Праздник любви
Анастасия Вербицкая
Хорошо, когда правильная идея приходит в голову правильному человеку. Из нее рождаются правильные и хорошие вещи. Так, один известный москвовед вовремя вспомнил, что 2014 год – не просто так московский год в ряду других, а юбилейный год старейшей московской улицы – Варварки. Ее первое летописное упоминание, как Варварьской улицы, связано с погребением здесь в 1434 году святого Максима Блаженного. День его памяти отмечается 24 ноября, а 23-го, в воскресенье, под церковный праздник, Архнадзор, с подачи того самого памятливого москвоведа, решил подарить москвичам праздник, День Варварки.
Но праздновать без хозяев – абсурд. Значит, идем с нашим предложением к местным жителям. Кто же нынче живет на Варварке? Патриаршее подворье (Знаменский монастырь, церкви Святой Варвары, Святого Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке) и два музея: Палаты бояр Романовых и Английское подворье. Они населяют всю четную сторону улицы. На нечетной, спрятавшись в переулке, стоит удивительная церковь Троицы в Никитниках. Все соседи с радостью откликнулись на наш призыв и открыли свои двери москвичам (лишь Английское подворье не смогло этого сделать по объективным причинам: заканчивает реставрацию своих палат).
Благодаря любезному согласию прихода приглашенные на праздник горожане смогли попасть в обычно закрытые помещения.
Самым древним из них был подклет церкви Св. Варвары с открытой в 2007 году археологами белокаменной кладкой XVI века – основанием храма, стоявшего на месте нынешнего и выстроенного знаменитым итальянским зодчим Алевизом (только вот Старым или Новым – историки пока спорят) по заказу соседей, купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвоста. Нынешнее же здание, в стиле классицизма, было возведено на рубеже XVIII–XIX веков предположительно по проекту Родиона Казакова.
Не менее интересна и верхняя церковь собора Знаменского монастыря: в конце XVIII века интерьер века XVII получил новый классицистический декор с кессонированным куполом, пилястрами и медальонами по стенам. Церковь пока не освящена и сохраняет интересные приметы советского времени. В тот период здесь была репетиционная база хора им. Свешникова и проходили концерты. Помимо еще не демонтированной эстрады, интерьер украшает редкий модернистский задник, который жаль было бы потерять. Хотелось бы получить согласие прихода на передачу его, к примеру, в Музей декоративно-прикладного искусства.
Наконец, еще одним «магнитом» нашей экскурсионной программы стала волшебная церковь Троицы в Никитниках, ярчайший памятник узорочья и, очевидно, родина этого стиля. Она была возведена в первой трети XVII века по заказу и на дворе богатейшего ярославского купца, царского «финансового консультанта» Георгия (его часто и неверно зовут Григорием) Никитникова. К сожалению, из-за ограниченности внутреннего пространства на эти экскурсии нам пришлось вести запись, причем сильно ее ограничить, и далеко не всем повезло туда попасть в сопровождении гидов Архнадзора. Однако эта церковь – действующая, открыта постоянно, и попасть в нее можно свободно в любой другой день.
Палаты бояр Романовых тоже не остались в стороне и открыли для наших экскурсантов подземную археологическую экспозицию.
И вот настал день Варварки. Погода нам благоволила (видимо, тоже сочла нашу задумку правильной): он был сухим и солнечным. Подойдя к месту сбора экскурсионных групп мы, честно признаться, несколько опешили. Москволюбы заполонили чуть ли не половину площади Варварские Ворота. Мы, конечно, ожидали большого интереса к празднику, но не ожидали таких масштабов. Оказалось, что на последнем этапе к анонсированию нашей акции активно подключилось всесильное телевидение – и в результате, при заявленных стартах групп в 12-00, 13-00 и 14-00, уже к половине первого от выхода из м. Китай-город ушли пять (!) экскурсий численностью более сотни человек каждая. В целом, по нашим подсчетам, экскурсии Архнадзора в этот день посетили более 1000 человек.
В роли чичероне выступили Рустам Рахматуллин, Дмитрий Лисицин, Александр Ракитин, Константин Михайлов, Денис Сергеев и героический Александр Фролов. Почему героический, спросите вы? Потому что Александр, не успев закончить одну экскурсию, тут же подхватил следующую (желающих-то не уменьшалось!), а потом без паузы провел и экскурсию по церкви Троицы в Никитниках.
Конечно, при такой массовости экскурсантам пришлось порой набираться терпения и ожидать попадания в тесные помещения подклета Св. Варвары и археологического музея Романовых палат, где их встречали музейные экскурсоводы. Но и это времяпрепровождение не было пустым: где еще, как не в краеведческой компании в очереди на вход, узнаешь от коллег о ближайших планах любимых гидов и обменяешься с ними впечатлениями о посещенных лекциях.
С наступлением темноты успевшие попасть в запись счастливчики переместились на противоположную сторону Варварки, в церковь Троицы в Никитниках с ее росписями XVII века и резными порталами. А затем – обратно, в надвратную колокольню Знаменского монастыря. Здесь юбилейная программа завершилась небольшим концертом хора Патриаршего подворья и дискуссией о будущем Варварки и всего Зарядья.
