и переноса в другое место.
Дорогие защитники общепризнанного шедевра мировой инженерной и архитектурной мысли! Среди вас не только граждане Москвы и России, собравшие более 20 тысяч подписей, направленных руководству страны в защиту московской красавицы. Надо напомнить, что с протестом выступили ведущие государственные, профессиональные и общественные организации (Государственная дума РФ, Совет Федерации РФ, Общественная палата РФ, РААСН, Союз московских архитекторов, Союз архитекторов России, Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Московской архитектурный институт, движение «Архнадзор»), а также крупнейшие международные организации по охране культурного наследия (ICOMOS, DOCOMOMO), выдающиеся архитекторы и инженеры России и мира. Все единодушно выступили против проекта постановления Правительства РФ, который был разработан Минкомсвязи РФ в 2013-2014 гг. с целью разборки и последующего создания на новом месте сооружения, «идентичного по форме и материалу».
Сегодня становится очевидным, что атака на памятник не отбита. Она столь же сильна и требует концентрации новых усилий на противодействии этому вандальному плану. Эйфория от, как оказалось, мнимой победы была преждевременной.
На этом фоне радость за младшую сестру – нижегородскую гиперболоидную башню инженера Шухова, которая наконец-то и совершенно заслуженно получила федеральный охранный статус, несколько меркнет.
Приходят мысли о сознательной рокировке в этой игре, предшествующей все еще намечаемому «распилу» московской радиобашни. В этом контексте кажется далеко не случайным, что общемировой отчет ICOMOS – крупнейшей организации мира по сохранению памятников, курирующей Всемирное наследие ЮНЕСКО – «Наследие в опасности» (Heritage at Risk) за 2011-2013 годы опубликован с великолепной фотографией Шаболовки на титульной обложке.
Сверкающий солнечный шар ослепляет, заливает светом дивные ажурные конструкции Башни – одной из вершин достижений человеческого гения, представляющего Россию в мире. Этот городской пейзаж транслирует и такую ясную мысль о том, что выдающиеся всемирные ценности принадлежат всему человечеству. Дистанция с замыслами упомянутого российского министерства – огромного размера.
***
Публикуемый ниже текст профессора ННГАСУ, автора одной из последних книг о В.Г. Шухове «Код Шухова» Татьяны Виноградовой был представлен в виде короткого письменного доклада на совещании инженеров и экспертов в РААСН в июле 2014 года и посвящен защите Шаболовской башни.
Бывшая опора ЛЭП на берегу Оки у города Дзержинска – это вторая (после Шаболовской) сохранившаяся многоярусная башня, составленная из отдельных гиперболоидных секций, каждая из которых имеет длину 25 м. Наша башня состоит из пяти таких секций и имеет высоту (без траверсы) 125м.
В конце 20-х годов прошлого века для перехода ЛЭП через Оку соорудили восемь парных опор, из них шесть были гиперболоидными. На правом высоком берегу – два одноярусных гиперболоида; на левом, у береговой кромки – два пятисекционных; дальше от берега стояли две опоры, составленные их трех секций. Путь ЛЭП изменили, и все опоры, кроме самых высоких, разобрали. Их вынуждены были сохранить, поскольку этим башням был присвоен статус региональных памятников.
Еще зимой 2005 года эти башни стояли. Мы их видели с нашими зарубежными коллегами (профессором Райнером Грэфе и др.). Снег по колено не позволил нам приблизиться к ним. На моих фотографиях эти башни стоят среди заснеженных сосен, как мираж. Мы ждали, когда растает снег. Но не только мы ждали. Были и другие люди, которым очень хотелось эти башни повалить, разобрать и сдать в металлолом. Я пишу об этом (ситуация с Шаболовской башней похожа): страсть к наживе. Короче – одну из башен свалили. Работали профессионалы под «высоким» прикрытием.
Мы успели заснять ее, лежачую. Она свалилась на бок, сохранив свою длину. Специально обращаю внимание на это. Сами по себе шуховские гиперболоиды так не падают. Разрушение, если такое случится, идет по вертикали. Чтобы башня упала горизонтально, надо очень постараться, в нашем случае у разрушенной башни были удалены опорные стержни.
