По бревнышку
Старинный дом в Преображенском погибает под надзором московских контролирующих органов
За пределами 3-го транспортного кольца нет-нет, да встречаются домики, напоминающие нам о дореволюционной Москве. Деревянные, с наличниками ручной работы и наполовину скрытыми культурным слоем цокольными этажами, они, как солдаты «старой гвардии», противостоят времени и градостроительным политикам разных эпох, вырывая обывателей из железобетонной прямолинейности мегаполиса. Тем обидней терять в двадцать первом веке то, что чудом уцелело в двадцатом. Один из таких уютных домиков уничтожают на наших глазах.
Дом в Преображенском, на Бужениновой улице, 30, стр. 2, построенный в начале ХХ века, ныне принадлежит ОАО «Художественная гравюра», наследнику одноименного советского предприятия. В соседнем корпусе до сих пор упражняются в искусствах художники и мастера народных промыслов, а вот старинный дом уже несколько лет как заброшен. Часть перекрытий обвалилась, а северное крыло дома, по словам хозяев, несколько лет назад сгорело. Первый этаж дома кирпичный, второй — деревянный, с наличниками ручной работы и жестяной кровлей. С юга к дому до недавнего времени примыкало крыльцо с резными деталями. Несмотря на то, что в этом районе сохранилось не так много старинных жилых построек былой Преображенской слободы, дом не имел статуса объекта культурного наследия.
В марте 2014 года активисты «Архнадзора» впервые зафиксировали работы по этому адресу: на месте сгоревшего крыла появился котлован, в котором орудовал бульдозер.
Переговоры с руководством «Художественной гравюры» были малоутешительны: хозяева честно заявили, что намерены дом разобрать (как водится, в связи с аварийным состоянием), а потом выстроить заново, с воспроизведением прежнего облика. Представители «Архнадзора» поставили руководство «Художественной гравюры» в известность о существовании городской Комиссии по градостроительству в зонах охраны – только по ее разрешению возможна разборка здания.
Чтобы предотвратить несанкционированный снос, тогда же «Архнадзор» обратился в различные государственные организации, ответственные за градостроительную политику и сохранение памятников культуры. В Департаменте культурного наследия г. Москвы сообщили, что информация о согласованной и другой проектной документации в департаменте отсутствует, а сам адрес на комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия не обсуждался. В данном случае разборка дома является грубейшим нарушением московского законодательства.
Из Департамента культурного наследия были направлены письма в префектуру Восточного административного округа города Москвы и ОАТИ. При проведении проверки АТИ ВАО был выявлен ряд нарушений. Установлено, что подрядной организацией ООО «ВИС-строй» проводились работы, не включенные в ордер. Организация была оштрафована, а действие ордера приостановлено.
Несмотря на все это, к середине июня снесена большая часть дома. Сохранилась только фасадная и боковая стена. Отсутствует большая часть сруба. Исчезло крыльцо. Кровля отсутствует полностью, разобрана печь. Остается констатировать, что дом фактически уничтожен. В ОАО «Художественная гравюра» эти действия объясняют обрушением кровли и плохим техническим состоянием сруба.
Для чего же существуют «контролирующие органы»? Общественность подает им сигналы, «соответствующие органы» реагируют: пишут друг другу письма, проводят проверки, штрафуют и предупреждают подрядчиков. А дом разбирают по бревнышку, как ни в чем не бывало.
Зачем Правительство Москвы создало Комиссию по градостроительству в зонах охраны, если ее можно просто-напросто игнорировать?
1 комментарий