А будущее это волнует многих, свидетельством чему список гостей и выступавших. Это не только непосредственные обитатели Варварки: Патриаршее подворье в лице его настоятеля протоиерея Вячеслава Шестакова, Палаты бояр Романовых в лице заведующей музея Галины Щуцкой, Музей Английское подворье в лице его руководителя Александра Сотина, – но и сам главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сергей Олегович уделяет большое внимание проекту устройства парка в Зарядье и хочет, чтобы будущий парк стал «любимым местом» москвичей. К сожалению, у него не было времени остаться подольше и выслушать предложения и пожелания «местных» и специалистов: археологов и архитекторов. Однако он заявил, что готов к компромиссам и, надеемся, действительно проявит гибкий подход к реализации этого ключевого для Москвы проекта.
Так, уже было официально озвучено предложение восстановить трассу некогда существовавшего в Зарядье Псковского переулка. Действительно, необходимость создать пешеходные связи между Варваркой и будущим парком очевидна. Однако по первоначальному проекту, победившему в международном конкурсе, один из проходов предполагался прямо по территории Знаменского монастыря, без учета исторических трасс зарядских переулков. От этой идеи, кажется, уже отказались.
Но здесь встает еще один вопрос, о перемежевании: по справедливости, к территории Английского двора и монастыря следовало бы прибавить по несколько метров с юга, восстановив прежние границы владений. Сегодня же палаты «англичан», стоящие здесь с XVI века, упираются крыльцом прямо в строительный забор Зарядья, а прохожие практически вытирают подолами белокаменные стены. У монастыря тоже отрезана изрядная часть исторической территории, исчезнувшей вместе со сносом половины монастырских зданий. Это делает невозможным проведение, скажем, крестных ходов вокруг собора.
В ходе дискуссии монастырь, устами архитектора Елены Рябченко, рассказал и о своих планах по воссозданию утраченной застройки. На представленном макете, помимо воссоздаваемого келейного корпуса, мы видим разобранную еще в XVIII веке шатровую колокольню, а также «офисно-складской» комплекс Товарищества мануфактур «Викулы Морозова с сыновьями». Пока это лишь предложения, целесообразность и возможность реализации этого проекта еще обсуждается.
У Английского подворья тоже есть свои планы. И они совершенно сопрягаются с идеей создания парка в Зарядье. Оказывается, в середине XVII века возле торгового представительства Англии существовал фруктовый сад. Так почему бы не попробовать воссоздать его сегодня? Александр Сотин мечтает, что возле его музея возникнет что-то вроде шекспировского сада, окружающего дом великого англичанина в Стратфорде-на-Эйвоне.
Но главной и первоочередной проблемой сегодня остается неисследованная археология Зарядья. Об этом говорили на вечере известный архивист Владимир Киприн и археолог Центра историко-градостроительных исследований Игорь Кондратьев. Последний назвал Зарядье «Помпеями Москвы», ведь вокруг стилобата бывшей гостиницы «Россия» лежит неизученная территория с шестиметровым культурным слоем, законсервированным после строительства «России». Под фундаментами снесенных в советские годы зданий XVIII-XIX веков скрываются остатки более ранних построек, белокаменных и кирпичных палат. Цело и основание разобранной Китайгородской стены.
Однако с момента сноса гостиницы прошло почти десять лет, а никаких археологических раскопок проведено не было. Упущено колоссальное количество времени, за которое мы могли бы получить несметное количество открытий и сюрпризов. Шутка ли: пристань на Москве-реке существовала здесь, вероятно, задолго до летописного основания Москвы. И материальные свидетельства той эпохи все еще ждут своих исследователей. Ждут археологов, но не экскаватора. При этом в проекте создания парка об археологии до сих пор нет ни слова. Это упущение нужно срочно исправить, пока не стало слишком поздно. Гибель археологии Зарядья стала бы самой большой утратой Москвы, считает Игорь Кондратьев.
Это тоже к слову о правильных и хороших вещах.
Возвращаясь к «соседски-общественной» акции на Варварке, отметим, что наша юбилейная инициатива так удачно попала «в яблочко», что тут же была подхвачена самой префектурой ЦАО, явно оценившей по достоинству идею организации праздников улиц и задумавшей сделать их регулярными. И то сказать: все улицы Китай-города упомянуты как минимум в XV веке, чем не повод проводить «уличные» праздники хоть каждый год. Так, Ильинка (тогда Дмитровская улица) летописно упомянута 20 июля (по старому стилю) 1472 г., по новому это день… Ильи Пророка, здесь даже к круглым датам привязываться не нужно. 10 июня (по старому стилю) 1475 г. упоминается местность Орбат – здесь напрашивается праздник Воздвиженки. 17 апреля (по старому стилю) 1493 г. – первое упоминание Никольской (тогда Сретенской) улицы…
Подводя итоги насыщенного дня, координатор Архнадзора Рустам Рахматуллин (откроем вам секрет: он и есть тот самый памятливый москвовед, кто придумал и запустил всю воскресную акцию) заметил, что праздник вышел «живым и человечным». Это неудивительно: если соседи любят свой квартал и друг друга, если москвичи любят свой город и уважают его историю, если руководство города прислушивается к желаниям его жителей – иначе и быть не может.
2 комментария