Две реальности ВДНХ

ВДНХ

Константин Михайлов

ВДНХ только что официально вернули половину исторического названия. Теперь это не Всероссийский выставочный центр, а снова Выставка достижений народного хозяйства. У исторического названия была вторая половина: выставка в период своего расцвета носила гордое имя ВДНХ СССР. И новые хозяева вошли на ее территорию вполне по-советски, без лишней рефлексии.

С середины апреля десятки павильонов выставки стали переживать масштабное благоустройство: их красили, отскребали фасады, где-то демонтировали торговые ларьки. Говорили, на то было указание высшего столичного руководства: к праздникам выставку «привести в порядок».

Планы московской мэрии в отношении ВДНХ прекрасны. Превратить комплекс в мультикультурный центр. Избавить выставку от рыночных ларьков, захламляющих интерьеры павильонов. Снести незаконные постройки, вывезти многолетние запасы мусора. Восстановить попорченное великолепие величественных фасадов, превратить пустыри в газоны, оживить пересохшие фонтаны…

Все нормальные люди, и в первую очередь любители архитектурно-парковых ансамблей, с удовольствием поддержат эту новую реальность, с удовольствием в ней поживут или погуляют и, я уверен, готовы поучаствовать в ее созидании.

Проблема в том, что параллельно с этой новой реальностью созидается другая новая реальность: от первой она отличается, я бы сказал, степенью свирепости, которая обратно пропорциональна степени осмысленности.

ВДНХ превратилась в образцово-показательный полигон, где в полевых и аллейных условиях отрабатываются разнообразные технологии того, как не нужно сохранять уникальные объекты культурного наследия.

Как не нужно вести себя в охранных зонах, как не нужно следовать реставрационным теориям.

Разрушение саркофагов

Нашумевший пример – предпраздничная история с демонтажем модернистских фасадов 1960-х годов, навешенных на каркасной конструкции поверх старых фасадов павильонов 1930–1950-х годов, после чего «Азербайджан» и «Поволжье» превратились в «Вычислительную технику» и «Радиоэлектронику».

Безумно интересно и даже волнительно, когда из-под поздних наслоений показывается прежняя красота – лепнина, барельефы, настенные панно и прочие богатства сталинского ампира.

Когда против этой спецоперации, проведенной буквально в несколько дней, высказался сперва «Архнадзор», а затем ряд уважаемых специалистов в области отечественной архитектуры ХХ века, боюсь, никто не удосужился вникнуть, в чем, собственно, вопрос.

Гораздо проще отмахнуться: ну их, этих девелоперофобов, они вечно к чему-нибудь цепляются.

Здесь замечу на полях, что, когда в Москве рубежа 1920–1930-х тогдашние власти точно так же отмахнулись от защитников старины, это в конечном итоге дорого обошлось нашему городу, обернулось гибелью десятков художественных памятников мирового и европейского класса и утратой цельного зрелища старого города, за каковое, собственно, так ценят в мире Рим и Париж, Флоренцию и Вену.

Однако в те годы архитекторы и их заказчики были еще способны возводить художественные сооружения и целые ансамбли, примером чему стала все та же ВСХВ-ВДНХ.

Сегодня, конечно, массовая погибель остаткам старой Москвы вроде бы не грозит, но и в 1920-х все начиналось с малого. Когда не нужны ни голос общественности, ни советы экспертов, ни нормы закона, закрепляющие не только смысл реставрационных мероприятий, но и последовательность их подготовки, обсуждения и исполнения – жди беды. Лишних звеньев в этой цепочке нет, скорее много недостающих.

Мифология освободителей

Теперь вернемся в современность. К пресловутым «Вычислительной технике» и «Радиоэлектронике», которым сделали пластическую операцию и вернули молодость «Азербайджана» и «Поволжья».

Правительственная «Российская газета» описывает это радостно: «ВДНХ сбрасывает саркофаги».