Таким же путем пытались повалить и вторую башню. Опять-таки, профессионально на всю длину вырезали опорные вертикальные стержни, которые сам Шухов называл «ногами». Успели удалить 16 стержней из 40 ног (40 – это общее число опорных стержней). Ноги убирали подряд, в результате башня почти наполовину лишилась поверхности опорного гиперболоида. Она продолжала стоять, при этом не теряя вертикальности, в чем убедились геодезисты. Произошло перераспределение усилий, много большую нагрузку приняли на себя оставшиеся опорные стержни. Этот печальный и в основе своей циничный эксперимент убедил в том, что в шуховских гиперболоидах заложен колоссальный запас прочности и устойчивости.
Обратим внимание на то, что башни на Оке много слабее Шаболовской, где вертикальные стержни представляют собой сдвоенные швеллеры. В нашем случае – это одиночные уголки.
Проектируя опоры ЛЭП (они строились почти на десять лет позже Шаболовки), Шухов был уверен в прочностных качествах своих гиперболоидов и выполнил их «воздушными», подобными паутине. Шаболовская башня намного прочнее опор ЛЭП!
В рамках международного проекта кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ специалистами университета был разработан проект восстановления башни, который был обсужден и одобрен нашими зарубежными коллегами. Финансовая реализация проекта была возложена на собственника (как он ни открещивался от башни!) – МРСК Центра и Поволжья (филиал «Нижновэнерго»). Стоимость проекта примерно 300 тыс. руб.
Кроме этого, реализованы проекты берегоукрепления с созданием набережной около башни (выполнен нашими гидротехниками) и благоустройства территории вокруг нее.
Вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев:
— С одной стороны, мы, конечно же, рады за башню в Дзержинске, поскольку в свое время приложили много усилий для ее сохранения. Хочу отметить, что большой вклад в дело спасения этой башни внес нижегородский губернатор Валерий Шанцев: именно благодаря его воздействию нижегородские энергетики провели-таки реставрацию конструкций и укрепление фундамента. Благодаря этому, видимо, и стало возможно внесение ее в списки федеральных памятников.
Но при этом писем и обращений и в Правительство и в Минкультуры о наделении статусом объекта федерального значения Шуховской башни на Шаболовке было в десятки раз больше. Но «повысили» не ее, а дзержинскую. Это не может не настораживать: что, если этой приятной новостью для нас хотят подсластить следующую – о демонтаже Шаболовской башни? Ведь до сих пор так и нет никакого документа правительственного уровня, который однозначно бы гарантировал, что Шаболовскую башню не разберут и не перенесут.
Историк архитектуры, руководитель «Центра Авангарда» Александра Селиванова:
— Три пары гиперболоидов разной высоты под Нижним Новгородом Шухов спроектировал и построил в 1927-29 годах, через 10 лет после Шаболовки. Их конструкция смелее и прозрачней московской: были использованы одинарные, а не двойные стержни, и это при том, что опоры должны были выдерживать, учитывая и обледенение, и порывы ветра, и ледоход, огромный вес электропроводов (в отличие от легкого флагштока и двух траверз на радио башне). До наших дней дошла только одна из опор. Четыре были сданы на металлолом еще в 1997 году, затем, несмотря на охранный (регионального значения) статус, была подпилена и свалена еще одна башня. Ее 128-метровой сестре повезло: вандалов удалось остановить, провести реставрацию и – наконец, получить ожидаемый статус федерального значения.
Что касается Шаболовской башни Шухова, то ее будущее по-прежнему туманно, не смотря на охранный статус. Процесс по-прежнему затягивается и напоминает футбол между Минкультом, Мосгорнаследием и РТРС, противоаварийные работы не ведутся, не принято решение о смене собственника башни и о проведении (или не проведении) конкурса на проект реставрации.
Досье: Шуховская башня, расположенная на Оке в районе Дзержинска, — одна из двух сохранившихся в России высотных многосекционных гиперболоидных конструкций инженера В.Г. Шухова (вторая – Шаболовская башня в Москве) и единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи (ЛЭП), выполненная в виде несущей сетчатой оболочки.
1 комментарий