ВСХВ против ВДНХ
Ирина Трубецкая
18 апреля, в Международный день охраны памятников, на ВДНХ была начата разборка модернистских фасадов павильонов №14 «Вычислительная техника» и №15 «Радиоэлектроника». За пару недель до этого была попытка демонтировать мачту у только что снесённого павильона №24 «Судостроение». Эти работы проводятся в рамках возвращения исторического «вида ВДНХ на 1954 год».
Можно (и нужно) спорить о ценности разбираемых фасадов, но при разворачивании того масштабного городского, если не государственного проекта, который мы наблюдаем на ВДНХ, нельзя не признавать двух вещей – соблюдения закона и соблюдения исторической правды.
Соблюдение закона говорит нам о том, что в случае подобных работ на павильонах – объектах культурного наследия федерального значения требуется:
1) разработка предмета охраны памятников, подразумевающая проведение историко-архитектурных исследований и наличие положительного заключения историко-культурной экспертизы;
2) разработка и согласование проекта реставрации.
Ничего этого в данном случае проведено не было, модернистские фасады снимают, потому что кто-то сверху так решил, потому что эти фасады якобы искажают вид того самого мифического «ансамбля ВДНХ 1954 года».
Здесь самое время вспомнить про историческую правду. А она заключается в том, что в 1954 году никакого ансамбля ВДНХ не было и в помине. Это была Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ): здесь вам ни павильона «Космос», ни ракеты «Восток», никаких достижений промышленности, за исключением отраслей, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Поэтому заявление мэра Москвы Сергея Собянина о намерении вернуть Выставке именно название ВДНХ и былую славу вызвало сначала радость, а потом, по мере разворачивания работ, недоумение и глухое непонимание у ряда исследователей и историков Выставки.
Год, в который ВСХВ стала ВДНХ, отнюдь не 1954-й, а 1959-й. Это год появления модернистского фасада павильона «Радиоэлектроника», а также сооружения под названием Круговая кинопанорама. Переход на демонстрацию достижений хозяйства в целом требовал расширения экспозиционной тематики и обновления павильонов. Тогда ещё ничего не сносили, это начнётся позже, тогда ещё старались видоизменить имеющееся, сохранить ансамбль, внеся в него новые современные штрихи. Далее веяния современности всё более нарастали, и вот в 1963 году экспозицию перестроили по отраслевому принципу, а в 1967-м появилось знакомое нам название павильона «Космос», ракета перед ним и мачта Судостроения поблизости.
Дальше начинаются вопросы. Собираются ли городские власти переименовать «Космос» обратно в «Механизацию и электрификацию сельского хозяйства»? Уберут ли ракету? Ведь чистота ансамбля на 1954 год, вероятно, этого требует?
Хочется верить, что подобные мысли даже не приходят в голову руководителям городских департаментов. Но тогда встаёт вопрос: откуда взялась датировка ансамбля ВДНХ на 1954 год? Если же мы, согласно истории Выставки, начнём отсчёт ВДНХ с 1959 года, то причин разбирать «Радиоэлектронику» у нас не будет.
Нестыковок в датировках можно было избежать, если бы до начала благоустройства было проведено широкое экспертное и публичное обсуждение, учитывая значимость и сложность территории ВДНХ. Это обсуждение было обещано руководителями городских департаментов на пресс-конференции, состоявшейся 8 апреля. В тот день ярко светило солнце, был начат снос десятка незаконных ларьков разом, говорились хорошие слова о светлом будущем Выставки, о проблемах, которые предстоит здесь решить. В последующие две недели стало очевидно, что уже есть некий проект благоустройства, какие-то готовые решения, которые упорно реализуются, но прозрачности, понимания того, кем и на каком основании эти решения приняты, нет по сей день.
Также нет понимания того, имеются ли акты технического состояния и планово-реставрационные задания на павильоны-объекты культурного наследия, которые сейчас спешно начали красить. Перед покраской на них также спешно сбивают старую штукатурку, вызывая волнение в душах наблюдающих за процессом исследователей и любителей Выставки. Как бы где не отлетел кусок лепнины, мозаики или керамики.
Ещё в начале благоустройства, в ожидании широкого обсуждения предстоящего улучшения Выставки, общественное движение «Архнадзор» подготовило свои предложения по сохранению ансамбля ВДНХ. Там нет призыва сохранить модернистские фасады, потому что нам просто не пришло в голову, что их могут так запросто начать демонтировать («кто ж его посадит, он же памятник!»). Мы сосредоточились на постройках, малых формах и ландшафте, не стоящих на госохране. Ниже публикуем эти предложения.
Видео с комментарием Ирины Трубецкой:
10 комментариев