Журналисты цитируют не надоевших ученых, а прораба, «присланного департаментом капремонта жилья города»: «Заканчиваем демонтаж саркофагов. Нам поручено снять эти фальшфасады, которыми павильон был закрыт в 1963 году, в пору хрущевской борьбы с архитектурными излишествами. Какую красоту скрывали! И как варварски с ней поступили: карниз с майоликой под крышей грубо обрублен, видно, мешал навеске металлоконструкций. И денег не пожалели! Ну ладно, на этом гофролист, а тринадцатый-то (номер павильона. – К.М.) закрыт алюминием. Его не одна тонна потребовалась. Представляете, сколько это стоило!»

Так у нас на глазах рождается мифология: она обычно оттуда и рождается, из правительственных газет.

Жили-были прекрасные павильоны ВДНХ, и вдруг пришли какие-то безумцы, не жалевшие на свое безумие ни денег, ни алюминия, и упаковали красоту в саркофаги! Но теперь, спустя полвека, приходят воины света, освободители красоты, отважные рыцари, присланные из департамента капремонта, и иже с ними. И этот исторический и переломный момент, конечно же, совпадает с переходом выставки под московскую руку и прогулкой по ней мэра Сергея Собянина.

История 1960-х

Интересно, в правительственной газете в самом деле думают, что в СССР 1960-х годов заправляли одни безумные борцы с архитектурными излишествами? Конечно же, эта борьба была, про нее знает каждый абитуриент МАРХИ, но не одним же этим эпоха исчерпывалась! Что ж они тогда все прочие павильоны не заключили в саркофаги, что ж излишества-то с них не посшибали? Наоборот, изучали их, ремонтировали, издавали книги.

Неужели так сложно вспомнить, как расшифровывается слово ВДНХ? Открыть какую-нибудь умную книгу и осознать, что в СССР 1960-х обитали не одни борцы с излишествами, а еще и труженики и передовики народного хозяйства?

Это их усилиями к началу 1960-х в советской вычислительной технике и радиоэлектронике накопилось значительное количество достижений. И страна, во-первых, смогла запустить человека в космос (отсюда на выставке одноименный павильон и макет ракеты «Восток»), а во-вторых, ощутила необходимость продемонстрировать на выставке своих достижений новые полноправные отрасли тогдашней инновационной экономики. Естественно, козырным отраслям отдали отдельные павильоны.

Радиоэлектроника

Но радиоэлектроника и вычислительная техника в декорациях сталинского стиля, изображавших колхозное изобилие, счастливых поселян и т.д., – это был бы явный диссонанс, это выглядело бы, особенно с позиций того времени, просто нелепо и «несовременно». И новые павильоны одели в новый стилистический наряд, в формах модернизма, в соответствии с представлениями 1960-х об эстетике и современной архитектуре.

Это – логика развития государства. Это – пласт истории страны. Это – пласт истории ВДНХ, который запечатлен в облике нескольких павильонов выставки.

И этот пласт сейчас просто стирают ластиком с лица ВДНХ, как будто она не переживала вместе со страной 1960-е годы и не радовалась достижениям радиоэлектроники и вычислительной техники.

Прорабы вместо экспертов

Я далек от того, чтобы оправдывать вандализм 1960-х, с прежним декором во многих местах обошлись просто варварски, но, однако же, не стали его уничтожать. И приоткрыть завесу времени, показать многослойную историю павильонов, конечно же, необходимо.

Но как, когда, как быстро, чьими усилиями – должны решать эксперты и специалисты. Отечественной школе реставрации, слава богу, более полутора веков, есть в ней методы, позволяющие и старинный облик восстановить, и ценные наслоения не утратить, и демонстрировать и то и другое.

Вопрос в такте, в профессионализме, в бережном отношении к тканям памятника. Но не в свирепости в беспрекословном исполнении руководящих указаний.

Об этом, собственно, и взывали к городскому начальству эксперты: куда спешить? Изучим, подготовим проекты, проведем реставрацию высшего класса…

Трудно допустить, что руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский про все это не знает и не думает. Конечно же, думает и знает, и поболе многих – и про эпоху 1960-х, и про эстетику, и про ценность исторических наслоений, и про реставрационные методы.

Но в той же «Российской газете» он ограничивается комментарием: «Возрождая ВДНХ, мы не ломаем, а открываем людям исторические фасады зданий, являющихся памятниками регионального значения». Фактически это означает, что в этой истории руководитель Мосгорнаследия оказывается союзником не экспертов, а прораба, присланного из департамента капремонта спасать томящихся в саркофагах красавиц Поволжья и Азербайджана.

Почему он так поступает – это, конечно, вопрос к московской системе принятия исторических решений.

В результате на официальном сайте департамента культурного наследия Москвы 8 мая появляется сообщение, что им «выдано разрешение на проведение научно-исследовательских работ для разработки проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ» на двух павильонах-узниках. Вдумайтесь: выданы разрешения на научные исследования, даже пока не на разработку проекта, а работы уже идут полным ходом и практически близки к финалу!

Если в Москве, на важнейших и значимых ее объектах реставрация будет идти таким стахановским способом, то, простите, зачем тогда нужны департамент культурного наследия, изысканная система историко-культурных экспертиз и все прочие «архитектурные излишества»?

Достаточно прораба из департамента капремонта.

Вычислительная техника, 19 апреля 2014

Исчезающая реальность

Объекты второй, «свирепой реальности» на выставке множатся. Года полтора назад посвященное ВДНХ многочасовое заседание секции федерального научно-методического совета Минкультуры России посетили представители выставочной дирекции. И на вопросы недоумевающих академиков и профессоров: на каком основании вы строите в охранной зоне, поблизости от «Космоса», огромный «океанариум», искажающий исторические ландшафты выставки? почему в этом месте, документ хоть какой-нибудь покажите?! – ответ был: имеется указание городского руководства, нам его достаточно, вот и строим. К маю 2014-го «океанариум» достиг уже высоты 6-этажного дома…

Океанариум

В разных закоулках выставки один за другим исчезают павильоны ВСХВ-ВДНХ. Конечно, далеко не все они представляли собой большую ценность, но опять-таки – кто это решает?

На комиссию при правительстве Москвы по градостроительству в зонах охраны эти вопросы не выносят, хотя того требуют московские постановления.

В феврале-марте 2013 года полностью снесен павильон «Теплицестроение». В течение прошлых зимы-весны разобрано строение кафе «Лебедь» постройки 1954 года. В нынешнем апреле снесен павильон «Судостроение» 1966 года постройки. Несколькими годами ранее сгорела неоклассическая «Ветеринария», один из ранних павильонов, уцелевших от первоначальной ВСХВ 1930-х.

Конечно же, павильоны ВДНХ 1930–1950-х «Поволжье» и «Азербайджан» не из этого ряда. Они отнюдь не утрачены. Утраченными оказались «Радиоэлектроника» и «Вычислительная техника», новые павильоны ВДНХ 1960-х. Диалектика, борьба эпох.

Можно ли было этого избежать, показать историю страны и выставки в многообразии и в развитии? Наверное да. Быть может нет.

Беда в том, что мы начинаем искать шансы и взвешивать варианты не до, а после того, как кто-то отдал руководящее указание прорабу, присланному из департамента капремонта, и это указание уже исполнено.

Опубликовано на ГАЗЕТА.RU

Фото: Наталия Душкина, Юрий Пальмин, Федот Пухлов, Архнадзор.

10 комментариев

В московском Сколково тоже реставрация намечается: http://www.kommersant.ru/doc/2475480
Михаил Панфёров больше года назад   Изменить
Собянин снёс решётку между ВДНХ и Ботаническим садом. А ведь решётка эта из усадьбы Геринга и представляет историческую и художественную ценность. Кто-нибудь ответит за варварство?
Я не понимаю, как можно быть против открытия фасада вычислительной техники, здоровья. Еще и бездарные, убогие алюминиевые коробки защищаете на площади промышленности. А уж художество перед 36 павильоном вообще ни в какие ворота не лезет. Правильно сломали судостроение, туда же и весь алюминий прогнивший надо отправить во главе с бездарным Монреалем. Вобщем, пока все правильно делается. К осени приведут часть зданий в порядок, как бы кто не пытался выдумать сказки про уничтожение памятников.
Иван, основной вопрос не в сносе безвкусных зданий (автор говорит чуть мягче: "...далеко не все они представляли собой большую ценность..."(с)), а в том, сколь бережно относятся к истории города и страны: советуются ли с экспертами ("...как, когда, как быстро, чьими усилиями – должны решать эксперты и специалисты..."(с)), участвуют ли специалисты в работах, и т.д.
не понял что такое бббб?))) но суть сатьи я понял, на мой взгляд правильно. Вся статья высосана из пальца.... Цель одна - поставить жирный минус всей реконструкции. Про пласты истории, и что это дико - пустая болтовня. Людой здравомыслящий человек, смотря сегодня на ВТ без фасада 60-х, порадуется виду, тоже самое можно сказать и про другие здания на ВДНХ. Не надо уподобляться Дождю, Эхо Москвы и т.д. Вся статься сплошной минус, причем надуманно придуманный. Я не увидел здесь ни слова про Лесную промышленность, Асторию, животноводческий комплекс. Только осуждение тех работ, которые восстанавливают территорию. Из этого можно сделать вывод, что статья рассчитана, на чернуху.
Слушайте, Иван. Проваливайте Вы отсюда по добру-по здорову. Что Вы придуриваетесь, "Радиоэлектроника" (именно как "Радиоэлектроника") был одним из самых лучших павильонов ВДНХ. Это очевидно каждому, знавшему ВДНХ до сей весны. Его облик необходимо восстановить в тех же материалах и в том же качестве. Нет, не "воссоздать" где-нибудь на муляже, а восстановить ТАМ ЖЕ. И не посещайте Вы так часто данную тему, не так забавно "создавать" паразитные помехи как бы от "общественности", т.к. это смешно.
to Иван 2014-06-21 00:51:58 : И ещё. Приходилось, конечно, слышать (краем уха) байку, будто бы при упр-ах иль преф-рах полуподпольно (от остальных ведомтв) создаются специальные отделы для сидения в интернете и печатания там фонового "мнения". Ваш предшественник, Иван, был более "ловок" и "молниеносно" (от "Blietzkrieg") оборачивался другим ником (да, тот самый, который "в бане"). Но всё равно было смешно. И на ЧТО тратятся средства ЖКХ! Неужели позор "благоуст-ва" на ВДНХ оборачивается позором натренированных писак "общественного" "мнения" ??? А если граждане возмутятся , мол куда идут их денежки на ЖКУ? Мало не покажется? Нет? И вообще, если уж Вам так не нравится Радиоэлектроника, то где ж Вы бываете, когда пластмассят дома Москвы? Например, заклеивают лепнину с фруктами? Неужели восваляли пластиковую "экологизацию"? ;-\\\
Я смотрю, Вы самый главный представитель общества))) только ваше мнение самое правильное и другого быть не может. Вы бы заехали как-нибудь на ВДНХ ради интереса, пообщались что-ли с экскурсоводами, спросили их мнение на данный счет. Они все же немного в курсе истории ВДНХ и архитектурных дел. В качестве консультации, не подскажите по поводу "Садко" - из какого материала надо восстановить чаши с фруктами на крыше? А то вот недавно там проходил - одну уже воссоздали.)) Это то здание, про которое Броновицкая говорила на лекции - там теперь фактически руины. Что касается других павильонов, официально я слышал, что рек-ция займет 6-7 лет. Сейчас делают косметический ремонт и коммуникации прогнившие меняют.
"Жили-были прекрасные павильоны, и вдруг пришли какие-то безумцы" - да именно так! У главбезумца и вандала было ФИО - Н.С.Хрущев. Остальные - просто бессловесные исполнители. И это, вовсе не "логика развития", а ВАНДАЛИЗМ в чистом виде. Просмотрите на срубленные пилоны и барельефы Поволья! Я уже не говорю об уничтоженных павильонах Животноводство,Совхозов и Зерно (площади Механизации особенно "повезло"). Одним словом, странная позиция у автора, уж очень он хочет совместить несовместимое - красоту и уродство, искусство и вандализм. В одном я уверен: то, что можно восстановить, должно быть восстановлено, по-возможности, как можно ближе к оригиналу 1954.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *